​Светлана МАКАНИНА, учитель  русского языка и литературы школы №318 с углубленным изучением итальянского языка, Санкт-Петербург:

Я не сторонник категоричных решений
В век информационных технологий, наверное,  странно не пользоваться различными мобильными электронными устройствами. Что касается наших уроков, в частности литературы, то я очень спокойно отношусь к наличию мобильных телефонов у ребят. Они не играют в них, потому что просто не успевают. Конечно, часто вместо текста, который представлен в бумажной версии и испещрен закладочками,  с помощью которых нужно найти портрет героя, описание пейзажа, ребята приносят электронную книжку, но с ней трудно работать, и тогда мы откладываем электронные  книги и берем в библиотеке печатные издания. Однако если нужно сделать какую-либо табличку, то  я  прямо на уроке рекомендую  ребятам тот или иной сайт, где можно найти информацию.
 Если мы говорим об уроке русского языка, то благодаря мобильному устройству можно найти значение нового слова. Причем можно устроить соревнование среди учеников, кто лучше ориентируется в онлайн-словарях.  Недавно мы так узнали значение слова «золовка». Естественно, когда идет проверочная работа по предмету, то все телефоны мы складываем в прозрачную коробочку, но  если это практическая работа, то наличие планшета или электронного учебника только приветствуется.
 Я  не сторонник категоричных решений, поэтому считаю, что мобильные устройства могут использоваться на уроке в разумных объемах, хотя как словеснику мне важно, чтобы дети больше работали с бумажной книгой. На мой взгляд, многое зависит от мотивации детей на уроке. Если урок интересен, на нем просто некогда пользоваться телефоном, и тогда у нас даже возникает  такая ситуация: если во время урока у кого-то срабатывает сигнал, то ребята шепчут друг другу: «Отключи звук, пожалуйста!»

Марина ПУРИКОВА, заслуженный учитель РФ, учитель географии школы №10, Каменск-Шахтинский, Ростовская область:

IT-технологии - это целый мир

Мне гаджеты не мешают, наоборот. Я все время осваиваю новые технологии. Например, тему «Все океаны Земли» в 7-м классе я подавала традиционно - централизованно, с видеороликами, с развивающими интерактивными задачками. Все, кроме Северного Ледовитого океана. Его я предложила изучить самостоятельно, разделив класс на группы. Алгоритм изучения был зафиксирован на рабочих листах. На ноутбуке версталась информация группы, а поиск шел со всех подручных средств (планшетов и телефонов). Ребятам нужно было составить собственные слайды и на электронную контурную карту нанести нужную информацию. С самого начала наблюдалось активное деловое оживление класса. Тест выполнили качественнее. И на вопрос, какой океан им больше понравился, ответили: «Северный Ледовитый!»
Теперь я работаю над собственными сайтами, загружаю необходимую информацию для учеников к уроку.
Нельзя говорить, плохо применять гаджеты в обучении или хорошо. Другой вопрос, как учитель может построить урок, чтобы они работали в обучении, а не мешали.

Светлана СПИЦИНА, учитель истории и обществознания школы №81, победитель конкурса «Учитель года-2013» Воронежской области:

