Основания для оптимизма
По словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, у России в рамках TALIS весьма интересная история. В 2008 году наша страна впервые и неофициально попробовала оценить свои возможности с помощью этого инструмента. Но даже этого оказалось достаточно. Сравнивая итоги TALIS-2008 и свежие выводы, мы видим, насколько удалось продвинуться: изменения коснулись содержания образования, системы оплаты труда, введения эффективного контракта и т. д. Многое было сделано для того, чтобы российское учительство наконец ощутило себя представителями среднего класса.
Как оценить готовящиеся преобразования, как отследить первые эффекты и скорректировать направление изменений? Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк подчеркнула важность результатов подобных сопоставительных исследований, поскольку, по ее словам, именно благодаря TALIS нам удалось получить внешнюю независимую оценку качества образования и квалификации педагогов. Многие результаты исследования оказались прогнозируемыми, и это обрадовало чиновников и профессиональную общественность.
На сегодняшний день, по словам Ярослава Кузьминова, большинство регионов справились с задачей по повышению престижа профессии педагога. По данным TALIS, большинство российских учителей считают, что их занятие ценится обществом. Среди педагогов наиболее старшей возрастной когорты таких 45%, почти столько же (40%) среди педагогов среднего возраста. Но что еще показательнее, среди специалистов до 30 лет доля таковых - 60%.
Таким образом, налицо качественный сдвиг в самоощущении учителей. В особенности молодых, которых, как отметил Ярослав Кузьминов, сегодня в школе значительно больше, чем раньше. Доля молодых педагогов растет у нас теми же темпами, что и по миру, и составляет 13%. Правда, по словам директора Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого, с одной стороны, у нас увеличивается доля молодых и самых молодых педагогов (до 25 лет), но, с другой стороны, сохраняется и самая высокая доля наиболее возрастных (старше 60 лет) - 40% в РФ против 32% в среднем по исследованию. И пожилые педагоги не спешат уходить с работы, в том числе понимая, как соотносится их текущая заработная плата и объемы возможной пенсии.
В отличие от зарубежных коллег российским молодым учителям гораздо приятнее и комфортнее ощущать себя в своей непростой, но важной профессиональной роли. Вероятно, это происходит еще и потому, что, по словам ведущего научного сотрудника Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Марины Пинской, наши молодые учителя приходят в школу хорошо подготовленными. Единственная область, где они сразу же просят о повышении квалификации, очевидна - это управление классом.
Как отметил Ярослав Кузьминов, показатель удовлетворенности своей профессией важен для нас еще и потому, что это в корне меняет образ выпускника, поступающего на педагогические специальности. Еще в начале 2000-х годов средний балл ЕГЭ таких абитуриентов был на уровне 55, сейчас это от 65 и выше. Подобный сдвиг, по его словам, пожалуй, самое большое основание для оптимизма.

Позитивные
и консервативные
Одной из ярко выраженных тенденций, проявившихся по итогам TALIS, оказались более высокие требования российского педагогического сообщества к уровню собственной профессиональной квалификации. Как отметила Наталья Третьяк, наши учителя в отличие от своих зарубежных коллег могут повышать свою квалификацию в основном на бесплатной основе. Правда, в России в среднем меньше, чем в других странах, заинтересованы в повышении квалификации по таким темам, как работа в поликультурной среде, работа с детьми с ОВЗ и в области ИКТ.
По словам Ярослава Кузьминова, не стоит забывать, что у российских учителей изначально гораздо более широкая подготовка. Получая профобразование, многие не перестают изучать и математику, и естественные науки, и иностранные языки. При этом интересно, что у нас гораздо более узкая специализация педагогов. Об этом свидетельствуют и результаты TALIS. Сегодня 3/4 отечественных учителей ведут лишь один предмет. За рубежом таких всего половина. Обычная практика здесь вести по два-три предмета.
Отличает наших педагогов от иностранных коллег и внушительный средний стаж работы (более 20 лет). Кроме того, наши учителя могут не менять свое место работы в среднем 15 лет. С одной стороны, это позитивная особенность российского образования, но в то же время это говорит и о его консерватизме.
Подкрепляется подобная стабильность, как отметил Ярослав Кузьминов, и еще одной существенной особенностью - крайне высокой недельной нагрузкой в размере 46 часов (международное среднее значение - 39 часов). По данным TALIS, нагрузка больше только у наших азиатских коллег. По словам Натальи Третьяк, наши педагоги действительно загружены больше. Даже такое понятие, как полная ставка, характерно для зарубежных учителей в меньшей степени. У нас на полную ставку работают 88% педагогов.
Нагрузка, выходящая за основное время, может свидетельствовать о двух тенденциях - есть те, кто при такой нагрузке работает спустя рукава, и те, кто не разделяет свое профессиональное и личное время. Для таких педагогов работа - способ самореализации. Конечно же, хорошо, когда вторых больше, но для этого нужно обеспечить высокий уровень увлеченности. А как это сделать, если у нас к тому же и выше, чем в среднем по миру, уровень административной нагрузки на одного учителя - 4 часа в неделю? Так что разговоры о том, что учитель тратит больше времени на работу, а значит, априори лучше учит, далеки от реальности. К тому же, как отметил Сергей Косарецкий, даже опосредованно TALIS показывает: рост формализованной нагрузки ведет к профессиональному выгоранию.
Правда, по словам Ярослава Кузьминова, рост нагрузки и сокращение абсолютного свободного времени сочетаются у нас в стране и с еще одной тенденцией - с ростом возможностей проводить свободное время. Лето педагога теперь не обязательно ограничено рамками приусадебного участка, он может позволить себе поездку, культурные мероприятия, покупку книг и т. д., то есть может жить полноценной жизнью культурного человека.

