- Сергей Николаевич, до лета 2015 года областной центр развития одаренности был гимназией №117...
- Да, но это была не совсем обычная гимназия - здесь высокий уровень обучения, слаженный профессиональный коллектив. Гимназия не раз входила в топ лучших учебных заведений страны, дети постоянно побеждают в конкурсах и олимпиадах различного уровня, выпускники поступают в лучшие вузы страны. Учиться здесь хотят многие, и теперь это могут делать талантливые ребята со всей области. Хотя это не значит, что юным гениям в других школах живется хуже - областной институт развития образования разработал технологию выявления и сопровождения одаренных детей, обучает педагогов всего региона работе с ними.
- Будут ли еще открываться подобные «точки роста»?
- И открываются, и будут открываться. Например, воплощается в жизнь проект областного технопарка для креативной молодежи, занимающейся научно-техническим творчеством и учебно-исследовательской деятельностью на базе областной станции юных техников. Он уже стал методическим ресурсным центром сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, воскресными физическими школами, лабораториями. На областной станции юных натуралистов совместно с бюджетным учреждением «Природный парк «Птичья гавань», представителями вузов и научных исследовательских организаций реализуется проект «Ресурсный центр «Школа естественных наук». Он разработан педагогами станции, создавшими дополнительные образовательные программы. «Школа» расширяет сферу исследовательской деятельности ребят в экологии и биологии. Например, в исследовательской лаборатории «Биометрический анализ растений» дети изучают внешние биометрические показатели растений, ведут фенологические наблюдения, получают статистические данные об исследуемых объектах живой природы. С нового учебного года в регионе действуют дополнительно 90 классов, где углубленно изучается физика. Это один из шагов программы популяризации предмета в школах наряду с переобучением учителей физики. В этом году, кстати, наши выпускники хорошо сдали ЕГЭ по физике, улучшив средний балл: двоечников в 2,5 раза меньше, чем годом ранее.
- Сергей Николаевич, а как обстоят дела с реализацией новых федеральных государственных образовательных стандартов?
- Деятельность по их освоению и введению в регионе началась в 2007 году. В прошлом учебном году по новым стандартам обучалось более 100 тысяч наших детей. С 1 сентября 2015 года в соответствии с федеральным и региональным планами все пятиклассники региона - это более 20,5 тысячи человек - начали осваивать стандарт основного общего образования. Сейчас доля омских школьников, обучающихся по ФГОС, составляет около 63 процентов. Полностью перейти на новые стандарты планируем к 2020 году. В 14 образовательных организациях, которые стали региональными площадками по апробации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, созданы условия для обучения 150 ребят, имеющих нарушения слуха, речи, интеллекта. Руководство региона нашло средства для софинансирования федеральной программы. Более 50 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов выделено на дооснащение коррекционных учреждений новым развивающим оборудованием, на переобучение педагогов.
- Каждая четвертая школа в стране работает в две или три смены. Сейчас кризис, ждать ли новых школ в ближайшей перспективе?
- Кризис кризисом, но дети во все времена - главная ценность. Да, многие школьные здания физически и морально устарели, нуждаются в капитальном ремонте, переоснащении или замене на новые. По предварительным данным, на территории Омской области до 2025 года необходимо ввести в строй 65 новых школ общей мощностью свыше 30 тысяч учебных мест, реконструировать 110, капитально отремонтировать 150. Сейчас обучение в две смены ведется в 139 общеобразовательных организациях, то есть в 18 процентах от их общего числа в регионе. Но цель новой федеральной программы - как раз создание новых учебных мест в образовательных учреждениях и перевод школьников из ветхих зданий, имеющих износ от 50 процентов. Общая потребность в бюджетных инвестициях в течение всего срока действия программы составит 45 миллиардов рублей в нынешних ценах.
Нам школы очень нужны - демографическая ситуация улучшается: к 2025 году в регионе ожидается увеличение численности школьников на 79 тысяч. Власти Омской области планируют до 2025 года перевести всех детей на односменный режим обучения и ликвидировать ветхие школьные здания. Это реально, несмотря на все трудности, ведь сумели же мы решить вопрос с обеспечением местами в детских садах малышей в возрасте от 3 до 7 лет. И строили, и перестраивали, и ремонтировали. Да и сейчас не останавливаемся.
- Сергей Николаевич, на каких приоритетных проектах в плане содержания образования сегодня сосредоточена работа министерства?
