Ирина ИВАНОВА, директор Светогорской школы, Выборгский район, Ленинградская область:
- Я думаю, что во введении профстандарта как учителя, так и руководителя есть положительные моменты. Стандарт структурирует деятельность того или иного должностного лица, он определяет какие-то точки, к которым человек будет стремиться. Не методом тыка, а ориентируясь на маячки. Благодаря этому можно будет выстроить программу самообразования.
Профстандарт поможет проанализировать свою деятельность, понять, какая сторона у тебя сильная, а где еще нужно поработать, чтобы соответствовать тому или иному требованию. Вообще люди, которые работают над собой, которым интересна профессия, никогда не останавливаются и постоянно совершенствуются. Если этого не происходит, нужно уходить из профессии. Как учителям, так и руководителям. Остановка означает потерю себя как профессионала. Такой работник вскоре станет неинтересен ученикам, потеряет авторитет у родителей, у коллег и т. д. А особенность маленьких городков в том, что об этом скоро узнает вся общественность.
Конечно, можно сказать, что все уже известно, что совершенствоваться руководителю образовательной организации не в чем, но это не так. Например, мы, как юридическое лицо, проводим различные закупки, поэтому в этой сфере точек для роста множество. Нужно изучать нормативную базу, общаться с коллегами, с юристами, посещать различные курсы, практиковаться. В процессе обучения и общения все время узнаешь что-то новое. К примеру, как рационально потратить бюджетные средства, как их сэкономить и т. д.

Наталья СНИГУР, директор школы №3, Луга, Ленинградская область:
- Профстандарт должен быть, потому что у каждого работника должны быть четко обозначены его компетенции. Человек, собираясь занять должность и видя перед собой профстандарт, должен знать, с чем будет сталкиваться и что от него потребуется. И измерять не только свои силы, но и компетенции. Ведь у кого-то могут быть амбиции и при этом могут отсутствовать компетенции, то есть профессиональные знания.
Понятно, что знания приобретаются в опыте. Возьмем, например, Германию. Как там готовится педагог? Учитель после окончания учебного заведения не имеет права преподавать. Он год работает помощником учителя. После года стажировки учитель сдает экзамен конкретно по практике. Причем для практики выделяется три дня из пяти, и только два дня дается для изучения теории. Надо полагать, что в итоге специалист получается хороший, потому что он прежде всего практик. Для работодателя он просто золотой слиток.
Поэтому мне кажется, что руководителю тоже нужно стажироваться. Например, некоторое время побыть исполняющим обязанности. Это тоже приобретение опыта. После стажировки проходит аттестация, готовясь к которой перелопачиваешь огромное количество нормативных документов, изучаешь их, причем совмещая с практикой.
Если говорить, какими компетенциями должен обладать руководитель, то, по-моему, ему необходимы экономические, юридические, психологические знания. Я бы даже поставила психологию на первое место, потому что важно знать не только психологию детей, но и коллег, родителей.
Будучи просто управленцем в школе и не ведя уроки, трудно руководить образовательной организацией. Ведь зная педагогическую кухню, я могу контролировать, помогать коллегам. Хотя нужно признать, что управлять школой и давать уроки нереально. Что-то обязательно западает. Сегодня в квалификационных требованиях четко о педобразовании не сказано. Там сказано, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование и переподготовку по управлению образованием. Но, наверное, директор все-таки должен быть учителем учителей, потому что основная задача школы была, есть и будет образовательный процесс. Если руководитель ничего не будет понимать в учебных программах, в организации учебного процесса, то элементарно не сможет оценить продуктивность работы своих коллег.

Ирина ТРУШКОВА, заведующая детским садом №109, Невский район, Санкт-Петербург:
- О чем нужно говорить, имея в виду профстандарт руководителя образовательной организации? О том, что управленец должен иметь педагогическое образование. Особенно это касается детского сада. В детском саду очень трудно быть только менеджером и решать только хозяйственно-ремонтные вопросы.
Конечно, это важные вопросы. И руководитель обязательно должен иметь экономическое образование, чтобы владеть вопросами финансово-хозяйственной деятельности. Экономическое образование, менеджмент также дает нам возможность развивать систему дополнительного образования, возможность просчитать, выстроить стратегию развития образовательной организации.
Но без педагогического образования заведующим детскими садами нельзя. Если заведующая не владеет педагогическими компетенциями, то как она будет строить работу с кадрами? У директора школы есть заместители, которые могут помочь в этом вопросе, а что делать заведующей маленьким детским садом?
Я уверена, что управленец в педагогике должен быть «играющим тренером». Он вызывает больше уважения у коллег тем, что понимает особенности дошкольного образования, может выстроить корпоративное обучение, объяснить новые требования, разложить по полочкам, на что нужно обратить внимание, как изменить деятельность.

