Поняв, что ребятишки болеют часто и много, испугавшись недугов общества в виде сигарет, спиртных напитков и прочего, Людмила Владиславовна придумала способ занять детей, и не только их. Все участники образовательного процесса теперь реализуют программу «Олимпиада начинается в школе», которая, кстати, признана лучшей на Всероссийском конкурсе программ по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования в номинации «Лучшая сельская общеобразовательная школа» в 2012 году. Внедрение ФГОС нового поколения только повысило ее актуальность - чтобы работать в рамках новых стандартов, здоровье нужно всем.
Круглый год ребятишки, учителя и родители соревнуются по пятнадцати видам спорта: волейбол, футбол, лыжи, шорт-трек, баскетбол, велоспорт, коньки и прочее. И не просто «кто кого» - создают здоровьесберегающую среду. Болеть стали в три раза меньше, а вот секции посещать - значительно больше. Правонарушения исчезли. Обиды тоже - после занятий плечом к плечу понимания в коллективе становится больше. Шумные и неусидчивые ученики всегда имеют возможность скакать и прыгать - в зале подвижных перемен, созданном в основном руками тех же гиперактивных и их родителей, можно побить грушу, поиграть в теннис, попрыгать на батуте. Проблемы посещения школы родителями тоже нет: постоянные тренировки, соревнования собирают всех. Те, кто от спорта далек, тоже в стороне не остаются, с азартом режутся в шашки, шахматы, дартс. Одним словом, в Пристанской школе все спортсмены. Теперь медицинский кабинет, оснащенный и построенный три года назад, практически пустует - разве только плановые мероприятия - медосмотры, прививки.
Организовано и двухразовое горячее питание: спортсменам нужна калорийная и сбалансированная подпитка. В учебный план еще пять лет назад, опережая общероссийские веяния, введен дополнительный час физической культуры. В учебные программы тоже внесли коррективы: замечено, ребятишки диктанты пишут лучше, если текст о спорте, задачи решают быстрее, если складывают медали. Кстати сказать, медали - золотые, серебряные и бронзовые - куплены в канцелярском магазине, но от того ценности своей не потеряли, в каждом кабинете занимают почетное место. Флаг и эмблема школьных олимпийских игр служат поднятию престижа проекта и демонстрируют способность спортсменов творчески мыслить. Гимн «Умеет Пристань побеждать» создан по велению сердца всей школой и поддерживает не только в спортивных делах. А дел немало.

Дети пойдут не за каждым
- В условиях села, где кадры на вес золота, создание действенного коллектива единомышленников - задача непростая, - рассказывает Людмила Владиславовна. - Приходится исходить из тех специалистов, что есть, развивая их потенциал, который бывает глубоко спрятан. 80% успешности работы директора - его замы, мне в этом смысле повезло, я своих еще в школе учила.
Бывало всякое - не слушала, но слышала бесконечное количество недовольства и нареканий, убеждала, не замечала, объясняла и даже судилась. Теперь в коллективе нет споров даже при распределении премиального фонда - выручает коллегиально разработанная рейтинговая система оценки труда: за каждое проведенное дело, мероприятие присуждается балл, который соотносится с определенной денежной суммой. Учителям, которым доверяет коллектив, и председателю профсоюза остается только суммировать баллы и перевести их в рубли. Заполнение электронного дневника тоже приносит баллы, но сегодня это уже скорее привычка, чем возможность получить доплату.
- Школе нужны деятельные педагоги, умеющие работать в рамках новых образовательных стандартов, - говорит Людмила Владиславовна. - Стандарты эти  вроде все то же, что умеем, к чему привыкли, но и нет - совсем иное. Самое главное - сознание педагогов должно быть иным: во главе угла не предмет и его знание, а личность. Не обучать, а воспитывать. А для этого учителю-воспитателю самому нужно совершенствоваться постоянно, так, чтобы вести за собой детей мудро и умело. Пойдут не за каждым.
Людмила Владиславовна ведет уже десятый год. Пристанская школа, в которой обучаются 250 учащихся и трудятся 27 учителей, считается одной из лучших в районе. К основной школе с 2010 года прилагаются три малокомплектные начальные и одна основная в соседних деревушках, что создавало кучу сложностей. Работать с ними приходилось больше на доверии, что не всегда себя оправдывало, срезы знаний приводили в уныние. Подумав, мудрый директор решила, что было бы педагогически верно... школы закрыть. Пугать жителей сел, в которых обучается по 10-20 ребятишек, не стала. Пригласила их к себе, показала специализированные кабинеты физики, химии, биологии, географии, информатики, две мастерские, два спортивных, игровой, тренажерный залы, спорткомплекс, стадион, хоккейную коробку, интерактивный кабинет с мобильным классом. Рассказала об учителях, почти 50% из которых - выпускники школы, о том, как они готовят победителей и призеров самых различных конкурсов и олимпиад: спортивных, интеллектуальных и т. д.
Вопрос решился сам собой, когда на следующий день с самого утра родители с детьми, прихватив личные дела, ждали ее у кабинета. Дольше всех сохраняла директор Байдалинскую школу, в которой, кроме прочего, учили родному для жителей аула языку - казахскому. Переведя байдалинцев в большую школу, по просьбе родителей ввели факультатив по изучению казахской литературы для 10-х и 11-х классов. Сейчас на подвозе 60 детей из деревень, все они удобно размещаются в комфортабельном автобусе и пассажирской «газели».

