С каждым годом процедура сдачи ЕГЭ меняется, совершенствуется. Это требование времени и современных условий: меняется система образования, должны меняться формы оценивания качества образования.
В своей образовательной практике я сталкиваюсь с такой тенденцией среди своих учеников: успешные в изучении отдельных предметов имеют довольно посредственные результаты в изучении других. Но проходные баллы складываются из всех дисциплин, которые необходимы для поступления в университет. Часто талантливые математики, физики, программисты, химики сталкиваются с проблемой нехватки баллов, необходимых для поступления в выбранный вуз. Выбирают другой в надежде поступить со второй попытки в будущем году, но зачастую так и не делают этого.
На мой взгляд, было бы честно дать таким ученикам возможность сдать экзамен по своему профилю, используя при этом собеседование. Собеседование могло бы проводиться как в онлайн-режиме - видеоселекторная связь, так и в том случае, если это необходимо, в офлайн-режиме.  Такую возможность могли бы предоставить обучаемым центры сдачи единого государственного экзамена, расположенные в разных регионах страны. По итогам такого собеседования абитуриенту необходимо сдать только обязательные выпускные экзамены по русскому языку и  математике.
Но кто бы мог оценить такого выпускника  школы? На мой взгляд, это могли быть ректоры ведущих вузов страны, представители ФАНО и РАН, профессора вузов, лучшие учителя нашей страны, победители конкурса «Учитель года».
Идея кажется очень смелой, но она вполне может существовать. Университеты могли бы выделять льготные места для таких абитуриентов наряду с льготами для победителей всероссийских олимпиад. Но мы забываем и о тех, кто не занял призовое место, кому не хватило всего несколько баллов до попадания в призеры. Это не значит, что они менее талантливы, именно таким ученикам нужно дать шанс пройти собеседование.
Конечно, эта идея требует более детального обсуждения. Нужно продумать и связанные с ней риски.  Например, для повышения открытости данного собеседования можно было бы использовать видеотрансляции с последующей записью и публикацией или вести стенограмму вопросов и ответов.
Список победителей конкурса проектов по оценке качества образования  читайте на сайте «УГ» http://ug.ru/news/13398

Андрей СИДЕНКО, учитель информатики средней школы №29, д. Беляниново, Московская область