Главные проблемы
В школе ученики, конечно, получают определенный набор компетенций, готовятся к выбору профессии, узнают основы наук. Но вместе с тем в школе у большинства детей проходят очень важные и неповторимые этапы жизни: детство и отрочество. В школе дети становятся более зрелыми, и не зря когда-то аттестат о среднем образовании назывался аттестатом зрелости. Это другая проблема: жизнь больше, чем основы наук, компетенции и профессиональный выбор. Всегда есть вещи более важные, интимные, индивидуальные. Как учитывать предельно индивидуальную стратегию жизни на общеобразовательном уроке в массовой школе?
Вот две главные проблемы, которые встают передо мной каждый раз, когда вхожу в учебный класс. Для меня эти проблемы актуальны, но актуальны ли они для моих коллег?
Обсуждение базовых и профильных учебных планов свидетельствует об актуальности первой проблемы. Пока ее предполагают решить разделением всего массива знаний на две части: базовые для всех и профильные для заинтересованных. Однако не понадобится ли потом разделить базовый или профильный уровнь еще на две части?
Наличие концепций личностно ориентированного и человекосообразного образования свидетельствует об актуальности второй проблемы. Однако существуют ли здесь общие рецепты? Не есть ли это дело, которое каждому учителю должно делать самому?
Разрешить возникающие педагогические проблемы наверняка можно различными способами. Цель предлагаемых размышлений - показать одну из возможностей для решения заявленной группы проблем.
Каждая проблема - это проблема, с которой в первую очередь сталкиваешься при подготовке отдельного урока.

Горизонты урока
В рамках излагаемой мною концепции важно увидеть горизонты урока.
Урок - это часть изучаемой темы. Учебная тема в школьном предмете - ответ на проблему, которая находится за пределами школьного учебного плана. Очень важно видеть эту проблему, потому что она приходит в школу из нашего взрослого мира. В формулировке учебных тем отражается наша, взрослая, озабоченность. Мы хотим научить детей тому, что пригодится в дальнейшей учебе или работе. Увидеть урок в горизонте взрослой жизни, в горизонте профессионального самоопределения - это важный этап его подготовки.
Урок - это часть жизни. Можно, конечно, спрашивать, есть ли жизнь после школы? Но сам себе я каждое утро задаю вопрос: есть ли жизнь в школе? Совершаем ли мы в школе то усилие во времени, которое никто, кроме нас, не совершит? Увидеть урок в горизонте детской жизни, в горизонте становления души - это важный этап его подготовки.
У урока есть свои горизонты. Однако маяком педагогической деятельности пусть будет не наша взрослая озабоченность, а душа ребенка. И тогда море учебных тем будет не горькой микстурой, которую непременно надо выпить всю, а будет именно морем, среди волн которого каждый прокладывает собственный путь. Не количество пройденного учебного пространства, а качество пережитого времени на уроке способствует становлению человека как личности.

Хочу в школу
Итак, первый педагогический маяк - это душа ребенка. Именно этот маячок высвечивает напряженный путь между материалом урока, темы, предмета, озаряет этот путь для другой души, для души учителя, озабоченно смотрящего на море учебного материала.
Ясность цели побуждает к деятельности. Мы, учителя, любим учиться, читать, смотреть, путешествовать, общаться. И вот читаешь книги, статьи, блоги, смотришь фильмы и ток-шоу, путешествуешь по разным школам, общаешься с коллегами и зачастую встречаешь боязнь, неуверенность, пустую озабоченность.
Требуется определенная смелость взять ответственность за воспитание человеческой души на себя. Требуется определенная смелость взять ответственность за желание идти в школу. Это простой критерий эффективности. Сколько детей хотят идти на этот урок? Сколько родителей хотят привести ребенка в эту школу? Для увеличения этих двух показателей необходимо планировать не только свою деятельность, но и деятельность ребенка.
При изучении одной и той же темы можно преследовать разные цели. Например, можно изучать тему для подготовки к экзамену, можно изучать тему для будущей профессии, можно изучать тему для прохождения программы, можно изучать тему для удовлетворения любопытства.
Поиск детского любопытства - это деятельность учителя при подготовке, а удовлетворение этого любопытства - это деятельность учителя на уроке. Вторым маяком этой учительской деятельности будет цель и деятельность ребенка.
Двумя вышеназванными педагогическими маяками стоит руководствоваться при подготовке к уроку, а также при определении своей деятельности на уроке. Эти два маяка задают направление веры в ребенка и его миссию, о которых нам рассказал в своих лекциях Ш.А.Амонашвили. И они задают на уроке то жизненное напряжение, о котором нам рассказал в своих лекциях М.К.Мамардашвили.
Педагогические маяки освещают путь к душе ребенка и помогают нам вместе ориентироваться в современной жизни, ее социальных, культурных, образовательных особенностях.
Слова для каждого
Одно из важных искусств в педагогической деятельности - это подобрать слова на уроке. На уроке могут присутствовать более тридцати учеников, один и тот же урок проводится на одной параллели для нескольких классов. Говорим мы часто одно и то же. Но сказать это многое надо каждому. Здесь важно каждый раз подбирать слова, чтобы они прозвучали не для всех, как по телевидению или радио, а для каждого. Здесь, конечно, важна интонация, с которой это слово звучит. Здесь важен и взгляд: проговаривая слово, надо посмотреть в глаза каждому, кто мог бы его услышать. Надо подбирать слова.
Подбор слов в образовании используется давно. Ближайшие к нам по времени технологии, которые необходимо использовать в своей работе, - это опорные сигналы Виктора Федоровича Шаталова и Mind Maps Тони Бьюзена (Tony Buzan). Приходится выделять главные слова для всего курса информатики, отдельной темы (модуля), отдельного урока. При подборе ключевых слов приходится учитывать возрастные и психологические особенности детей, их личный опыт, горизонт их развития.
Ключевые слова помогают находить выход из проблемных ситуаций на уроке и сводят к минимуму репродуктивную деятельность. Построение ментальной карты на уроке позволяет ребятам делать самостоятельные выводы из теоретического материала, уточнять свою позицию и понимание.
Ключевые слова - это те педагогические маяки, которые приходится расставлять, чтобы душа ребенка не затерялась в море учебного материала.
И все частности и подробности, которые мы будем разбирать на уроке, важны не сами по себе, а лишь в свете ключевых слов. А вот как подобрать такие слова, которые во тьме светят, и тьма не объяла их, - это большой педагогический вопрос. Каждый раз ответ на него приходится искать заново.

От слов - к делу
От слов всегда важно перейти к делу. И если раньше для дела достаточно было приобрести навык, то теперь для дела важна компетенция. Хорошо иметь навык грамотного письма. Но если это навык грамотного написания только учебных текстов, то кому он будет нужен? Выход за пределы урока, развитие самостоятельности и ответственности невозможны без учета компетентностного подхода. Жить в современном мире, жить вместе с другими, жить самостоятельно - всему этому надо учиться не только на уроке. Научить учиться - это тоже достойная педагогическая цель. Не всегда она очевидно достижима. И поэтому каждый ученик, который уже окончил школу и тем не менее обращается к учителю с просьбой дать какое-нибудь задание для учебы, собственного развития, дополнительной работы, вызывает   педагогический восторг.
Ключевые компетенции и универсальные учебные действия - это то, что сейчас активно приходится внедрять в педагогическую практику, потому что именно они создают поле для детской деятельности, для формирования детской души и позволяют перейти от слов к делу.

​Дмитрий НОВИКОВ, учитель информатики средней школы №66 города Тюмени, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»