- Наталья Александровна, Тюменская область в течение долгого времени остается регионом-лидером Российской Федерации. Каковы главные факторы успеха?
- Стать лидером не самое трудное, куда сложнее сохранить достигнутые позиции.
На протяжении последнего десятилетия в регионе сохраняется положительная динамика по всем направлениям развития отрасли: успешно решаются вопросы доступности дошкольного образования; в школах созданы условия для качественного обучения; учреждения профессионального образования отвечают запросам работодателей и инвесторов региона.
Решения, принимаемые правительством области, позволяют нам уверенно двигаться к поставленным целям. Мы не устаем повторять, что главный фактор успеха - это наши люди: управленцы, директора, педагоги, не равнодушные к проблемам образования.
- Отразился ли кризис на социальной сфере? Не пришлось ли урезать расходы? Есть ли у региона подушка социальной безопасности?
- В Тюменской области социальная сфера во все времена финансируется в приоритетном порядке. Все принятые правительством области социальные обязательства сохранены в полном объеме. При этом мы постоянно работаем над тем, чтобы эффективнее и продуктивнее расходовать бюджетные ресурсы.
Важно вкладываться в будущее, в развитие региона. А о подушке безопасности говорят цифры: за пять лет за счет строительства и реконструкции в Тюменской области введено в эксплуатацию 50 объектов образования (детские сады, школы, учебные корпуса учреждений профессионального образования). Сегодня работа в этом направлении продолжается: строятся новые школы, расширяются площади областной физико-математической школы, в ближайшие три года появятся еще пять школ в новых микрорайонах Тюмени.
- Какие направления развития социальной сферы являются для Тюменской области приоритетными?
- Для нашего региона важны все отрасли социальной сферы. Хотя образованию уделяется чуть больше внимания. Учитель, педагог - это тот человек, от качества работы которого во многом зависит общекультурный и профессиональный уровень будущих поколений.
Нам важно не только повышать уровень образованности и воспитанности педагогов, но и максимально создавать им условия для творчества.
И мы видим результат: несколько последних лет школы области полностью укомплектованы педагогическими кадрами. Каждый год создаются условия для привлечения в школы и детские сады области выпускников педагогических колледжей и институтов. Количество учителей в возрасте до 35 лет в школах и садах составляет порядка 30%. Любопытно, что в последнее время в учителя идут мужчины, демонстрируя при этом высокие результаты работы.
- В чем вы видите ресурс повышения качества тюменского образования?
- Качество образования - это не результат, выраженный в числовых показателях, это правильное выстраивание системных изменений в школах, которое напрямую влияет на качество воспитания, общего развития учащихся.
Чтобы образование шло в ногу со временем, необходимо в первую очередь выстраивать грамотное, оперативное и эффективное управление. На второе место я бы поставила саморазвитие педагогических коллективов. Не повышение квалификации по графику один раз в три года, а создание такого уклада жизни, когда повышение профессионального уровня становится постоянной потребностью каждого педагога.
Опережающее развитие, своевременное реагирование на изменения как в научной, так и в производственной сфере, решение задач в комплексе. И совершенно не случайно с 2015 года в регионе действует так называемый социальный договор, который включает в себя все вышеназванные компоненты.
- Какая отличительная черта есть у тюменского учительства?
- В первую очередь готовность работать и потребность совершенствоваться. Не стоять на месте, а искать и внедрять новые технологии. Тюменский педагог сегодня не стесняется учиться у своих коллег. А тот, кто уже освоил интересную технологию, открыт к сотрудничеству и готов поделиться своим опытом. Наши педагоги хорошо работают в команде, достаточно активны и предпочитают действовать не по стереотипам, а в инновационном режиме.
Кроме того, тюменского учителя отличает стремление оттачивать свое мастерство посредством участия в фестивалях, инновационных проектах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах.
- Наталья Александровна, востребован ли в области опыт педагогов - методистов, мастеров, наставников у молодых учителей?
- В регионе сформирована сильная система наставничества и тьюторского сопровождения молодых специалистов.
Эффективность сопровождения процесса адаптации молодых учителей, создание условий для их дальнейшего карьерного роста - приоритетные задачи каждого образовательного учреждения. Под индивидуальные задачи развития и становления каждого молодого учителя разрабатываются и программы сопровождения.
Широко используются такие формы обмена опытом среди молодых учителей и наставников на уровне школы, района, области, как Неделя молодых педагогов, образовательно-методические сессии «Вектор роста». На уровне муниципалитетов и области созданы советы молодых педагогов, советы наставников.
- Стала ли привлекательна сфера образования в качестве профессии у сегодняшних школьников?
