Одним из ярких и зрелищных событий в рамках конференции стал уникальный дистанционный урок - виртуальный мастер-класс заслуженного учителя России В.Н.Раздобарина. Тема «Использование дистанционных форм обучения изобразительному искусству как инновационное направление информатизации художественного образования» была раскрыта в течение 40 минут в каждом из трех учебных учреждений: городской школе №27 имени А.А.Дейнеки, Свободинской сельской средней школе и Полевском лицее. Для начала участникам было предложено ответить на вопросы: кто автор картины и ее название? Микрофон быстро переходил из рук в руки, ответы звучали из каждой аудитории. У детей не было никакого психологического барьера, боязни ошибиться, работали дружно и с настроением. Учитель успевал и поблагодарить за правильный ответ, и подчеркнуть характерный стиль художника - масса информации вместе с представленным на интерактивной доске визуальным образом укладывалась в сознании естественно и прочно.
Затем прошла виртуальная экскурсия по Лувру, а в заключение педагог предложил ребятам и гостям увлекательную творческую работу - конструирование моделей одежды. Начинающие дизайнеры воплощали на бумаге свои идеи, и они тут же становились доступными всем: «глаз» документ-камеры считывал рисунок и проецировал на экраны электронных досок. Детей не надо было вовлекать в  дискуссии и обсуждения - это было естественной потребностью. Так на наших глазах родилась маленькая модель единого информационного пространства, доступной образовательной среды, интереса к познанию нового, образец культуры общения и взаимного уважения. Ведь именно в этом и состоит смысл процесса информатизации: когда количество приобретенного оборудования точно соответствует потребностям школы, новые технологии помогают учителю, и все это работает для повышения качества образования и воспитания наших детей.
Светлана Апенина радовалась итогам этого урока вместе с ребятами и руководителем Центра дистанционного обучения О.В.Ященко, ведь это результат усилий ее команды, стимул для движения и развития. 

Миттельшпиль Апениной

- Cветлана Анатольевна, каков диапазон работы вашего Информационно-аналитического центра?
-  Мы постепенно наращиваем свой функционал и сегодня в полноформатном режиме работаем по всем актуальным направлениям функционирования системы образования региона. Это организационно-методическое и технологическое сопровождение государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов, организация и проведение мониторинговых исследований, сопровождение федеральных мониторингов, статистическая отчетность и, безусловно, вопросы информатизации образования региона. Являемся операторами региональной информационной системы в сфере образования, обеспечиваем сопровождение предоставления государственных услуг в электронном виде и многое другое.

- То есть ИАЦ Курской области прошел все пороги и риски становления и теперь абсолютно самодостаточное структурное звено системы образования региона. А насколько вам интересен опыт коллег из других областей, обращаются ли к вам за советами и помощью?
- Опыт наших коллег из других регионов очень интересен, так же как и наш опыт интересен им. В Краснодаре мы обменивались информацией по проблемам внедрения дистанционных образовательных технологий, в Суздале представляли достижения региона по работе центров дистанционного обучения школьников, в Анапе на Всероссийской научно-практической конференции по информатизации образования особый интерес участников вызвал опыт именно  Курской области. И организатор - Группа компаний АВЕРС - выделил отдельный день для нашей презентации.

- Какие главные приоритеты в работе центра сегодня? Зависят ли они от новых директив Министерства образования и науки или формируются под воздействием центробежной силы, когда на скорость развития влияют потребности самого региона?

- Главный приоритет - работа на перспективу, безусловно, с учетом основных стратегических направлений, регламентированных нормативными документами и потребностями региона.  Внедрение в систему образования региона новых современных технологий.

Энциклопедия дебютов
- Расскажите немного об истории создания вашего центра.
- Областное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический центр» Курской области создано в 2004 году для обеспечения организационно-методического и технологического сопровождения ЕГЭ. Так что нам в этом году 10 лет! У нас впереди большие перспективы!

- С каким настроением вы приступили к своим новым обязанностям? Ваши первые шаги, первые трудности?
- Осваивать новое, неизведанное всегда интересно. Безусловно, были и трудности. Но с таким молодым, творческим, отзывчивым, трудолюбивым коллективом, когда каждый чувствует надежное плечо коллеги, все преграды по плечу.

