Досье «УГ»

Заслуженный тренер России по баскетболу Александр Прилежаев родом из города Валдай Новгородской области. В нынешнем году Александру Николаевичу исполнилось 70 лет. 50 лет жизни он посвятил детям.

- Александр Николаевич, вы называете себя  не тренером, а учителем баскетбола...
- Я уверен, что педагогика как наука основана на определенных постулатах. Они неизменны, практически не зависят от общественного строя, от времени. Эти постулаты вполне могут быть соотносимы со спортом. Я считаю, что хороший тренер должен относиться к своему виду спорта как к учебной дисциплине. Считайте, что баскетбол - это такой же предмет, как математика или физика!
А если это так, то «учитель спорта», так же как обычный педагог, должен соединять в своем преподавании две составляющие: воспитание и обучение.  
Мы же часто подменяем этот процесс только обучением. От спортивных школ ждут результата: научите ребенка играть в футбол или прыгать через планку, и все! А потом удивляются: почему нет желанных побед? В этом отношении показателен опыт наших кавказских республик. При обучении различным видам единоборств там сохраняются национальные традиции воспитания. И это дает ощутимый результат: представители этих республик становятся олимпийскими чемпионами, чемпионами мира. Если говорить о мировом спорте, аналогичный пример можно привести в отношении подготовки спортсменов в Китае, Японии: там также в основу обучения традиционным видам борьбы положено моральное воспитание.
Идеальное сочетание воспитания и обучения существовало, на мой взгляд, в Древней Греции. У Пифагора было небольшое число учеников, учил он их математике, медицине, они занимались спортом, но главным предметом  была философия. Философия - это отношение к жизни. В спорте также должна быть своя философия.
- Вы воспитали около 50 мастеров спорта России, а также несколько мастеров спорта международного класса, чемпионов Европы и мира. Можно ли кратко определить основные идеи вашей философии спорта?
- Начало обучения какому-либо предмету можно назвать периодом детства. Значит, первое, что нужно сделать педагогу, - организовать знакомство с этим предметом так, чтобы ученик его полюбил. Для этого в спортивной школе есть подготовительные группы. Период детства в баскетболе - это наблюдения новичков за соревнованиями, простейшие упражнения, формирующие позитивное отношение к занятиям. А вот на следующем за ним этапе - отрочества - ученику должен начать нравиться сам процесс обучения, работа над собой - причем больше, чем процесс соревнований. И это главная задача.
Я никогда не говорю своим воспитанникам, что каждый из них станет чемпионом. Во-первых, это неправда, не нужно обманывать детей. Во-вторых, всегда найдется тот, кто тебя победит. Ты можешь выиграть первенство двора, но проиграть первенство области. Или стать первым на чемпионате России, но последним на чемпионате мира. Значит, самая важная цель педагога - чтобы ребенок полюбил процесс самообучения. В моей практике  было единственное, правда, редкое наказание: отлучить ребенка от тренировки. И показателем успешности работы тренера является то, что дети с охотой ходят в спортивную школу...
При такой целевой установке соревнования нужны не для достижения победы, а для того чтобы сравнивать себя с другими и учиться.
Я уверен, кстати, что этот принцип необходимо соблюдать не только в спортивной, но и в общеобразовательной школе. Поэтому я, в частности, против ЕГЭ.
- Работу учителей школ как раз часто оценивают именно по тому, как их классы сдают ЕГЭ. От этого их зарплата зависит. А в спортивных школах как?
- Работа детского тренера никогда не оценивается по месту, которое его команды занимают на соревнованиях. Звание заслуженного тренера России дается за индивидуальные достижения детей. За подготовку, например, двух чемпионов Европы или чемпиона мира или Олимпийских игр.
Здесь есть один серьезный подводный камень. Баскетбол - командный вид спорта. А любой командный вид спорта, как ни парадоксально и жестко это звучит, уничтожает личность.
