Не все готовы помочь
Согласно Закону «Об образовании в РФ» все дети должны иметь возможность получить образование независимо от места и условий проживания. Как отметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, сегодня учиться можно не только на дому, но и в образовательных учреждениях при санаторных и медицинских организациях. Такие формы обучения особенно важны для длительно болеющих детей.
Сегодня, по словам Дмитрия Ливанова, у медицинских учреждений есть возможность создания и лицензирования образовательных подразделений в своем составе. Тем не менее, как отметил директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург, чтобы получить лицензию, такое подразделение должно иметь право на оперативное управление своими помещениями в больнице. Это становится крайне затруднительным, если образовательное учреждение муниципальное, а больница федеральная. И этот вопрос крайне актуален, поскольку, по данным министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, длительно болеющие дети сконцентрированы в основном в федеральных медицинских центрах. Однако есть и успешные примеры - подразделение ЦО №109 в ФНКЦ имени Дмитрия Рогачева, которое появилось в структуре центра еще на стадии планирования. Возможность учиться в удобном режиме есть также и у пациентов Российской детской клинической больницы.
Один из возможных вариантов организации образования длительно болеющих детей - работа по договору с близлежащей школой. Правда, как отметил заместитель директора по научной и медико-социальной работе лечебно-реабилитационного центра «Русское поле» Григорий Цейтлин, обычная школа порой не может адекватно решить организационные и психологические проблемы, связанные с работой с такими детьми. По словам руководителя Московской региональной инновационной площадки «Проектирование и внедрение образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении» школы №109 Сергея Шарикова, педагоги могут быть просто не готовы к такому взаимодействию.
Если же говорить о дистанционном образовании, то и здесь есть свои вопросы. В особенности к качеству. Как отметил Евгений Ямбург, нередко приходилось иметь дело с ребятами, у которых реальный уровень знаний оказывался гораздо ниже официально зафиксированного. К тому же школа, где появляются такие дети, как оказывается, не всегда заинтересована помочь. Бывали ситуации, когда длительное отсутствие ребенка просто игнорировалось.

Статфакт

Ежегодно в России на стационарном лечении находятся 6 млн детей. Из них чуть более 100 тысяч - на длительном. Это дети с онкологической патологией, восстанавливающиеся после тяжелых травм и иных серьезных заболеваний. В основном это дети школьного возраста. В больницах Москвы на сегодняшний день обучается порядка 5 тысяч детей.

Учеба продлевает жизнь
Главенствующую роль в выборе учебной нагрузки и формы занятий, по словам Вероники Скворцовой, играют врачи. Заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Татьяна Васильева также отметила большую роль врачей в образовательном процессе длительно болеющего ребенка. Однако, по ее словам, важно не только дать знания. Точно так же, как и здоровые дети, ребята в больницах могут проходить итоговое тестирование.
В этом году, по словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова, пункты приема ЕГЭ будут организованы в 80 больницах 30 регионов страны. Регламент и способ проведения экзаменационных мероприятий будет подготовлен с учетом физиологических особенностей школьников. Так, длительность экзамена будет увеличена на 1,5 часа. К сожалению, такие обоснованно щадящие условия становятся приманкой для желающих сдать ЕГЭ на высший балл любой ценой. По словам Евгения Ямбурга, в прошлом году в одной из больниц ЕГЭ сдавали... дети чиновников.
Для длительно болеющих детей шанс сдать экзамен является мощным стимулом к борьбе с недугом. По словам Евгения Ямбурга, в минувшем году одна из тяжелобольных пациенток смогла стать стобалльницей. К сожалению, ребенок вскоре ушел из жизни, но, по словам ее родителей, во время подготовки к экзаменам она меньше думала о болезни, была целеустремленной и счастливой.
Сегодня длительно болеющие дети сталкиваются не только с проблемами организационного характера, когда речь заходит об особых условиях учебы. По словам Григория Цейтлина, до сих пор имеет место дискриминация детей с тяжелыми заболеваниями. Так, в одной из школ дело дошло до того, что ребенка с онкологическим диагнозом отказывались учить. Стоит ли говорить о причинах такого «рационального» поведения образовательного учреждения? В то же время - кому-то это может показаться удивительным - найти более мотивированных на учебу ребят, чем эти, трудно, именно поэтому государство должно сделать все возможное, чтобы они не чувствовали себя ущемленными.
Евгений Ямбург справедливо отметил, что отсутствие возможности обучения длительно болеющих детей - это действительно дискриминация. Согласно статье 41 Закона «Об образовании в РФ» в стране введено понятие освоения программ детьми, находящимися на длительном лечении. Однако на практике такая возможность реализуется лишь в крупных и городских больницах. И проблем еще немало. В их числе необходимость уточнить статус ребенка, находящегося на длительном лечении, порядок приема на обучение, критерии целесообразности использования той или иной модели обучения в зависимости от статуса ребенка... Особенно остро стоит вопрос так называемого двойного финансирования, ведь нередко дети уезжают лечиться в другие города. Многое, по словам Евгения Ямбурга, уже сделано в 54 регионах страны, в числе которых Пермская и Ленинградская области, где при поддержке местного правительства эту работу в свои руки взяли органы управления образованием, но многое еще предстоит сделать.