- Олег Николаевич, давайте начнем разговор с самого непростого вопроса, который активно обсуждается не только в Воронежской области, но и в других регионах. Речь о корректирующих коэффициентах для расчета заработной платы педагогам. Расскажите, по какой причине они вводились в школах Воронежской области и останутся ли эти коэффициенты в 2014 году?
- Еще три года назад департамент образования, науки и молодежной политики обращался к муниципалитетам с требованием использовать коэффициент правильно. В Положении по оплате труда, которое мы приняли как примерное и которое окончательно утверждает каждый муниципалитет и каждая школа, особо отмечено, что корректирующий коэффициент может присутствовать, но называется он увеличивающим. Более того, в Положении написано, что «индивидуальный коэффициент (К) не может быть менее 1, в случае, если при расчете значение К меньше 1, то применяется К = 1». Значение коэффициента мы рассчитываем по формуле: К равно отношению фонда оплаты труда за аудиторную занятость, полученного при распределении ФОТ школы, к фактически сложившемуся при расчете заработной платы учителей фонду оплаты труда за аудиторную занятость (К=ФОТаз/ФОТазф). Вот это отношение должно применяться, только если оно больше 1, или если меньше, то должно браться равным 1.
- Ну а если учителя в формуле расчета своей заработной платы все-таки видят коэффициент, равный 0,75 или 0,95?
- Для учреждений, использующих расчет заработной платы учителей на основе окладов по профессионально-квалификационным группам, коэффициент не должен быть ниже 1, и если это не так, то необходимо обращаться к нам, мы исправим ситуацию.
- Можем ли мы говорить о том, что такой коэффициент позволяет муниципалитетам манипулировать школьными деньгами?
- Нужно уметь правильно, в интересах учителя регулировать начисление средств. У нас есть школы с большой наполняемостью, и у них после всех расчетов остаются средства, которые надо использовать при начислении зарплаты, и вот тут помогает коэффициент, который в таких школах может равняться и 1,2, и 1,25. Если складывается коэффициент меньше 1, тут должны подключаться муниципальные власти и помогать школе. Если что-то не получается, обращайтесь к нам.
- Следующий вопрос: сохраняются ли сегодня доплаты за ведение кружков, за сопровождение учеников при подвозе в школу?
- В Положении об оплате труда есть формулировка, которая говорит о том, что работник получает выплаты компенсационного характера, например, за расширение зоны обслуживания, выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей. Также в Положении об оплате труда установлены наиболее часто встречающиеся выплаты и их размеры. Например, оплата за классное руководство (кроме вознаграждения, выплачиваемого за счет средств федерального бюджета) - 10%, за заведование кабинетами, лабораториями - 10% и другие.
    Сопровождение детей в школьном автобусе тоже не относится к основным обязанностям, эта работа должна оплачиваться за счет установления дополнительных выплат из общего фонда оплаты труда, и это прерогатива образовательного учреждения. Запретить оплачивать учителю эту дополнительную работу никто не может. Такие доплаты устанавливаются учреждением самостоятельно в пределах базовой части фонда оплаты труда.
- А если в школе снимают доплаты учителям, мотивируя это сокращением ФОТ, как реагировать: терпеть или жаловаться в районный отдел образования или областной департамент?
- В наш адрес подобных обращений не было, но допускаю, что какое-то учреждение может так поступать. Давайте разбираться с каждым конкретным случаем. Надо учитывать, что и руководители образовательных учреждений могут вести себя некорректно, например, увеличивать базовую часть ФОТ за счет минимизации или даже полной ликвидации подобных выплат. Мы всегда готовы помочь разобраться в ситуации.
Отдельно хочу добавить, что все вопросы, касающиеся подвоза школьников, регламентируются очень жестко, есть соответствующие инструкции, и сопровождение школьников является обязательным. Естественно, это должно оплачиваться дополнительно. Знаю, что в некоторых школах этими вопросами специально занимается преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, в его функционал добавляется определенное количество часов, и он организует сопровождение в рамках своих должностных обязанностей. Каждая школа должна искать свои наиболее удобные варианты, все-таки у нас 425 школьных маршрутов.
Теперь о доплатах за ведение кружков. Согласно новому федеральному стандарту эти доплаты регламентируются внеурочной занятостью учащихся, и при расчете норматива мы добавляем 10% к сумме субвенции именно на организацию внеурочной деятельности. Но надо учитывать, что внеурочная работа - это не догрузка учителя до ставки, а дополнительная деятельность во второй половине дня - проектная, научно-исследовательская. Нужны более четкие и конкретные программы развития научно-познавательной деятельности учащихся. Если за эту работу в образовательном учреждении снимаются доплаты, такое поведение некорректно. Кроме того, кружковая работа может реализовываться и по самостоятельным программам дополнительного образования, в этом случае она оплачивается по тарификации в зависимости от объема часов, которые ведет педагог.