- Для управления качеством образования в малокомплектных школах мы, например, разработали и реализуем проект «Методическая поддержка руководителей школ, находящихся в сложных социальных условиях». На основе кластерного подхода выделили 208 таких учреждений - то есть 42,7 процента от общего числа. Внедрен социальный паспорт учреждений, реализуются индивидуальные программы повышения качества образования.
- Одна из больших проблем России - дефицит рабочих и специалистов всех уровней квалификации. Как она решается в Омской области?
- Не так давно открылся современный, оснащенный прекрасным оборудованием, многофункциональный Центр прикладных квалификаций для строительной и деревоперерабатывающей отраслей региона. Это уже третий подобный центр в регионе. На базе Омского промышленно-экономического колледжа идет подготовка кадров для предприятий кластера нефтепереработки и нефтехимии. Заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве с предприятиями «Газпромнефть-Красноярск», «Газпромнефть-ОНПЗ», «Нефтехимремонт», «Омский каучук», «Севернефть-Уренгой». Переподготовку с начала года в этом многофункциональном центре прикладных квалификаций прошли уже 800 рабочих. В 2015 году более 1500 специалистов пройдут здесь обучение, переобучение, повысят свою квалификацию.
Еще один МЦПК действует на базе Омского авиационного колледжа имени Н.Е.Жуковского. Здесь ведется подготовка кадров по договорам для предприятий кластера высокотехнологичных компонентов и систем. Заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве с конструкторским бюро «Автоматика», Научно-исследовательским институтом приборостроения, производственным объединением «Иртыш», Омским государственным техническим университетом. На сегодняшний день в центре проходят подготовку 115 человек.
- Это меняет отношение к рабочим профессиям?
- Конечно. Мы уже зафиксировали всплеск интереса к поступлению в колледжи и техникумы, контрольные цифры приема - около 9600 мест - были выполнены раньше, чем обычно. Очень правильно, что при распределении бюджетных мест акцент сделан на специальности и профессии, которые будут способствовать развитию импортозамещения: промышленность, строительство, транспорт и сельское хозяйство.
Наши техникумы и колледжи набирают студентов для обучения по 112 специальностям и профессиям. Для предприятий промышленности предусмотрено 24 процента от всего количества бюджетных мест, для отрасли строительства - 12, для транспорта - 11, для сельского хозяйства - 16. Специальности общественного питания и сферы обслуживания занимают 24 процента объема, специальности социально-педагогической направленности - 13.
В 2015 году был объявлен набор на новую профессию - «мастер по лесному хозяйству» в Омском техникуме строительства и лесного хозяйства и на новые специальности «монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» в Омском монтажном техникуме. Полтавский агротехнологический техникум и Павлоградский техникум сельскохозяйственных и перерабатывающих технологий набирают студентов по специальности «механизация сельского хозяйства». Из-за большой востребованности таких специалистов набор в этом году в целом увеличен на 110 человек.
Вообще сейчас у молодых омичей, решающих получить рабочие профессии и специальности, стали популярными техническое обслуживание и ремонт автомобилей, организация перевозок и управление на транспорте, программирование, информационные системы. Также пользуются успехом техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, машиностроение, сварочное производство, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, монтаж и эксплуатация систем газоснабжения. Всего в регионе прием ведут 40 профессиональных образовательных организаций.
- К педагогической профессии отношение тоже меняется?
- В этом году девять факультетов Омского государственного педагогического университета открыли свои представительства в городских школах, образовательных центрах, адаптивной школе-интернате №7 и детском саду №341, а также в Нововаршавском, Черлакском, Марьяновском, Муромцевском районах, Калачинске и Исилькуле. Базовые кафедры ОмГПУ стали экспериментальными площадками по апробации новых стандартов, образовательных программ и проектов по научно-методическому сопровождению деятельности образовательных учреждений, а также местом проведения непрерывной педагогической практики студентов при участии ведущих специалистов университета. Думаю, это позволит готовить будущих учителей в тесном сотрудничестве с практико-ориентированной школой, как и предполагает модернизация педагогического образования. Открытие базовых кафедр и педагогических классов, по сути - выход на новый уровень отношений, направленных на подготовку профессионалов завтрашнего дня.
- Но опять встает вопрос о зарплате учителей...
- Заработная плата выплачивалась и будет выплачиваться вовремя. На будущий год принято решение сохранить ее уровень. Конечно, педагоги достойны большего, но в современных реалиях стабильность тоже неплохо.

Омская область, фото автора