Писать сообщение некогда

 Если ученики пользуются гаджетами несанкционированно, этим они, конечно, учителю мешают. Но есть ситуации, когда я сама прошу учеников достать телефоны, планшеты, войти в Интернет и найти какую-то информацию. Такие задания тоже бывают, правда, не очень часто. Чем объясняются непослушание и желание учеников посидеть в Интернете на уроке? Чаще всего они просто общаются в Сети. В школе стоят фильтры, а в личных телефонах их нет, поэтому дети пишут, они ведь очень любят обмениваться сообщениями.
Но многое зависит от того, как организован урок, насколько он интересен и насыщен. У меня плотность урока достаточно большая, и писать сообщения некогда. Но если я все-таки вижу такое, обычно просто делаю замечание, этого хватает, чтобы ребенок выключил телефон и спрятал его. Если вдруг это не действует, я забираю у него гаджет и ставлю его под доской на видное место, чтобы весь класс видел, что с ним ничего не происходит и никто им не пользуется. Это достаточно щекотливый момент, потому что и телефон, и планшет - это личная собственность ученика, отбирая ее, учитель рискует испортить отношения с родителями, особенно если этот гаджет вдруг сломается или с ним еще что-нибудь случится.
Вообще-то все мы люди разные, я знаю, что и некоторые учителя могут пользоваться телефоном на уроке, поэтому, возможно, у них более лояльное отношение к поведению учеников. С другой стороны, поиск в Интернете - это одна из форм работы с информацией, и отказываться от нее нельзя. Например, я иногда провожу самостоятельную работу не только для проверки знаний, но и для того, чтобы дети учились работать с информацией. Даю 10 или 15-20 вопросов, по-разному бывает, и говорю, что сейчас, ребята, вы можете пользоваться любыми источниками информации - учебниками, тетрадями, Интернетом. Главное - найти ответы, правильно их сформулировать. И обычно те, кто начинает пользоваться телефоном, не успевают сделать работу вовремя. В Интернете многое зависит от того, насколько правильно задан вопрос, иначе в ответах можно просто заблудиться.

Ирина ФИЛИППОВА, преподаватель русского языка и литературы  гимназии №4 Великого Новгорода, учитель года-2013 Новгородской области:

Не беру в руки чужие телефоны

В любом классе бывают дети, которые просто играют в телефоне, и приходится их включать в урок, чтобы они начали слушать. Иногда случаются звонки на телефон, даже родители порой звонят не вовремя, и это очень отвлекает, сбивает ход урока. Но мы воспитываем детей, чтобы они использовали телефон по назначению. А что в данном случае может служить подобным назначением? Во-первых, возможность фотографировать на экскурсии, выставке, чтобы использовать эти фото в учебном процессе. Во-вторых, возможность выхода в Интернет для нахождения информации, если у детей возникают индивидуальные вопросы. В этом случае я не запрещаю пользоваться гаджетами. Некоторые дети читают художественные произведения в телефоне или на планшете, это мне не очень нравится, но можно использовать этот способ, если под рукой нет книги. Кроме того, некоторым ученикам в силу особенностей здоровья нельзя носить много учебников.  Дети знают, что пользоваться указанными гаджетами в данных случаях на уроке можно. Если же ребенок использует гаджет не по назначению, с ним приходится беседовать, напоминать, что во время уроков телефон должен быть убран с парты и поставлен на беззвучный режим. Должна отметить, я стараюсь никогда не брать в руки чужие телефоны, чтобы избежать недоразумений.

Светлана МИРОШНИЧЕНКО, учитель истории, обществознания и права школы №1, Сольцы, Новгородская область:

Дорога каждая минута

Я бы сказала, что такие дети, как правило, как раз не мешают учителю. Они сидят тихо, как мышки, их не видно и не слышно. Они мешают... сами себе, потому что не дают себе учиться. Не участвовал из-за погружения в виртуальный мир в обсуждении в классе, не записал информацию, пропустил слова учителя - получил пробелы в знаниях. Такие дети могут играть в телефоне, смотреть кинофильмы на планшете. Безусловно, иногда на уроках требуется помощь Интернета, чтобы найти какую-то учебную информацию. В таких случаях я разрешаю детям держать на партах телефоны. Если же я заранее знаю, что поиск информации в Интернете не потребуется, то сообщаю классу, что на этом уроке все должны оставить гаджеты в портфелях и не доставать их. Если все же находится хитрец, который исподтишка свой телефон достанет, приходится подходить к нему и напоминать, чтобы он убрал при мне гаджет в портфель. Это мешает всем и отнимает время, а ведь на интенсивном уроке дорога каждая минута.

