Как приятно находить в почтовом ящике письма от старых друзей - участников наших предыдущих юбилейных конкурсов, посвященных Гончарову, Островскому, Маяковскому и Цветаевой! Как здорово обзаводиться новыми знакомыми - не только учителями и школьниками, но и студентами вузов, педагогических колледжей! Особый интерес к наследию выпускника Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров выказали будущие офицеры - курсанты военных училищ. Еще одна особенность «Паруса» - обилие коллективных работ, выполненных целыми классами, творческими объединениями и даже семьями.
К участию в первой номинации мы традиционно пригласили создателей электронных презентаций, инструмента, без которого сегодня обходится редкий урок. В «Виртуальное путешествие по лермонтовским местам» отправилось более полутора сотен участников. Практически все выбрали маршрут традиционный: Москва - Петербург - Тарханы - Кавказ, с непременным упоминанием Провала, грота Дианы и беседки «Эолова арфа». Оно и понятно: в отличие от своего кумира Байрона Лермонтов за выпавшие ему 27 лет не успел пройти всеми дорогами, о которых мечтал. Конечно, выигрышно смотрелись проекты, проиллюстрированные фотографиями из личного архива. Так, в Пятигорске мы побывали вместе с шестиклассницей Полиной Алексеевой из первой школы города Демидова Смоленской области, увидели величественный Машук и высокое небо Кавказа глазами ее семьи. Не прогадали и те, кто подробно описал в своей работе лишь одну точку на лермонтовской карте. Благодаря Нине Невзоровой, учителю школы №438 Санкт-Петербурга, мы постояли у 61-го дома на Садовой, где Лермонтов написал «Смерть поэта», дошли по Невскому до бывшей кондитерской Вольфа и Беранже, где эти гневные строки переписывались, после чего и попали в руки жандармов. Тамань историческая и Тамань литературная тщательно воссоздана в презентации учителя русского языка и литературы школы посольства РФ в Германии Павла Застебы. Увы, многие работы, имевшие все шансы на победу, выполненные блестяще с точки зрения содержания и внешнего оформления, сошли с дистанции по одной-единственной причине: в них не указаны ссылки на источники, что в наш век борьбы за авторское право, конечно же, недопустимо.
Пальму первенства на этот раз мы решили отдать проектам, описывающим малоизвестные страницы жизни поэта. Третье место в номинации «Виртуальное путешествие по лермонтовским местам» присуждается учителю русского языка и литературы 4-й гимназии Великого Новгорода Надежде Березе. Надежда Валерьевна проводит нас по Селищенским казармам, любимому детищу генерала Аракчеева, где с февраля по апрель 1838-го Лермонтов служил в Гродненском гусарском полку. Пока мы рассматриваем заросшие травой развалины краснокаменных казарм, Надежда Валерьевна напоминает, что ее родному городу посвящены поэма Лермонтова «Последний сын вольности» и стихотворение «Новгород». Второе место - у Анны Ходариной, словесника бобровской школы №2 Воронежской области. Вместе с Анной Сергеевной мы отправляемся в усадьбу Потаповых в Семидубравном (ныне деревня Новая Покровка Воронежской области), где Михаил Юрьевич, остановившись в 1840 году по дороге на Кавказ, пишет свою знаменитую «Казачью колыбельную». И наконец, первое место мы с радостью отдаем Ларисе Нагорной, преподавателю Московского военно-музыкального училища. Ее видеофильм «Виртуальное путешествие по лермонтовским местам в поэтике русского романса», как и произведения остальных победителей, в ближайшее время появится на сайте www.ug.ru.
Настоящим подарком стало знакомство с работами, присланными на конкурс эссе «Из пламя и света рожденное слово». Участникам предлагалось поразмышлять на одну из тем: «...И в этом мы с Лермонтовым схожи» и «О чем бы я поговорил с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым». На нас обрушились потоки радужного света и горькой меланхолии, надежд и сомнений, воспоминаний о первой любви, дружбе и предательстве, исполненные как в прозе, так и в стихах. Комментировать их трудно, ваша искренность поражает. В какие-то моменты читать эти строки становилось даже неловко, создавалось ощущение, будто ты украдкой заглядываешь автору через плечо, видишь чью-то интимную переписку или тайные, не предназначенные для посторонних глаз дневники. Благодарим вас за доверие, за щедро выплеснутые на бумагу чувства, за возможность побродить с вами по парку в Тарханах, услышать ваш разговор с поэтом то в заснеженном, то в пыльном, задыхающемся от зноя Пятигорске. Из многих эссе становится понятно, что влияние поэта на вашу жизнь не просто общие слова. Кому-то он помог открыть в себе поэта. Надежда Николаева, учитель русского языка и литературы из Нижнекужебарской школы Красноярского края, рассказывает, что позволила себе дописать еще одну главу к поэме «Мцыри». Но пошла на это не из тщеславия, а лишь пытаясь утешить свою ученицу, рано оставшуюся без матери: «Я хотела помочь и этой девочке, страдающей от одиночества, и всем, кому нужна помощь: «...Незримо мертвые живут / Среди живых всегда. / Ведь полной смерти нет, сынок, / С тобою буду я! / Твоими пальцами держать / Сосуд с водой простой, / Твоими буду слышать я / Ушами звон земной, / Качать ребенка буду я, / Скакать в ночи глухой... / И буду жить незримо я / Всегда в тебе, с тобой...»