- Оперативным инструментом для вашей работы, конечно, является портал центра. Его назначение сформулировано вами буквально так: «Сайт информационной поддержки работников образования по широкому спектру вопросов, входящих в компетенцию центра».
- Понятие «поддержка» на самом деле ключевое в нашей работе. Мы понимаем, что главным тормозом информатизации является неуверенность пользователей в уровне своей ИКТ-компетенции, поэтому старались выстроить его структуру предельно понятной, простой и доступной. Основные разделы, по которым сформирована информация на сайте:  ЕГЭ, ГИА-9. Сайты школ. Группа компаний АВЕРС. Контентная фильтрация. Дистанционное обучение. Мониторинги. Мероприятия. Словарь терминов. Полезная информация. Вопрос - ответ. Обратная связь. Внутри каждого раздела - вся необходимая информация по теме, документальная база, пошаговые инструкции. Весомой частью  является весьма востребованный в регионе портал информационной поддержки ЕГЭ и ГИА-9 в Курской области, который мы сопровождаем круглосуточно.

Защита АВЕРС
- Условия стабильной работы ИАЦ зависят от надежности партнеров так же, как устойчивость здания от фундамента. По каким критериям вы выбирали компанию, осуществляющую разработку и сопровождение программного обеспечения?
- Это было на самом деле важное, принятое коллегиально решение Комитета образования и науки Курской области, и мы рады, что сделали правильный выбор. Надежность партнеров проверена на прочность в самых разных ситуациях.  Вся Курская область работает на единой информационной платформе, что значительно облегчает сбор и обработку информации, коммуникацию между учебными заведениями и органами управления и контроля, обучение кадров.  На наших глазах качественно меняется характер работы педагогов и управленцев, меняются и ценности людей. Открываются новые профессиональные, творческие возможности. Программные продукты Группы компаний АВЕРС для системы образования органично вписываются в наши потребности, больше того - эти разработки имеют большой ресурс для развития, во многом предугадывая потребности завтрашнего дня.

- Какими программными продуктами пользуются ОО Курской области?
- У нас установлен пакет программ. В дошкольных учреждениях работает «АВЕРС: Заведующий ДОУ»,  в школах - «АВЕРС: Управление образовательным учреждением» (КРМ «Директор»), в муниципалитетах - «АВЕРС: Управление образованием» (АРМ «РОНО»),  на уровне Комитета образования и науки Курской области - АИАС «Регион». Программные модули  позволяют унифицировать делопроизводство, автоматизировать процессы управления, планировать и контролировать учебный процесс, создавать электронную базу данных детей и педагогов.
Программы  «АВЕРС: Управление образованием», «АВЕРС: Мониторинг» представляют собой многофункциональный инструмент для  ведения статистики, проведения мониторинга и принятия грамотных, своевременных управленческих решений. Для реализации в электронном виде государственной услуги по зачислению детей в детские сады используется программа «Аверс: web-Комплектование» и «Аверс: Контингент», позволяющие обрабатывать данные, размещенные на едином региональном сервере, и интегрировать необходимые показатели в федеральную информационную систему.
     
- Как проходило обучение персонала работе в программах?
- Это наиболее трудоемкий процесс, но мы его преодолели успешно. Одни бы не справились. Специалисты компании АВЕРС и нашего центра совместно провели серию очных установочных занятий.  Кроме того, АВЕРС регулярно проводит вебинары - их график размещен на нашем сайте. У каждого руководителя учебного заведения есть прямой доступ к куратору, и это тоже очень эффективно работает.

- На вашем сайте есть опция прямой связи со специалистами компании. Это значит, что каждый педагог может без вашего посредничества решать возникшие вопросы?
- Да, совершенно верно. Это входит, так сказать, в неформальный пакет обязательств наших партнеров. И это то, что не переводится в денежный эквивалент. В наших отношениях человеческая, дружеская составляющая порой доминирует над пунктами контракта, особенно в каких-то форс-мажорных обстоятельствах. Так, на выполнение задачи по формированию электронной очереди в детские дошкольные учреждения у нас было всего три недели. Мы работали практически в круглосуточном режиме, и сотрудники компании все это время были с нами в одной команде.

Игра по своим правилам
Светлана Анатольевна совсем не использует местоимение «я», когда говорит о своем центре и о его работе. Только «мы» - это ее дружная, профессиональная, молодая и динамичная команда.
Но формула успеха -  понятие фундаментальное и неизменное.
Победа приходит к тому, кто умеет поставить цель и разработать алгоритм ее достижения. Брать на себя ответственность и никогда не сдаваться. Кто умеет находить правильные решения даже в патовых ситуациях. Зарядить своей уверенностью и идти по жизни с улыбкой.
...Не женское это дело - информатизация в масштабах региона, скажет кто-то. Однако именно ферзь - самая сильная фигура на шахматном поле, отвечу я.
Каков ваш следующий ход, королева  информатизации?

Курск