Несколько слов о сокращении ФОТ. В течение года никто не сокращает ФОТ, он устанавливается в начале года, когда формируется бюджет. У нас есть норматив, есть среднегодовое количество учащихся, и на каждое учреждение высчитывается его фонд оплаты труда. И уже второй год мы специально проводим дополнительные расчеты и даем муниципалитетам схему распределения этих средств с учетом интересов каждого образовательного учреждения. Отсылаем в район письмо, в котором по каждой школе указаны направления финансирования. С ними может ознакомиться каждое учреждение, и профсоюзы мы тоже извещаем об этом. Муниципалитет имеет право определенного перераспределения средств, но только по согласованию с нами.
При этом если в сентябре учеников стало меньше, перерасчет не производится, школа финансируется в прежнем объеме. А на случай увеличения числа учащихся мы предусмотрели резервный фонд для увеличения финансирования школ. В прошлом году такая проблема возникла в школах Воронежа, в некоторых дополнительно приняли по два первых класса, но бывает увеличение и в среднем, и в старшем звене.
- Если директор вдруг говорит своим учителям, что фонд оплаты труда школы уменьшился и теперь они будут получать меньше, что им делать?
- Обращаться к нам в департамент, будем разбираться. Я склонен думать, что, если такая ситуация возникает, причиной может быть некорректное обращение с ФОТ, некорректное планирование в течение года.
- Еще один вопрос, который волнует наших читателей, - это финансовый резерв в миллиард рублей, который якобы был, но не использовался в течение года, зато за счет него в конце 2013-го были выплачены премии и выросли средние показатели...
- Миллиард не выделялся дополнительно в сентябре. Эти деньги все муниципалитеты видели уже в начале года. А уровень заработной платы каждой общеобразовательной школы в динамике 2013 года можно посмотреть на сайте «Наша новая школа. Электронный мониторинг развития образования» по ссылке http://www.kpmo.ru/kpmo/view/statistics в разделе «Конструктор отчетов», далее выбираем регион, показатель и школу.
- Ожидается ли увеличение заработной платы в 2014 году?
- Да, общие объемы субвенции у нас увеличены в среднем на 13%. Также мы планируем, что среднемесячный заработок учителя в области тоже вырастет и достигнет 24995 рублей. Но дополнительно мы берем на себя еще одно обязательство, которое будем стремиться выполнять. Мы в этом году обозначаем минимальный порог средней заработной платы педагогов во всех общеобразовательных учреждениях без исключения: он не должен быть ниже 20 тысяч рублей. Больше можно, меньше 20 тысяч - нет. Мы не хотим всех усреднять, хотим, чтобы сохранялись и коэффициенты за инновационную работу, и за качество, но за минимальным размером оплаты труда в общеобразовательном учреждении будем внимательно следить.
Как я уже говорил, мы специальным письмом даем в муниципалитеты методику распределения средств по школам и говорим, что если ее придерживаться, то в 2014 году у нас не будет школ, где бы средняя заработная плата педагогов в месяц была менее 20 тысяч рублей.
Еще в наступившем году мы постараемся решить одну давнюю проблему, связанную с масштабами населенного пункта. В городе Воронеже школы очень различаются по наполняемости, оптимизация здесь практически не проводилась, тем не менее указы президента должны выполняться везде, поэтому в целях повышения зарплаты педагогам мы впервые применили повышающий коэффициент для образовательных учреждений с малой наполняемостью учеников. Для города Воронежа эти коэффициенты следующие: если в школе менее 150 учащихся, то коэффициент составит 1,2, то есть мы добавляем 20%. Если от 151 до 250 учащихся, то К=1,15, если 251-350 учащихся, то К = 1,1, если 351-450 учащихся, то К = 1,05.
Также мы учли проблемы школ населенных пунктов городского типа. Этот вопрос тоже давно обсуждается, и в 2014 году мы и для этих школ предусмотрели увеличенную субвенцию, исходя из числа населения данного городского пункта. Если в населенных пунктах городского типа проживает до 5000 человек, то коэффициент равен 1,2.
Сейчас мы контролируем, чтобы эти коэффициенты не были потеряны в муниципалитетах, чтобы школы обязательно увидели эти повышения.
- Олег Николаевич, некоторые школы жалуются, что им не разрешают выбирать, по какой системе рассчитывать зарплату: отталкиваясь от ученико-часа или штатно-окладную?
- В нашем Положении учитываются обе системы. И мы пошли на это осознанно, хотя существовать сразу в двух плоскостях сложно. С одной стороны, действующее нормативно-бюджетное финансирование на одного ученика, а с другой, выполнение указов президента с требованием соответствия и повышения заработной платы учителя, которое оптимально выполняется при штатно-окладной системе. Тем не менее мы осознанно сохраняем обе системы. И по нашим данным на 1 сентября 2013 года, в 67 школах рассчитывают заработную плату на основе ученико-часа. Никто им не запрещает это делать. Традиционно это крупные школы, которые самостоятельно занимаются своими расчетами и делают это эффективно.
В то же время в малокомплектных школах, которые мы финансируем независимо от количества обучающихся, система расчета от ученико-часа работать эффективно не может. Мы это понимаем, поэтому не навязываем какую-то единую для всех схему. Наша позиция такая: мы отдаем бюджет району и соответственно школе, а внутри этих средств мы даем вам самим возможность выбрать более удобную систему расчета, конечно, в тех рамках, которые мы ставим.

Воронеж