Во многом дальнейшее развитие нашей страны зависит от талантливых, нестандартно мыслящих людей, способных искать пути решения сложных задач, находить выход из проблемных ситуаций. Сегодняшние школьники - это будущие специалисты, ученые, бизнесмены и политики, которые смогут совершить прорыв в мировой науке, развивать культуру и искусство, определять будущее нашей страны.
Найти этих одаренных детей и развивать их таланты и способности - одна из основных задач современной системы образования. Ключевую роль в этой работе играет олимпиадное движение.
Олимпиады школьников прочно вошли в сегодняшнюю систему работы с одаренными детьми. Они направлены на выявление творческих способностей ребят, умения мыслить, сопоставлять явления. Наиболее масштабно задачу выявления юных талантов решает Всероссийская олимпиада школьников. За счет массовости в ряды участников олимпиады попадают практически все школьники нашей страны.
Для детей это не только возможность проверки своих знаний и способностей, но и обретение уверенности в себе, появление новых целей и возможностей для самореализации. И - что не менее важно! - альтернатива нежелательным для ребенка интересам. Ведь, к сожалению, сегодняшняя печальная статистика говорит о том, что поколение, подверженное наркозависимости и алкоголизму, молодеет. Подготовка и участие в олимпиадах различного уровня позволяет снизить риски этой угрозы, открывая перед школьниками двери в увлекательный мир образования и науки. Участие в интеллектуальных олимпиадах ориентирует ребят на знания, формирует профессиональные интересы, закаляет подростков так же, как занятия спортом.
Чтобы один спортсмен стал мировым чемпионом, сотни тысяч должны начать играть в футбол в дворовых командах. И точно так же, чтобы один ученый совершил мировое открытие, миллионы школьников должны заниматься предметами школьной программы, решать задачи повышенной сложности, стремиться к победе в интеллектуальных состязаниях. И лучшие из них могут раскрыть новые грани своей личности, обрести уверенность в себе и получить дополнительный стимул для дальнейшего развития.
Открыть перед одаренными школьниками новые перспективы и возможности - одна из задач системы образования. А достижения и успехи каждого ученика - в первую очередь заслуга его школьных педагогов.

Залог успешного развития
В современном мире образование - главный ресурс и залог успешного развития общества и страны. И чем больше вкладывают государство, общество, бизнес в образование, тем выше потенциал страны, многообразнее перспективы.
Высокообразованные люди будут наиболее востребованы в ближайшем будущем. Именно они смогут наиболее успешно вписаться в современную инновационную экономику и науку, применить свои знания и способности для создания уникальных продуктов и технологий на благо страны и себя. К одаренным детям сегодня предъявляются новые, более высокие стандарты и требования. Это значит, что учителя должны в совершенстве владеть самыми современными технологиями для развития наиболее талантливых ребят.
Сегодня педагоги среднего образования играют ключевую роль в становлении и развитии подрастающего поколения. Именно школьные учителя могут обнаружить способности у своих учеников и помочь их развить.

