- Павел Аркадьевич, прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Как вы оцениваете ее организацию и проведение?
- Да, только что мы подвели итоги главного интеллектуального состязания школьников - Всероссийской олимпиады, которая ежегодно проходит при поддержке Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки. Был ли он сложным? Конечно. Организовать такое большое количество школьников, объективно оценить результаты их работы достаточно непросто.
Я хочу прежде всего поблагодарить высшие учебные заведения, учебные центры, школы и санатории, которые принимали участников олимпиады, помогали организовать рабочие места, питание, проживание, обеспечили экскурсионную программу и досуг. Это огромный пласт работы, с которым они в целом блестяще справились.
Особой признательности заслуживают волонтеры, принявшие самое активное участие в обеспечении проведения соревнований.
Ну и, конечно, не могу не отметить титанический труд членов жюри, которые проверяли детские работы, оценивали и обсуждали каждый ответ, рассматривали апелляции и снова оценивали работы.

- Каким образом подбирали жюри?
- Выбор жюри - ответственное дело, которое требует внимательного подхода к квалификации людей, к их репутации. Мы привлекаем к оценке работ участников олимпиады профессоров и докторов наук в различных сферах, руководителей вузов и кафедр, выдающихся биологов, химиков, математиков, физиков, литераторов, заслуженных учителей и талантливых преподавателей.
Это люди, которые не только имеют высокие научные достижения, но и заслужили своей деятельностью авторитет в обществе.

- Расскажите, по какому принципу формировались олимпиадные задания. Ребята разделились во мнениях: одни говорили, что задания были достаточно простыми, а другие - что задачи были просто невыполнимыми.
- Все задания к предметным олимпиадам регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников составляются центральными предметно-методическими комиссиями олимпиады. В состав каждой такой комиссии обязательно входят именитые научные деятели, преподаватели вузов, заслуженные деятели науки и образования России, практикующие философы, журналисты, программисты и другие специалисты.
При составлении заданий комиссия, конечно, ориентируется на возраст участников и их подготовку. Но Всероссийская олимпиада школьников не ставит перед собой цель проверить знания школьной программы. Для этого существуют контрольные работы и экзамены. Мы хотим выявить действительно одаренных детей, которые уже имеют глубокие знания предмета, умеют решать нестандартные задачи, обладают широким кругозором и недюжинной смекалкой. Действительно, задания олимпиады очень сложные и требуют от школьников высокого уровня подготовки. Олимпиада ставит перед собой цель выявлять лучших из лучших. А самые достойные будут представлять нашу страну на международных соревнованиях.
Всероссийская олимпиада школьников позволяет вузам определить одаренных детей и принять их в ряды своих студентов. А бизнес-структуры готовы выделять стипендии на обучение таких детей с прицелом на то, что они получат себе в будущем высококвалифицированных работников.
Всероссийская олимпиада школьников - это не просто интеллектуальное состязание. Это реальный шанс для ребят, особенно из регионов, проявить себя, подняться еще на одну ступень к достижению своей мечты.

- Были ли на олимпиаде участники, которые вам особо запомнились?
- Все участники индивидуальные и неординарные личности. Не забывайте, в свои школьные годы они владеют умом, знаниями и навыками, порой значительно превосходящими студентов университетов. Все ребята очень умны, настойчивы, обладают выдержкой и самоконтролем уже сформировавшихся взрослых людей.
Если говорить об особо талантливых, то, пожалуй, я назвал бы Егора Лифаря из Москвы. Этот пятиклассник принимал участие в заключительном этапе олимпиады по информатике и компьютерным технологиям. Он блестяще выполнил все задания наравне с учащимися 9-х классов и стал призером олимпиады. Я считаю, что у ребенка просто огромный потенциал, и при правильной работе с мальчиком со стороны учителей и родителей можно вырастить настоящего компьютерного гения. Здесь как раз тот случай, когда важно не переусердствовать.