Путь, который приносит радость
3-4 раза в неделю Людмила Владиславовна ездит по школьным делам в район за 60 километров и не реже раза в месяц в Омск за сотню верст. Задерживаясь и не считаясь со временем, опаздывает на рейсовые автобусы. Но отступать не привыкла. Купила машину, теперь директор школы не только снабженец и методист, но и шофер. Крутит баранку так, что не догонишь, местные знают - отчет сдавать торопится, дорогу уступают. Девчонки берут пример с умной и сильной женщины. Так и она когда-то хотела быть похожа на своего классного руководителя - Валентину Сергеевну Тиханову, именно благодаря ее большой любви к школе и детям Людмила Альтергот стала учителем детей и учителей. За тридцать два года работы в школе прошла все ступени педагогической карьеры - учитель, заместитель, директор.
- Директорство отнимает много сил, - признается Людмила Владиславовна, - бывает, возникает желание бросить, оставить, но нет, не могу. Есть люди, которые верят и ждут, поэтому пора в путь.
Путь, который приносит радость и печаль, усталость и отдых. Людмила Альтергот и отдыхает в пути: путешествует с мужем на машине, в которой палатка и газовая горелка, спальный мешок и рыболовные снасти. А еще кроссворды для тренировки ума и Донцова для поднятия настроения.
Одно печалит Людмилу Владиславовну - окончание модернизации, которая приучила к хорошему, показала, как можно и нужно жить школе. Потому работает со спонсорами, ищет инвесторов, придумывая школьный бизнес. В этих раздумьях вспоминает учебно-производственную бригаду, которая ушла в прошлое вместе с развалом совхозов. А ведь при их не такой уж большой поддержке школа имела огромное овощное поле, севооборот пшеницы, животноводческую ферму, сад. Кроме практических навыков позволяла сделать питание в школьной столовой почти бесплатным, иметь свой денежный фонд, которого хватало даже на турпоездки.
Пока это только мысли. А дело - опять строительство... туалета в фойе начальных классов. Один имеющийся удобен не всем - школа представляет собой два здания, построенных в разное время и соединенных между собой теплым переходом. Потому поход в «комнату задумчивости» первокласснику кажется целым путешествием.

Слагаемые успеха от Людмилы Альтергот

    Главное - здоровье. Мы создаем не просто здоровьесберегающую среду, а дружественную.
    Чтобы привлечь в школу родителей, нужно заботиться не об оценках и отчетах, а о детях.
    Готовых коллективов не бывает. Педагоги - те же дети, только старше. Особенно творческие. Они тоже требуют заботы и индивидуального подхода.
    Нет ничего невозможного, когда любишь детей, школу, работу. Не бывает задач нереальных, бывают нерешенные.

Омская область