Виноват всегда главный
Кроме предсказуемых результатов TALIS принесло и неожиданные. По словам декана факультета «Менеджмент в сфере образования» МВШСЭН Елены Ленской, было принято считать, что наши руководители в образовании гораздо старше, чем во всем мире. Оказывается, они даже немного моложе. Отличаемся мы от других стран еще и тем, что даже в руководящих сферах наше образование остается преимущественно женским делом: лишь четверть российских директоров школ - мужчины, в остальных странах - участницах исследования их половина.
Еще одна особенность российского директорского корпуса состоит в том, что наши управленцы готовятся к работе, как правило, уже будучи включенными в деятельность. Исследование показало, что лишь 6% проходили профессиональную подготовку до вступления в должность.
Выделяются наши директора, по данным TALIS, еще и по такому критерию, как оценка работы педагогов. Они уделяют ей больше времени, чем зарубежные коллеги. Правда, при этом треть опрошенных российских педагогов заявила, что нередко это происходит для галочки.
Точно так же, как и у учителей, значительную часть рабочего времени российских директоров (56%) занимает административная работа. Конечно, по словам Елены Ленской, директора всех стран - участниц исследования жалуются на подобную нагрузку, но мы пока держим неутешительный рекорд.
Сегодня, как и в 2008 году, наши управленцы чувствуют дефицит ресурсов (от учебников до компетентных работников), правда, сегодня он меньше, чем прежде, но все еще выше, чем в среднем по странам - участницам исследования.
Среди проблем, которые также волнуют российских директоров, - нарушение работниками трудовой дисциплины (опоздания, прогулы), однако, несмотря на большие нагрузки, наши учителя меньше, чем в среднем по исследованию, готовы избегать их такими радикальными способами. Основная проблема, которую очень трудно преодолеть нашим директорам и которая, к сожалению, вновь определяет наше лидерство в исследовании, - это списывание.
Весь этот груз ответственности российский директор сегодня в основном несет на себе. Да, в 85% наших школ, по словам Елены Ленской, уже есть управляющие советы, но при этом почти половина директоров-респондентов заявила, что все решения они принимают самостоятельно. Таким образом, налицо номинальная функция управляющего совета. У нас пока нет длительного опыта делегирования ответственности, в то время как за рубежом ответственность разделена не просто на практике, но и на законодательном уровне. И, конечно же, эту проблему нам необходимо решать. Собственно, ради выявления таких проблемных зон страны и участвуют в подобных исследованиях.
Очередной этап TALIS пройдет в 2018 году. Исследователи предполагают обратить внимание не только на уровень подготовки учителей, но и на сами методы. Кроме того, эксперты планируют сделать особый акцент на подготовке математиков и педагогов дошкольного образования - двух категорий педагогических работников, которых в нашей стране недавно коснулись значительные изменения.

Факт

Соотношение «учитель - ученик» в России - 1 к 7. В Финляндии и Сингапуре - 1 к 9 и 1 к 12 соответственно. Но говорить о том, что именно меньшее или большее количество школьников в классе обеспечивает качество образования, не стоит. В Люксембурге проводился эксперимент по уменьшению количества учеников на одного учителя - это не привело к желанному результату. Однако если мы, наоборот, поставим задачу просто добиться финского или сингапурского соотношения, то это также немедленно приведет к снижению качества образования.

Цифра

В российских школах в основном работают педагоги в возрасте 30-49 лет.