Марина КАМИНСКАЯ, ученица 9-го класса гимназии имени академика Н.Г.Басова, Воронеж:

Интернет отвлекает

Конечно, сегодня мы уже не представляем свою жизнь без различных электронных устройств на уроках. У нас очень много учебников, сумка тяжелая, поэтому если учителя разрешают закачивать на телефон или планшет текстовые учебники, в которых не надо ничего писать, а нужен только текст, мы закачиваем, и это очень удобно. И портфель легче, и текст перед глазами. Единственный минус - это невозможность что-то пометить в книге, выделить. Но сейчас и это уже можно делать, что я и делаю. Но не могу сказать, что я постоянно пользуюсь электронными версиями учебников, иногда - да, но не постоянно. В основном на устных предметах - на литературе, если текст нужен, на истории. А на математике не пользуюсь, мне неудобно. Вообще чуть меньше половины класса используют электронные учебники, остальные предпочитают бумажные.
Если говорить о телефоне, им пользуюсь в основном для того, чтобы связаться с родителями и сообщить им что-то важное. Но обычно делаю это на перемене. На уроке захожу с телефона в Интернет тогда, когда учитель дает задание что-то найти или посмотреть по предмету. Правда, случается это редко, и в основном на литературе или на уроках по искусству. На информатике, кстати, тоже почти не выходим в Интернет, в основном занимаемся на компьютерах программированием.
Отправляем ли на уроках эсэмэски друг другу? Иногда бывает, но редко, уже когда совсем скучно на уроке или делать нечего. Еще если учитель куда-нибудь из класса выходит минут на 15 и мы сидим одни, тогда да, все сразу в Интернет.
Если говорить о будущем, думаю, что электронные учебники дальше будут все более популярны. Но сам Интернет и возможность в любой момент зайти в него отвлекают от урока.

Анастасия НЕЗЛИНА, ученица 11-го класса, лицей №21, Иваново:
 
Планшет - это выход из ситуации

Зачем школьникам на уроке гаджет? Признаюсь, долго думала над этим вопросом. На самом деле я сама не одобряю, что в школах разрешены гаджеты. Очень маленькое количество людей использует их для учебы, большинству они помогают списывать и не умереть от скуки на некоторых уроках. Поэтому я нашла только один реальный их плюс. Лично для меня планшет является учебником. Намного легче взять в школу его, чем тащить неподъемную сумку, набитую книгами. Иногда бывает страшно смотреть на бедных первоклашек, сгибающихся под тяжестью огромных портфелей, из-за которых их даже не видно. Так что лично для меня планшет - это выход из ситуации.

Ева ТОЧИЦКАЯ, ученица 11-го класса школы №37, Москва:

Телефон на уроке не нужен

 По большому счету телефон на уроке не нужен. Он мешает сосредоточиться и отвлекает все внимание на себя. Я достаю телефон и мотаю новостную ленту от скуки. Но не все уроки скучные. Но такие уроки, как ОБЖ, на котором в 11-м классе ничего, кроме информации о военкоматах и как туда попасть, не рассказывают, я достаю телефон или рисую. Но никогда в жизни я не посмею достать телефон на уроках обществознания, потому что моя учительница, во-первых, ненавидит их присутствие и, во-вторых, они просто не нужны, потому что она прекрасно рассказывает тему и держит класс все 45 минут во внимании. Возникновение скуки зависит от учителя и от того, как он преподает свой урок. Если учитель ведет урок интересно, то и телефон не нужен будет. Если учитель не может держать класс в узде, то будут и игры в телефонах, и громкие разговоры.
Но иногда телефон играет полезную роль: у меня не все хорошо с алгеброй, и чтобы быстро считать, я пользуюсь калькулятором (на экзамене я как-нибудь справлюсь, там 4 часа дают), я могу скачать книгу по литературе и читать ее, найти информацию о третьем законе Менделя и решать задачи по генетике дальше. Но это мнение не всех, в моем классе есть парни, которые действительно не могут не играть в «Hearthstone» ежеминутно. Это очень грустно, ведь все их разговоры об этой игре.