- Думаю, что да. О востребованности и привлекательности профессии говорит численность желающих поступить в вузы и техникумы на педагогические специальности. В этом году в Тюменском педагогическом колледже на одно место претендует до 9 человек, а в вузах - до 6 человек, при этом средний балл аттестата поступающих составляет выше четырех.
- Поменялся ли образ нынешнего студента? Чем, как вам кажется, отличается студент ХХI века от студента двадцатилетней давности?
- В настоящее время студент - это человек мобильный, эрудированный, с более широким культурологическим кругозором, готовый к самостоятельной деятельности, зачастую подготовленный с применением практик под конкретного работодателя и соответственно имеющий перспективы трудоустройства и конкурентоспособный на рынке труда.
Основное в деятельности студента - учиться и участвовать в научной, общественной, социальной жизни. В этом образ студента двадцатилетней давности и студента ХХI века идентичны.
Но современный студент имеет гораздо больше возможностей для самореализации. Этому способствует современное материально-техническое оснащение образовательных организаций, а международное сотрудничество вузов открывает возможность студентам участвовать в международных грантовых конкурсах на научные исследования и разработки, проходить стажировки в ведущих вузах мира, получать престижные стипендии международных фондов.
- Заметен перелом в настроениях жителей - больше стало родителей, которые заинтересованы в получении их детьми качественного образования?
- В настоящее время наблюдается повышение интереса родителей к будущему своих детей, что выражается и в выборе образовательного учреждения для ребенка. Сегодня многие родители интересуются профилем школы, ее внеурочными программами.
Вместе с тем и школа должна заинтересовать родителей, если хотите, продвигать себя. В этом направлении хороший результат дает ежегодно проводимый для родителей общеобластной форум «Большая перемена», другие совместные мероприятия и проекты.
- Каковы ваши планы и перспективы на новый учебный год? Какие вопросы нужно будет решать в первую очередь?
- Необходимо и дальше совершенствовать систему образования, содержание и технологии обучения, образовательную среду, активно привлекать в этот процесс всех заинтересованных лиц: детей, педагогов, родителей, общественность.
Достаточно серьезным и требующим особого внимания является вопрос обеспечения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на всех уровнях обучения. Мы много работаем по этой теме. В новом учебном году продолжим работу с педагогами, родителями. Будем расширять сотрудничество с общественными организациями по вопросам обучения детей данной категории.
Сосредоточим усилия на ключевых вопросах образования в части совершенствования математического и исторического образования.
Будем продолжать поддерживать одаренных детей и молодежь.
В рамках проекта «5-100» в Тюменском государственном университете формируется портфель образовательных программ естественно-научного, гуманитарного направлений и технического цикла, а также интеллектуальных продуктов вуза, обеспечивающих ему международную конкурентоспособность.
Правительство области инициировало реализацию целого ряда сетевых образовательных проектов, без которых невозможно изменить культуру взаимодействия учебных заведений между собой и само существо образовательной деятельности (Политехническая школа, Школа инженерного резерва, Открытый институт «приглашенных профессоров» и т. д.).
- Будущее региона в надежных руках?
- Да. В области сложился ряд сильных общеобразовательных и профессиональных школ в сферах промышленных и информационных технологий, строительства, сельского хозяйства, педагогики, медицины. Потенциал тюменских специалистов позволит экономике региона выйти на новый уровень. Образовательные организации стремятся обеспечивать кадровую потребность отдельных отраслей, компаний, идти в ногу со временем и технологиями, гибко реагировать на изменяющуюся среду и выпускать высококвалифицированных специалистов.
Сегодня о нашем будущем говорят факты: в 2016 году на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников прошло рекордное для региона количество ребят. С призовыми местами вернулись участники Всероссийской робототехнической олимпиады. А в мае 2016 года на Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) сборная Тюменской области пополнила копилку призовых мест 5 медалями (2 золотые, 2 серебряные, 1 бронзовая).
- Наталья Александровна, что бы вы хотели пожелать педагогам накануне нового учебного года?
- У нас есть все условия для достижения главной цели - качественно и с любовью учить детей. Хочу пожелать педагогам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, стремления к совершенству, чувства товарищества и коллективизма, успешного сотрудничества. Только успешный учитель может воспитать успешного ученика. В приоритете - качество!

84% тюменских учителей являются членами профессиональных сетевых сообществ.

62% тюменских учителей ежегодно участвуют в творческих и конкурсных профессиональных и общественных мероприятиях.

Только в 2015-2016 учебном году по новым продуктивным педагогическим и управленческим технологиям подготовлен каждый третий педагогический коллектив, более половины учителей и 100% руководителей