Татьяна ЩУР, генеральный директор негосударственной образовательной организации «Гимназия «Альма Матер», Санкт-Петербург:
- Профстандарт нужен однозначно, потому что в нашей стране работают много людей, и все совершенно разные, и надо как-то договариваться друг с другом. Если не будет осей и координат, то каждый будет дудеть в свою дуду. Другое дело - не хотелось бы, чтобы получилось так, как с профстандартом для учителей: некоторые его моменты озадачивают... Например, зачем учителю знать все законы? Он, как профессионал, в нужный момент должен найти эти законы и прочесть, но зачем это знать наизусть, непонятно.
Почему один и тот же педагог должен уметь учить талантливых детей, детей с ОВЗ и обычных детей? Это вообще-то непростые вещи, хотя по профстандарту выходит, что любой учитель в любом городе и в любой школе должен все уметь. Но это невозможно. Поэтому не хочется, чтобы руководитель, как многостаночник, все знал и умел, был святее папы римского и умнее министра образования.
Я считаю, что в первую очередь руководитель образовательной организации должен очень хорошо ориентироваться в праве. Конечно, он не должен наизусть цитировать административное право или Уголовный кодекс, но он должен абсолютно точно знать, что к чему относится, понимать правовое поле и понимать, как его действия могут оказаться в правовом поле. Мне кажется, это даже важнее, чем экономическая составляющая, потому что если руководитель будет понимать в праве, он найдет хорошего экономиста и будет грамотно спрашивать с него. Ведь можно очень хорошо проводить маркетинг, привлекать внебюджетные средства, но если не знать, правильно ли ты это делаешь, то можно попасть в нехорошую историю.
Вообще управление - это искусство, это как спортивная школа, когда ты научаешься делать какие-то элементы, чтобы было красиво и достойно. Да, искусство предполагает большую степень свободы, но при этом должна быть колоссальная ответственность за нее. Искусство предполагает огромный труд, когда учишься, практикуешься, самообразовываешься. Это целый комплекс, который требует больших усилий.
В то же время руководитель образовательной организации должен иметь возможность сказать педагогу, что он тоже работал с учениками, и привести пример из своей жизни. Хотя трудно сейчас представить, что директор может исполнять свои обязанности и стоять в классе у доски. Это трудно совмещаемые вещи, но возможность сказать, что педагогику он знает не понаслышке, должна быть.

Юлия ШЕВЦОВА, директор Толмачевской школы, Лужский район, Ленинградская область:
- Сегодня у руководителей образовательных организаций и заместителей директора нет квалификационных категорий. Может быть, появление профстандарта изменит это положение и даст управленцам возможность стремиться вперед. Сегодня, если тебя назначили исполняющим обязанности, ты должен принять участие в конкурсе и показать, что соответствуешь установленным критериям.
Не всегда все получается гладко, бывают ситуации, когда в статусе исполняющего обязанности человек остается на годы. Однако, став руководителем, он словно прекращает движение вперед. Мне кажется, такого положения, когда стремиться больше некуда, не должно быть.

Марина НОВОКШОНОВА, директор школы №6, Волхов, Ленинградская область:
- Трудно обсуждать документ, которого нет, однако если порассуждать, то можно предположить, что он может быть полезен при подготовке кадрового резерва. Профстандарт - это как профессиональная программа, где разъясняется, какими компетенциями должен обладать человек, намеренный вступить в должность руководителя.
Если он будет обладать данными компетенциями, то процесс адаптации в новом статусе будет проходить легче и будет более продуктивным, чем тогда, когда человек этому учится, уже начав работать. Процесс вникания и привыкания к должности непростой, особенно у тех, кто пришел к руководству из учителей, а не из заместителей директора. У завуча уже есть управленческий опыт, а учителю, занявшему должность руководителя, еще нужно научиться видеть проблемы и перспективы в масштабе школы, а не в масштабе класса. На это требуется время.

Санкт-Петербург - Ленинградская область