Многие, как, например, девятиклассница Таня Пухкал из села Поповка Приморского края, восхищаются смелостью поэта: он не боялся писать то, что думает, зная прекрасно, чем грозит ему подобное свободомыслие. А вот директора Жеблахтинской школы Красноярского края Нину Ульчугачеву мужество поэта вдохновило на собственный маленький гражданский подвиг. Мечтая о спортивной площадке для своей школы, она написала письмо президенту. В местных высоких кабинетах ее за это не похвалили, напротив, затаскали по инстанциям, допрашивая, будто она совершила нечто позорное и предосудительное. Но игра стоила свеч: в Москве письмо получили, и у Жеблахтинской школы появилась своя новенькая спортплощадка.
Выбрать три лучшие работы из сотни присланных оказалось задачей непосильной, поэтому мы решили учредить еще семь Специальных дипломов. Их мы с благодарностью вручаем курсанту Елабужского суворовского военного училища Дмитрию Шуляку, одиннадцатикласснице Алисе Даниловой из первой школы города Похвистнева Самарской области, девятикласснице Саиде Юсуповой из Зубутли-Миатлинской школы Республики Дагестан, директору Жеблахтинской школы Красноярского края Нине Ульчугачевой, учителю русского языка и литературы Нижнекужебарской школы Красноярского края Надежде Николаевой, Людмиле Мельниковой, учителю словесности академического лицея №4 при Бухарском государственном университете, Узбекистан, ветерану педагогического труда Алевтине Леонидовне Селиверстовой и ее внучке-семикласснице Алине из вознесенской школы №2 Нижегородской области.
А вот как распределились призовые места в номинации «Из пламя и света рожденное слово». Третье место у педагога дополнительного образования Оренбургского президентского кадетского училища Александра Старых. «В сегодняшнем сгущающемся мраке цивилизованного невежества, цинизма и бездушия все чаще говорят о том, что литература утратила свою эстетическую и нравственную силу, став лишь средством развлечения. Это рассуждения нищих духом. Пустите ребенка к Лермонтову, Пушкину, Мандельштаму... Не рассуждайте о «лишних» людях, положительных и отрицательных героях. Просто проведите его в этот мир, растворите дверь в поэтический космос и помогите услышать «из пламя и света рожденное слово». Все остальное случится само собой», - пишет Александр Васильевич. Второе место у нашего давнего знакомого, девятиклассника Максима Менибаева из третьего лицея Екатеринбурга. Мы уже встречались с Максимом на конкурсе, посвященном 200-летию Ивана Гончарова, и рады, что он не бросил занятия словесностью. Знаете, о чем Максим разговаривал с Лермонтовым? О своем земляке, поэте Борисе Рыжем: «Только тусклые звезды мерцают, / Только яркие звезды горят: / Никогда никого не прощают, / Никому ничего не простят», - негромко сказал я. «Чьи это стихи?» - спросил незнакомец. «Это Борис Рыжий. Наш поэт»... Он молча слушал, а потом сказал: «Хорошо!». Спросил: «А сколько ему лет, поэту?» «Было 27, а сейчас 40». Он сразу понял: «Как он ушел, ведь дуэлей уже нет?» Я ответил: «У них всегда дуэль... С жизнью... Она и убивает». И наконец, диплом победителя вручается сестрам Наталье и Ольге Артемовым из Медведенского района Курской области. Выпускницы филфака Курского педагогического института, они больше 10 лет проработали в одной школе. Сейчас Ольга - методист и педагог дополнительного образования, а Наталья возглавляет отдел загса.
Если литературная номинация оглушила нас сотней голосов, то художественная, «Волшебный талисман», ослепила яркими красками. Графика, акварель, масло, вышивки и изображения предметов декоративно-прикладного искусства - всего около 250 работ, посвященных Михаилу Юрьевичу Лермонтову и его героям. Хватило бы на полноценную музейную экспозицию. Как и в конкурсе эссе, здесь нам также не удалось выделить всего лишь три лучшие работы. Поэтому Специальными дипломами награждаются Евгения Самохвалова, заместитель директора Емельяновского дорожно-строительного техникума Красноярского края, Константин Герасимов, учащийся детской художественной школы №2 г. Северодвинска Архангельской области, Елена Зверева, учитель биологии школы №2 города Нефтекумска Ставропольского края, и Екатерина Самсоненкова из 109-й школы города Перми. Третье место в номинации «Волшебный талисман» у Вероники Фурцевой и Дарьи Дорохиной из воронежской гимназии «УВК №1». Девушки расписали сервиз «К 200-летию М.Ю.Лермонтова». Второе место решено присудить совместному проекту ребят из школы-интерната и школы №7 города Грязи Липецкой области и студентов художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического университета. Под руководством учителя изо Светланы Пастуховой они изготовили декоративное керамическое панно «Парус одинокий». И наконец, победителями номинации «Волшебный талисман» становится группа семиклассников екатеринбургской школы №184 «Новая школа», авторы слайд-фильма по поэме М.Ю.Лермонтова «Беглец». Руководители проекта: учитель изо Наталия Широкова, учитель русского языка и литературы Ирина Миклашевская и учитель музыки Лилия Салемянова.

NB! Все участники Всероссийского конкурса «Парус одинокий» получат электронные сертификаты, а победители - дипломы и подарки от наших партнеров - книжных издательств «Вече», «Центрполиграф» и «Самокат».