Юрий ЖИЛЯЕВ, ученик 11-го класса гимназии №4, Курск:

Бумажный учебник привычнее

Я телефоном на уроке не пользуюсь. Но считаю, что иногда гаджеты полезны, особенно если говорить об электронных книгах. Такой книги достаточно, чтобы скачать на нее все учебники и не носить тяжелый портфель. У нас в классе есть ученики, пользующиеся электронными книгами. Лично мне комфортнее с учебником, и так складывается, что мальчики в основном носят бумажные книги, а девочки - электронные.
На уроках учителя часто используют различную компьютерную технику, например проигрыватели, чтобы показывать нам интересные материалы на экране с помощью компьютерной доски. А нам, ученикам, они иногда говорят, чтобы мы сами с помощью Интернета нашли необходимую информацию, например, нужное стихотворение на уроке литературы, если его нет в учебнике. Но в целом учителя против, особенно если замечают, что на планшете или телефоне у тебя открыта какая-нибудь страница, отвлекающая от урока. Думаю, это правильно, дисциплина должна быть, а то мы так совсем разленимся!
Наше поколение приучено и к компьютеру, и к Интернету, я не помню времени, когда их не было. Но все-таки считаю, что на некоторых уроках он необязателен. На информатике - да, нужен, а вот на математике, физике, русском - нет. Мы должны сами учиться, иначе есть риск, что вообще отвыкнем считать, вычислять, а потом и думать. Калькулятора вполне достаточно. Хотя, например, на ЕГЭ у тебя даже калькулятора не будет, ты должен сам уметь вычислять.

Роман ВОРОБЬЕВ, ученик  10-го «А» класса, школа №14, Великий Новгород:

А ум на что?

Основной гаджет, который используют многие подростки, - это смартфоны. Смартфон  не только средство связи, но и простой способ найти информацию и расширить свой кругозор. Приведу пример. Обычный подросток в нашем ХХI информационном веке не очень любит копаться в книгах. Многие дети находят это очень скучным и неинтересным. В сети Интернет можно найти отрывки из литературных произведений или, например, даты по истории. Можно также готовиться к экзаменам через сеть Интернет, особенно тем, кто находится на дистанционном обучении. Я рассматриваю только положительную сторону использования гаджетов, потому что это на самом деле полезно. А то, как дети используют гаджеты на уроках, - это, скажем так, дело ума каждого. Каждый может за себя решать, заниматься ему на уроках учебой или своим телефоном. Учителям, конечно, не будет нравиться, если ребенок не слушает преподавателя, а пользуется Интернетом в развлекательных целях, например, слушает музыку. Но если ученик понимает, для чего ему нужен гаджет, он будет пользоваться им разумно. Также в школах нашей страны проводятся эксперименты, когда дети пользуются гаджетами как учебниками на электронной основе. И по статистике у них больший процент получения знаний, это доказано! В целом рациональное использование гаджетов очень помогает в обучении. Это моя точка зрения.

Юлия ГЕТМАН, ученица 11-го класса школы №10, Каменск-Шахтинский, Ростовская область:

Информация в учебниках может быть устаревшей

Сейчас, в век высоких технологий, нельзя представить мир без гаджетов. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Ведь благодаря гаджетам мы можем искать нужную для нас информацию и при этом не затрачивать много времени и сил. Я считаю, что гаджеты должны  использоваться на уроке. С помощью них можно быстрее и эффективнее усваивать новую информацию, учителя могут с их помощью делать уроки более интересными и запоминающимися. С помощью гаджетов стало возможным увидеть экзотические страны, реки, моря. Замечу, что информация в учебниках может быть устаревшей, но, воспользовавшись гаджетом, мы без труда можем найти самую точную  и новую информацию.
Конечно, на уроках гаджеты нужно использовать по назначению.  Я не представляю себе уроки информатики без необходимого компьютерного оборудования, разнообразных  приложений для интересных учебных и прикладных проектов.  На уроках химии и биологии мобильный класс обеспечивает каждого ученика нужным материалом, поэтому я могу выполнять больше заданий, а не ждать, когда все поймут задачку. Затем пройти тестирование и автоматически получить отметку.  На уроках географии страны мира мы изучаем по модулям. На первом модульном уроке нужно найти информацию и выполнить задания, прописанные в модуле. Пользоваться можно всеми источниками: учебником, атласом, телефоном, планшетом, тем более что в последнем это все есть. Мы заинтересованы выполнить задания как можно лучше, потому что видим, сколько баллов весит каждое задание. И можем по итогам работы спрогнозировать свою отметку.