Для того чтобы выиграть соревнование, как во взрослом, так и в детском спорте нужна жесточайшая игровая дисциплина, самопожертвование, отказ от индивидуальных действий, которые не согласуются с интересами команды. Поэтому зачастую бывает, что тренер воспитал команду - победительницу первенства России, но в ней нет ни одного рядового мастера спорта!
У меня были команды - чемпионы и призеры первенств России. Но это всегда становилось только следствием подготовки индивидуальных игроков. В каждом из моих выпусков всегда были игроки национальной сборной СССР, потом - сборной России. Задача тренера  - правильно подобрать программу для каждого учащегося. Ведь у каждого есть свои слабости как в жизни, так и в спорте. Один трусоват. Другой излишне агрессивен. Третий крайне самолюбив. А у четвертого, напротив, самолюбия не хватает. Задача тренера - помочь ученику найти слабые стороны, чтобы их совершенствовать.
Самые успешные тренеры России всегда работают с индивидуальностью ребенка.
- В детском спорте успех приходит к талантливым или трудолюбивым?
- Здесь, как и везде, действует формула «талант - это 90 процентов трудолюбия и 10 процентов способностей».
Одна из моих учениц, Людмила Сапова, - четырехкратный призер чемпионата России, трехкратная чемпионка Европы и серебряный призер чемпионата мира. Она говорила так: «Если по какой-то причине я не буду заниматься баскетболом, я умру!» Люда окончила среднюю школу мастером спорта международного класса - это исключительный случай в истории баскетбола.
У другой моей воспитанницы, Елены Киселевой, дважды выигрывавшей первенство Европы и затем сделавшей карьеру в Америке, была проблема - слабые от природы голеностопные суставы. Она присесть не могла, не отрывая пяток от пола. Для того чтобы укрепить суставы, Лена ежедневно прыгала по ступенькам до... 15-го этажа своего дома в Москве.
Победы над собой не всегда фиксируют спортивные протоколы.
- Как российская система обучения детей спорту выглядит на фоне мирового опыта?
- Мы с детьми играли в США, Европе. Американцы говорят: «У вас дети в спорте профессионалы, а взрослые - любители, а у нас наоборот». И это действительно так.  
За рубежом систем профессионального детского спорта, аналогичных российской, нет. Некоторые страны решают эту проблему за счет спортивных детских интернатов - например, Австралия, занимающая лидирующие позиции в юношеском и взрослом баскетболе.
В Америке нет спортивных школ. Но там в общеобразовательных школах очень высокий уровень спортивной подготовки. В каждой школе - фантастические залы с отличным оборудованием, бассейны, несколько учителей физкультуры и плюс еще тренеры, которые занимаются с детьми во второй половине дня плаванием, игровыми видами спорта, легкой атлетикой. Результатом такой политики является необыкновенно развитый студенческий спорт в Америке. Однако здесь есть одно «но»: как только маленький американец захочет заниматься спортом не на любительском, а на профессиональном уровне, он за свое обучение должен платить.
Система спортивных школ в нашей стране уникальна. К сожалению, она подверглась разрушениям. До периода перестройки на первенстве Москвы среди спортивных школ собиралось до 30 команд в каждой возрастной категории. Сейчас еле-еле набирается 4-5. Практически разрушена система  ведомственных спортшкол.
Что же мы делаем сейчас? Мы пытаемся вводить в детский спорт западные стандарты: в частности, оплату за занятия. Это недопустимо! Если мы хотим идти по пути американцев, так давайте соблюдать все их правила игры! Тогда пусть и у нас в каждой общеобразовательной школе будут бассейны, великолепные спортзалы, причем огромные, а не размером 12 на 24 метра, как сейчас. Не 1-2 учителя физической культуры на школу, а 10 учителей, классы на уроках физкультуры, разбитые на группы по 10 человек...
Только дав все это ученикам обычных школ, мы будем иметь право вводить плату за профессиональные детские спортивные школы.
Возможно ли это на данный момент в России? Нет. Значит, спортивные школы обязаны у нас быть бесплатными!
Чтобы получить сильную нацию завтра, сегодня платить за детский спорт должно государство.