По словам директора школы №97 Ижевска, учителя математики Ахтама Чугалаева, его учреждение оснащено средствами ИКТ по полной программе, однако говорить о том, что вот это и есть тот самый образец, на который должны равняться все школы, он бы не стал. Дело в том, что каких-либо единых и универсальных решений не может существовать в принципе, просто потому что не существует двух совершенно одинаковых школ с абсолютно одинаковыми учителями, учениками, программами развития, подходами к преподаванию и так далее.
- Одно дело - математический лицей, другое - гуманитарная гимназия, третье - обычная школа, и уж совсем четвертое - школы особого типа, коррекционные, - говорит Ахтам Хахибзянович. - У всех у них разные задачи и цели, разные уровни освоения отдельных дисциплин, а значит, и оснащение должно быть тоже разное. Но даже если взять учреждения в рамках одного профиля (скажем, школы с углубленным изучением иностранных языков), то все равно в каждом из них будут свои собственные подходы к обучению и, следовательно, будут использоваться разные технические средства в зависимости от конкретных запросов учителей. Иногда бывает так, что учитель приходит и говорит, мол, очень нужна интерактивная доска. Зачем, спрашиваю. Затем, отвечает он, «чтобы проецировать портреты писателей». Пардон, но для чего же в таком случае тратить уйму средств на приобретение дорогого устройства, если для проецирования достаточно банального проектора?
Действительно, получается, что когда технику закупали за счет федеральных средств, никто не был против поставок любого оборудования - пусть присылают, да побольше, авось когда-нибудь все это освоим! Но вот теперь, когда на приобретение любого гаджета школе нужно самой тратить выделенные ей деньги, возникает вопрос: а так ли оно нужно и нельзя ли достигнуть тех же самых результатов без всяких интерактивных столов и навороченных приборов? Оказывается, можно обойтись «малой кровью».
- Казалось бы, в кабинете изобразительного искусства интерактивная доска просто необходима, - продолжает Ахтам Чугалаев. - Однако, тщательно изучив проблему, мы решили действовать иными методами. Дело в том, что это устройство плохо передает цвета, да и изображение на нем недостаточно контрастное. Вместо этого мы разместили над доской большой ЖК-телевизор, который гораздо более сочно и красочно передает любую картинку. А на учительском столе установили документ-камеру. Учитель рисует на своем рабочем месте, а результат дети видят во всей красе на экране. Это все гораздо дешевле и эффективнее.
Заместитель руководителя фонда «Таланты и успех» по направлению «Наука», учитель года России-2010 Михаил Случ согласен с этой точкой зрения. По его словам, современные ФГОС, Закон «Об образовании в РФ» и другие руководящие документы четко ориентируют нас на развитие у детей умения работать с интерактивным и мультимедийным оборудованием, средствами аудиовизуализации и так далее. С этой точки зрения каждое образовательное учреждение должно предоставить возможность для обучения детей новым технологиям. Однако нигде не сказано, какое именно оборудование должно быть в школе. Это одновременно и хорошо, и плохо.
- Хорошо, потому что каждое учреждение вправе решать, что и для каких целей закупать, - говорит Михаил Ильич. - А плохо, потому что формально во многих школах сейчас эти упомянутые средства аудиовизуализации вроде бы и есть, но порой кажется - лучше бы их и не было вовсе, настолько они некачественные, морально и физически устаревшие. А даже если установлено самое современное оборудование, где гарантия, что учителя способны грамотно его использовать на уроках?
Генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова также уверена, что, хотя у каждого педколлектива свои потребности в том или ином оборудовании, можно попробовать описать некий джентльменский набор средств ИКТ, который должен быть в любом образовательном учреждении.
- Во-первых, это средства аудиовизуализации, без которых сложно строить процесс обучения в принципе, - перечисляет Елена Владимировна. - Это может быть интерактивная доска или дисплей с удобным и многофункциональным софтом. Во-вторых, удобная система опроса и тестирования, с помощью которой можно быстро и на месте провести проверку знаний и закрепить материал. В-третьих, цифровые лаборатории для экспериментов - для обучения по системе «от гипотезы - к доказательству», более эффективной, чем штудирование параграфов учебника. Также сюда можно включить комплект по робототехнике, потому что конструирование роботов помогает развивать логическое и системное мышление, творческие способности, понять, как работает любое автоматическое устройство. Робототехника метапредметна, и опыт конструирования обязательно пригодится в любой сфере деятельности, какую бы профессию школьник ни выбрал в будущем.
Однако тут есть одна очень важная деталь, убеждена гендиректор Polymedia. Дело в том, что использовать с полной отдачей весь этот потенциал новых технологий можно при наличии не только грамотных и творческих педагогов, но и соответствующим образом организованного рабочего пространства образовательного учреждения. Иными словами, при проектировке школ, детских садов и колледжей следует заложить возможность быстрой и легкой трансформации помещений из небольшого кабинета в просторный зал и обратно с помощью мобильных штор-перегородок. Также нужно пересмотреть саму концепцию оформления коридоров и рекреаций, которые могут и должны взять на себя образовательную функцию - там можно разместить интерактивные панели, экраны, консоли, информкиоски и так далее. Более того, наличие на всей территории школы wi-fi предполагает, что занятия могут проходить не только в классе, где есть жесткая привязка к стационарному компьютеру и доске, а в любом подходящем для этого месте школы.
Но это будущее. В настоящем же приходится решать совсем другие проблемы, которые опять же у всех разные. И если в одних школах ломают голову, как расширить интернет-канал с 128 Кбит/с хотя бы до 512 Кбит/с и как довести показатель «ученик - компьютер» хотя бы до уровня «12 к 1», в других учреждениях ищут выходы из иных затруднительных ситуаций.
- Наша школа насыщена самой разной аппаратурой, и мы пока ввели мораторий на приобретение чего-либо нового, - рассказывает учитель физики и информатики гимназии №12 Липецка, финалист конкурса «Учитель года России-2015» Алла Волкова. - Много не всегда хорошо, тут очень легко потерять смысл работы педагога, надеясь, что ИКТ способны заменить все. И к тому же, когда в кабинете есть очень много всяких умных устройств, возникает стремление постараться все это использовать везде, где только можно, на каждом уроке, «чтоб не простаивало». А ведь каждый опытный учитель скажет: любое техническое новшество надо применять только там, где это нужно, и только тогда, когда оно необходимо. И даже системы интерактивного опроса не всегда эффективны, порой бумажные листочки дают лучший результат.
Как говорится, «не в средствах ИКТ счастье». Хотя без них в современном мире, согласитесь, жить довольно трудно.

Кстати

Практически все учителя, участвующие в проекте «Школа новых технологий», подтверждают: время, которое ученики проводят в школе, увеличилось (в отдельных случаях - на 50%). По мнению экспертов, это напрямую связано с развитием информационно-коммуникационной среды, которая позволяет создать условия для интересной и полезной деятельности учащихся в течение продолжительного времени.