- Павел Аркадьевич, расскажите, пожалуйста, каким образом формировались команды для участия в международных олимпиадах? По каким качествам отбирались участники?
- Представители сборных команд формируются из числа победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2014-2015 годов, которые участвовали в учебно-тренировочных сборах и показали высокие результаты.
Несомненно, основным критерием для включения в состав сборной является уровень знаний. Он-то и определяется в момент участия во Всероссийской олимпиаде. Жюри не только оценивает работы участников, но и присматривает кандидатов для сборной. Разумеется, подготовка у ребят должна быть очень высокая. Но и это еще не все. Также важными критериями являются внимательность (а именно из-за невнимательности многие участники теряли баллы на Всероссийской олимпиаде), умение анализировать и понимать задание, навыки составления ответов, а также усидчивость, самоконтроль, готовность к серьезным интеллектуальным нагрузкам.
Если ребенок достаточно одаренный, но не может контролировать эмоции, впадает в отчаяние при первой же трудности, конфликтен и непоседлив, то вряд ли он может претендовать на место в сборной.
Международные олимпиады - это не только проверка знаний школьников, это демонстрация интеллектуального потенциала целой страны, и мы должны отбирать лучших из лучших.
- На каком этапе сейчас находится подготовка школьников? Ведь международные олимпиады начнутся совсем скоро.
- Уже стартовали летние сборы. Участники сборных вместе с руководителями проходят усиленную подготовку к соревнованиям. Как правило, сборы проходят на базе образовательных учреждений или в санаториях и лагерях. Это необходимое условие, так как ежедневно школьники занимаются по 6-8 часов. К примеру, участники сборной по химии решают задания, которые распечатаны на 45 страницах. Даже просто прочтение такого объема информации может утомить и рассеять внимание подростков.
Кроме этого ребята решают сложнейшие для их возраста задачи, ставят лабораторные опыты. Их подготовка во время сборов значительно опережает программу студентов 1-2-го курсов вуза.
Нам важно понять, что ребята смогут выдержать такую нагрузку. Ведь в реальных условиях международной олимпиады задания будут еще сложнее и объемнее, а ответственность неизмеримо выше.
- Как проходят международные соревнования?
- Проведение международных школьных олимпиад мало чем отличается от Всероссийской олимпиады. Как правило, участники должны пройти два этапа соревнований: теоретический тест или интервью и практический - решение задач, проведение опытов и т.д.
Между участием в теоретическом и практическом этапах олимпиады школьники посещают экскурсии, играют в интеллектуальные или спортивные игры, могут посещать спортивные залы, пляжи или заниматься творчеством.
Для российских ребят это прекрасная возможность не только принять участие в таких серьезных соревнованиях, но и увидеть другие страны, завести новых знакомых, практиковать английский язык и многое другое.
- Кто оплачивает все расходы на участие ребят в международных олимпиадах?
- Все затраты на участие школьников в международной олимпиаде, включая перелет, проживание и питание, оплачивает Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Каковы успехи российских сборных в прошлом?
- Надо сказать, что Россия входит в десятку стран с самой высокой подготовкой школьников. В прошлом году наши сборные завоевали 38 медалей: 19 золотых, 16 серебряных и 3 бронзовые. Стоит отметить, что сборная по химии впервые в истории участия в этой олимпиаде заняла первое место в неофициальном командном зачете, завоевав 3 золотые и 1 серебряную медаль.
Отличные результаты показали ребята и по информатике: 3-е командное место, 2 золотые и 2 серебряные медали; астрономия: 2-е командное место, 2 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовая медаль.
Сборные России заняли 4-е место по математике, 5-е место по физике, 5-е место по географии. Особо стоит отметить сборную команду юниоров, которая заняла 2-е место на естественно-научной олимпиаде.
Участники сборных вместе с руководителями проходят усиленную подготовку к соревнованиям.
- В каких странах будут проходить международные соревнования в этом году?
- Как правило, международные соревнования организуются и проводятся по всему миру. На данный момент точно известно, что олимпиады пройдут в Таиланде, Корее, Индии, Дании. Также несколько олимпиад пройдет на территории СНГ: в Казахстане, Азербайджане. Россия также будет принимать участников Международной олимпиады по географии, которая пройдет 11-17 августа в Твери на базе центра «Компьютерия». Мы ожидаем команды из 41 страны. Следить за ходом проведения олимпиады будут наблюдатели из 7 стран.
Для участников олимпиады уже подготовлены не только интересные задания, но и развлекательная программа: запланировали несколько экскурсий, проведем конкурс авторской песни у костра.
Мы также настроены на формирование партнерских отношений с представителями стран-участников. К тому же международное общение будет полезным и для наших ребят.
- Каких результатов вы ожидаете в этом году?
- Конечно, рассчитываем на высокие результаты, но все покажет время. Нужно понимать, что задания на международных соревнованиях очень сложные, рассчитанные на высокие способности, а значит, знания программы только российской школы и вуза недостаточно. И конечно, как и для всяких состязаний, очень важно справиться со стрессом.
Жюри будет оценивать не только работу участников, но и их творческий и новаторский подходы к решению задач. Ребята должны выложиться по полной, чтобы проявить себя на олимпиаде.
Впрочем, готовят ребят к выступлению настоящие мэтры и профессионалы своего дела - руководители различных научных кафедр, профессора. Я уверен, что проведенная подготовка отразится  на результатах.
- Какие привилегии получат ребята, участвующие в международных олимпиадах?
- Если победители Всероссийской олимпиады школьников могут поступить в профильный вуз без экзаменов, то призеры и победители международных соревнований тем более будут иметь такое право.
Однако участники международных соревнований, которые особо проявили свой талант, мгновенно попадают в поле зрения потенциальных работодателей. И это необязательно частные структуры. К примеру, одаренные школьники, а в будущем студенты, могут продолжить заниматься научной деятельностью в вузах или специализированных учреждениях. Такие примеры у нас есть. Многие сегодняшние профессора престижных российских вузов принимали участие в международных олимпиадах.
Кроме того, для таких одаренных ребят созданы условия для углубленного изучения предмета в группах продленного дня в институтах. Уверен, что сегодня мы растим выдающихся биологов, химиков и физиков, которые завтра изобретут лекарство от рака, запустят новые спутники в космос, создадут новые растительные культуры или изобретут девайсы, которые сделают жизнь человека полноценнее.
- Что бы вы пожелали участникам международных олимпиад?
- Я желаю ребятам проявить себя, подтвердить статус России на олимпиадах такого уровня. Кроме этого я могу с уверенностью сказать: вы уже победители, вы гордость и будущее страны. Мы поддерживаем вас. Мы переживаем за вас. Успехов и удачи вам!
- Спасибо за беседу, за личную заинтересованность  и серьезную системную поддержку интеллектуального будущего нашей страны!

​Карина КРУПЕНЧЕНКОВА, ведущий специалист проекта «Всероссийские олимпиады школьников»