- Мы подошли к вопросу влияния учителей и родителей в вопросах воспитания. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
- Родители и педагоги оказывают наибольшее влияние на школьников. Прежде всего, конечно же, семья, родители. Слаженная работа учителей и родителей позволяет вовремя выявить и развить таланты ребенка. Поэтому очень важно уже с начальной школы присматриваться к детям, проверять их знания и навыки и, главное, мотивировать учиться и развиваться. И наверное, важно помнить, что главный талант - это желание, желание добиться своего, желание воплотить свою мечту в жизнь.
Важно отметить, что ни один из участников Всероссийской олимпиады не обошелся без самоподготовки. Многие занимались с персональными тренерами, проходили дополнительное обучение в региональных центрах для одаренных детей. Но ребята признались, что готовились еще и дома: решали задачи прошлых олимпиад, которые размещены на официальном сайте олимпиады rosolymp.ru, читали дополнительную литературу. Это позволило им стать участниками, а затем призерами и победителями олимпиады.
- И что теперь ждет призеров и победителей?
- Наша страна заинтересована в выявлении и развитии одаренных детей. Нам нужны профессионалы во всех областях. Поэтому каждый призер или победитель уже получил право поступления в любой вуз по специальности, соответствующий профилю олимпиады, без экзаменов. Если же абитуриент выбирает другую специальность, то диплом призера или победителя засчитывается как 100-процентный результат ЕГЭ по профильному предмету.
Кроме этого лучшие участники олимпиады будут награждены денежными премиями для поддержки талантливой молодежи в размере 30 и 60 тысяч рублей. Как я говорил ранее, многие бизнес-структуры готовы спонсировать обучение одаренных детей и трудоустроить их.
Мы отбираем участников для представления страны на международных соревнованиях, а это огромная заслуга. Поверьте, работодатели не пропускают такие кадры мимо.
- Что бы вы пожелали участникам олимпиады будущих лет?
- В первую очередь не бояться испытать свои силы в честной борьбе. Лучше попробовать и почувствовать высокую планку требований, чем не пробовать вообще. Также хотел бы пожелать всем будущим участникам олимпиады быть настойчивыми в достижении своих целей. Государство создало одинаковые условия для развития каждого ученика независимо от места проживания. И надо использовать этот шанс.

- Уважаемый Павел Аркадьевич, спасибо за беседу.

Что говорят сами участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Анна Кобзева, участница олимпиады по русскому языку, г. Москва:
- Я осталась очень довольна справедливым судейством и организацией олимпиады в целом: для нас были созданы все условия для комфортной работы, все были очень доброжелательные. Я бы приехала еще раз. Что касается конечного результата олимпиады - я бы хотела, конечно, получить больше баллов, но считаю, что набрала ровно столько, сколько заслуживаю.

Иван Старостин, победитель олимпиады по астрономии, г. Москва:
- Чтобы выиграть, надо учить теорию. Потому что если ты не знаешь предмет, то вряд ли сможешь решить по нему задачи. Во-вторых, даже если зазубришь все, то по таким предметам, как астрономия, ты сможешь победить только в том случае, если у тебя есть талант. Считаю, что талант мне очень сильно помог. В следующем году попробую дойти до заключительного этапа по физике и математике и попытаюсь определить, где я лучше, где я больше пригожусь обществу.

При всей серьезности и напряженности конкурсных состязаний в жизни всегда есть место улыбке и юмору. Организаторы подобрали самые забавные выдержки из работ участников олимпиады по экологии.
«Рост численности мамонтов не влиял на победы Чингисхана».
«Монголы не питались мамонтами. Мамонты не могли жить во влажном мягком климате, им нужен холод».
«Инвазия - это порча».
«Черный таракан перемахнул с переселенцами через Уральские горы».
«Множество видов интродуцировано человеком, например, кролики в Австралии, уничтожавшие растительность, или пресловутые еноты-нацисты».
«За борт прицепилась хищная морская звезда, размножилась и стала менять экосистему».
«Нашествие амброзии».
«Экосистема лужи не нуждается в панде, как экосистема влажного тропического леса в ките».
«Зеленая эвглена не может быть использована для производства топлива, так как это негуманно - «зеленые» будут против».
«Известны массовые самоубийства леммингов при помощи прыжков со скал».

​Карина КРУПЕНЧЕНКОВА, ведущий специалист проекта «Всероссийские олимпиады школьников»