Индивидуальный подход
Современный педагог ищет и развивает таланты своих учеников и учит их искать информацию самостоятельно. И хоть нелегко бывает найти индивидуальный подход к каждому ребенку, одна из задач учителя - определить возможности и потребности ребят, выявить и поддержать одаренных школьников.
И в том, что в нашей стране вырастает так много талантов, лучшие из которых демонстрируют свои достижения, завоевывая победы на олимпиадах различного уровня, заслуга наших учителей! Это большая ответственность.
Именно благодаря помощи и поддержке учителя школьник со способностями может вырасти в дальнейшем в крупного ученого. Развивать талант необходимо с ранних лет, и чем раньше он был замечен и начал культивироваться, тем лучше. Тем больше возможностей раскрыть потенциал ребенка.
Так, например, по итогам Всероссийской олимпиады школьников по физике 2013-2014 года, участие в котором приняли 269 ребят из 47 регионов России, абсолютным победителем стал ученик 9-го класса лицея №124 города Барнаула Дмитрий Сычев. Причем по результатам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам Дмитрия пригласили на заключительный этап по физике, математике и химии, и он выбрал два предмета - физику и математику.
Своей победой школьник во многом обязан целенаправленным усилиям на протяжении нескольких лет своего учителя физики лицея №124 Валентины Анатольевны Рыбицкой. Валентина Анатольевна, почетный работник общего образования Российской Федерации, награждена медалью «Честь и польза», победитель приоритетного национального проекта «Образование-2006», много лет успешно поддерживает и развивает юные дарования, добиваясь высоких результатов и в олимпиадной подготовке, и в организации научно-исследовательской работы старшеклассников. Она отличается творческим подходом к работе, старается постоянно повышать свое педагогическое мастерство.
На уроках Валентина Рыбицкая использует разнообразные формы и методы организации занятий, основанные на прогрессивных методиках и современных технологиях. Учитель считает, что современное преподавание физики невозможно без привлечения информационных технологий, и использует на уроках общеприкладное программное обеспечение, учит ребят пользоваться электронными источниками информации, осваивает различные интернет-технологии, является активным участником профессиональных интернет-сообществ.
Каждодневный кропотливый труд учителя дает хорошие результаты: лицеисты показывают высокий уровень знаний при сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, в дальнейшем успешно обучаются на технических специальностях ведущих вузов не только Барнаула, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.
Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности учителя является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, подготовка детей к олимпиадам и научно-практическим конференциям. Только за 2009-2010 годы Валентина Анатольевна подготовила 62 победителя районных, 8 - городских, 7 - краевых, 13 - региональных, 11 - всероссийских олимпиад по физике и астрономии.
«Мои ученики являются победителями олимпиад и конкурсов от краевого до международного уровня. Большинство поступают в технические вузы, многие связывают свое будущее с физикой. Я счастлива тем, что получаю удовольствие от своей работы. Люблю моменты, когда сама загораюсь на уроке и вижу ответный блеск в глазах своих учеников. Работа с детьми обязывает идти в ногу со временем, заниматься самообразованием. Мне доставляют радость удачно проведенный урок, успехи моих учеников. Постоянно делюсь своим опытом с коллегами и от этой деятельности тоже получаю удовольствие, когда слышу в ответ благодарные слова», - рассказывает Валентина Рыбицкая в своем блоге.
Кроме этого значительный вклад в победу юного физика внес еще один наставник-консультант кандидат физико-математических наук, доцент АлтГУ Константин Васильевич Соломатин.
Кстати, победитель прошлогодней олимпиады Дмитрий Сычев и в этом году участвует во Всероссийской олимпиаде школьников по физике. По итогам регионального этапа школьник занял первое место среди десятиклассников с результатом 76 баллов из 80 возможных. Кроме того, Дмитрий стал победителем региональной олимпиады по астрономии.
Оценивая результаты Всероссийской олимпиады школьников, можно отметить, что самые лучшие результаты обычно показывают регионы, где выстроено сотрудничество школ и вузов, а университеты, академии, институты и центры по поддержке одаренных детей активно сотрудничают со школами и помогают учителям. Немалую роль играет и преемственность победителей олимпиад разных лет, ведь талант нельзя привязать только к школьному уроку, его надо вовремя заметить и направить туда, где ему помогут развиваться. И школьный учитель становится проводником учеников в мире новых знаний, в массе олимпиадных ресурсов, помогает найти для них наставника для дополнительного, более углубленного образования по интересующему школьника предмету. Так, способный ученик средних классов может заниматься со старшеклассником - победителем олимпиад, тот - с талантливым студентом или преподавателем вуза. Можно привлечь современные технологии дистанционного обучения или порекомендовать дополнительные курсы и кружки.
Если сам школьный учитель не имеет возможности выступить тренером для решения задач очень высокого уровня сложности, ему на помощь могут прийти преподаватели вузов. Если ребенок проявляет недюжинные способности, их необходимо развивать.

Опыт и практика
В большинстве случаев высокие достижения школьников - результат долгих лет кропотливого труда учителя. Так, ученик университетской Ломоносовской гимназии г. Архангельска Даниил Вахлов, победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2013-2014 года и призер заключительного этапа олимпиады школьников по экономике, не один год участвовал в интеллектуальных состязаниях.
Архангельский гимназист - призер всероссийских олимпиад по астрономии и физике 2012 года и победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2013 года.
Его наставник - учитель физики и математики высшей категории Ольга Николаевна Вострякова в прошлом году удостоена звания «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Опыт участия в олимпиадах очень важен. Школьник может много заниматься в школе, на курсах и дома, но атмосферу соревнования ничем не заменишь. В ходе интеллектуальных состязаний нужно не только продемонстрировать свои знания, способности и нестандартное мышление, необходимо уложиться в жесткие временные рамки, выделенные на решение задач. Надо проявить выдержку и характер, уметь не теряться и не нервничать, держать себя в руках и сосредоточиться на заданиях. А это дополнительное мастерство, результат тренировок и опыта. И у каждого из наших школьников есть учителя, которые помогают его отточить.
Осенью прошлого года во всех образовательных организациях прошел первый - школьный - этап Всероссийской олимпиады. В нем участвовали все желающие старше пятого класса, а это десятки и сотни тысяч учеников.
Кто-то побеждает или попадает в призеры, отбирается для следующего этапа состязаний. Тех же школьников, кто не пробился в призеры, участие в олимпиаде стимулирует к дальнейшему обучению, тренировкам своих навыков так, чтобы показать себя с наилучшей стороны в интеллектуальных соревнованиях следующего года. Для учеников пятых и шестых классов Всероссийская олимпиада ограничивается школьными соревнованиями, зато для них открываются перспективы на будущее. У школьников появляется вкус к интеллектуальной работе. И в будущем они смогут тщательно подготовиться, чтобы справиться со всеми сложными заданиями, ведь во время олимпиады ребята сражаются не друг с другом, а с задачами повышенной сложности, которые надо решить. И побеждает умнейший.

​Карина КРУПЕНЧЕНКОВА, ведущий специалист проекта «Всероссийские олимпиады школьников»