Все началось с письма, полученного одной из сотрудниц Наркомпроса РСФСР от знакомого инженера, который, будучи в командировке, встретил Колю и был потрясен его интеллектом. Письмо передали в школьное управление, где им заинтересовались и решили проверить информацию. Мальчика вместе с родными пригласили в столицу, где «в присутствии профессоров и специалистов была проведена экспертиза объема знаний Коли Дмитриева по математике, физике и другим предметам».
По словам авторов статьи, «ребенок обнаружил совершенно исключительные, поразившие всех познания в области арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, географии, истории, обществоведения и естествознания. Он отвечал совершенно точно и правильно на самые сложные математические вопросы, решал сложнейшие геометрические задачи».
К своим годам Коля успел прочесть и хорошо знает Гоголя («Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Женитьба», «Мертвые души»), Толстого («Война и мир»), Тургенева («Записки охотника»), Диккенса («Оливер Твист», «Записки Пиквикского клуба»), Жюля Верна и целый ряд других писателей, от Фурманова («Чапаев») до Гомера («Одиссея»). Как подтвердила мама Коли, сын уже в возрасте 4 лет свободно читал, очень любил учебники истории Платонова и Виппера, а в 6 самостоятельно научился складывать в уме дроби.
- У ребенка чрезвычайно большой объем знаний, - заявил принимавший участие в экспертизе профессор Чистяков. - Он обладает громадной способностью соображения. Несомненно, мы имеем дело с исключительной одаренностью. За всю свою деятельность я ничего подобного не видел. Приходилось встречаться с замечательными счетчиками, однако Коля идет гораздо дальше. Такие явления попадаются раз в столетие. Этот ребенок - типа Паскаля!
В конце статьи было сказано: «И. о. наркома по просвещению РСФСР тов. К.А.Мальцев сообщил нам, что в ближайшее время коллегия Наркомпроса заслушает сообщение о Коле Дмитриеве и вынесет определенное решение по вопросу о дальнейшем систематическом и постоянном воспитании ребенка, а также берет на себя решение материальных проблем и заботу о создании для него комфортных бытовых условий».

«У Коли - может, единственного среди нас - искра Божия. Можно подумать, что Коля такой тихий, скромный мальчик. Но на самом деле мы все трепещем перед ним, как перед высшим судией».
Академик Яков Зельдович


...Каждому из нас приходилось слышать о необычайных способностях того или иного ребенка, который в 7 лет решал тригонометрические уравнения, в 10 свободно разговаривал на нескольких языках, в 12 поступал в университет, а в 14 взламывал сайт Пентагона. Но, к сожалению, судьба их далеко не так радужна, как можно было бы ожидать, если судить по столь стремительному взлету. Блеснув в раннем возрасте, многие из этих звездочек с годами постепенно гаснут, оказываются в изоляции, впадают в депрессию, кое-кто уходит в алкоголь и наркотики, а порой даже кончает жизнь самоубийством. И это при том, что во всех развитых странах (Россия в данном случае - отнюдь не исключение) одаренных детей считают золотым фондом нации, стараются найти их, помочь, создать условия для полноценного развития. Не для того ли создают разнообразные спецшколы, вводят правительственные гранты, именные стипендии, гарантируют массу льгот при поступлении и т. д.?
Но что мы имеем в итоге? Каков выход? Вряд ли кто способен дать ответ на этот вопрос. Скорее всего потому, что очень трудно оценить эффективность всех этих действий, равно как и успешность ребят, окончивших школы для одаренных.
Хотя... Давайте посмотрим, какова же была судьба юного гения Коли из Тобольска.
Насколько можно судить по историческим источникам, «товарищ Мальцев» сдержал свое слово - всю семью Дмитриевых перевели в столицу и поселили на Садовом кольце в одном доме с Д.Ф.Ойстрахом.

«Он сделал много больше большинства сотрудников математического сектора, но все время остается чувство неудовлетворенности от мысли, что он мог бы в другой области сделать если и не так много, но что-то качественно иное, исключительное. Коля всегда интересовался общими вопросами - философскими, социальными, политическими. В его позиции по этим вопросам ярко проявлялись абсолютная интеллектуальная честность, острый, парадоксальный ум».
Академик Андрей Сахаров

Мальчику назначили стипендию в 500 рублей (зарплата отца была в 2 раза ниже), каждые 10 дней он посещал занятия у академика Николая Лузина.
В 15 лет Коля Дмитриев поступил на мехмат МГУ, занимался в семинаре академика Андрея Колмогорова, который считал его работы по теории вероятностей многообещающими. В 1946 году Николай Александрович стал аспирантом Математического института АН СССР им. Стеклова. Затем по приглашению академика Якова Зельдовича перешел к нему в теоретический отдел Института химической физики. Многое из дальнейшего в судьбе Дмитриева остается под завесой тайны, однако известно, что в закрытом городе Сарове (Арзамас-16) в составе группы физиков-теоретиков он принял участие в советском «атомном проекте», трудился над созданием термоядерной бомбы. Причем разрешения для Дмитриева у Лаврентия Берии добился лично академик Андрей Сахаров.
За заслуги перед Родиной Николай Дмитриев был награжден орденом Ленина, дважды - орденами Трудового Красного Знамени, ему были присуждены Сталинская премия первой степени и Государственная премия СССР.
И вот теперь имеет смысл задать вопрос - каким же образом нам следует выстроить работу с одаренными детьми, чтобы, выявив их на самом раннем этапе (еще в начальной школе - как Колю Дмитриева - или еще раньше), получить на выходе подобные результаты.
Что для этого необходимо, как вы считаете?