«Колокольчику» в этом году будет 42 года. И так оказался складно и добротно сложен фундамент этого здания и такие с самого начала установлены в нем мудрые правила жизни, что биография муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад первой категории №237 Ленинского района города Ростова-на-Дону просто не могла не сложиться удачно!

Немного статистики
Сегодня «Колокольчик» является всероссийской экспериментальной площадкой по реализации научно-исследовательского проекта «Проектирование сетевого образовательного кластера с целью повышения качества муниципальной системы образования г. Ростова-на-Дону»; базовой площадкой Федеральной стажировочной площадки ГБОУ ДПО РО Ростовского института повышения квалификации и переподготовки преподавателей Ростовской области для реализации направления «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» и муниципальной пилотной площадкой по вопросам внедрения ИАС «Аверс: Заведующий ДОУ» и «Аверс: Расчет меню питания».
С 2010 года детский сад №237 включен во Всероссийский национальный реестр ведущих образовательных учреждений России и в национальный реестр социально значимых организаций.
Словом, именно здесь осуществляется работа по созданию и распространению эффективного опыта реализации высокотехнологичных методик дошкольного образования.

Неформальные формальности
Портфолио более чем внушительное, но как-то не очень вяжутся «сетевой образовательный кластер» и «пилотная площадка» с гармонично развитыми розовощекими малышами. Однако когда читаешь отклики родителей, все становится на свои места. Деловой язык - это всего лишь особый, канцелярский, стиль речи, а вот мнение мам - самый что ни на есть объективный показатель качества работы. «С детским садом №237 связана вся моя жизнь, - пишет на сайте Ольга Владимировна Натарова. - В 1973 году сюда привела меня мама. В 1993 году я привела в этот же детский сад старшего сына, а через 12 лет, ни минуты не сомневаясь, и младшего. Здесь работают не просто воспитатели, нянечки и специалисты дополнительного образования, а большая дружная семья и высококвалифицированный, творческий, хорошо слаженный педагогический коллектив. Мой сын в семь лет легко может назвать 20 видов рыб, разбирается в строении Солнечной системы и умеет четко выражать свои мысли. И главное - ребенок в саду счастлив, а это дорогого стоит!»

Неравнодушие к детству
На первой странице сайта размещено приветствие: «Уважаемые гости! Мы рады встрече с вами! Сайт нашего дошкольного учреждения адресован тем родителям и педагогам, кто неравнодушен к Детству...»
Не секрет, что сайты детских садов не слишком распространенное явление. А такие информативные, живые, рабочие - и вовсе редкость. Здесь же целая библиотечка для родителей, хроника событий детского сада, фотоотчеты, презентация обучающих программ и, конечно, электронная запись.
- Сайт - это наша визитная карточка и самый эффективный инструмент для привлечения родителей к совместной воспитательной работе. А ведь он продукт информатизации, начавшейся с момента нашего сотрудничества с компанией «Аверс». Кстати, в 2013 году наш www.kolokolchik237.ru стал призером конкурса «Педагогический рунет».

Актуальность инноваций
Созданию и развитию единой информационной образовательной среды уделяется большое внимание на государственном уровне. Это обусловлено федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программой развития образования. Высокий уровень информационной культуры и компетенции педагогов - требование времени и в конечном счете показатель их профпригодности.
Наш детский сад работает по программе «Развитие», в основе которой лежит личностно ориентированная модель воспитания, предполагающая создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Для того чтобы успешно реализовать задачи интеллектуального и эстетического развития, подготовить детей к жизни в современном обществе, необходимо максимально освободить воспитателей от рутинной работы и дать простор творчеству. Я вижу в этом свою задачу как руководителя.

Не застревайте в дне вчерашнем

Победой, которой можно по праву гордиться, Галина Николаевна считает заветную точку невозврата - момент решительного и категоричного отрыва от вчерашних стереотипов и переход к «тотальной информатизации». А путеводной звездой она, не задумываясь, называет компанию «Аверс». Многое случилось вопреки сомнениям именно благодаря надежной, высокопрофессиональной и дружеской поддержке специалистов компании.
- «Аверс» дал нам мощный толчок в развитии и помог достойно и успешно пройти этот путь. Проблемы, конечно, были. Это неизбежно. Но те возможности, которые мы сейчас имеем, стоят затраченных усилий.

Пилотный прорыв
- Итак, в декабре 2010 года было заключено соглашение о сотрудничестве между нашим ДОУ и Группой компаний «Аверс» с целью достижения максимальной эффективности внедрения и применения современных информационных технологий в работе образовательных учреждений в рамках пилотного проекта в городе Ростове-на-Дону. Наша задача заключалась в формировании единой информационной инфраструктуры управления дошкольным образовательным учреждением. Мы определили для себя приоритеты: сначала внедрение программы «Аверс: Заведующий ДОУ», затем - «Аверс: Расчет меню питания».

Профессионалы
- «Аверс» совершенно уникальный и очень правильный для нас партнер. Что говорить, в коллективе мало кто был готов включиться в такой масштабный проект и технически, и психологически. На первом этапе внедрения программы «Заведующий ДОУ» воспитатели были похожи на своих воспитанников - такие же робкие и неумелые. И так же терпеливо, внимательно, деликатно, как мы работаем с малышами, с нами работали специалисты компании.
Пусть не покажется вам пафосной эта фраза, но на самом деле наш договор с компанией «Аверс» я считаю большой удачей в жизни. Во-первых, с нами работает совершенно замечательная команда профессионалов, готовая поддержать буквально в любое время дня и ночи. Это тот человеческий фактор, который на 80 процентов гарантирует успех. Во-вторых, компания предложила нам то, чего никто больше не делает, - налаженную и очень грамотно структурированную систему вебинаров. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В-третьих, мы получили практически индивидуальное сопровождение: за нами закреплен персональный менеджер. И наверное, главное - это итог. Наши воспитатели и педагоги, которые с большим трудом заставляли себя осваивать азы компьютеризации, теперь уже не представляют, как можно работать иначе.

Добровольно-принудительное счастье
- В процессе освоения программы педагоги каждый день оставались после работы на 1-2 часа, чтобы стать ее грамотными пользователями. Не скрою, режим погружения, бывало, носил характер добровольно-принудительный. Зато теперь у них появилось несоизмеримо больше времени на творческую работу с детьми и саморазвитие. Мировоззрение человека, его самосознание изменились!
Появились новые идеи по созданию авторских обучающих методик, например, таких:
    Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам, в развивающих играх.
    ИКТ как средство интерактивного обучения, позволяющее стимулировать познавательную активность детей.
    Разработка технологии с включением ИКТ по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).
Стало возможным внедрить здоровьесберегающие технологии. Использование педагогом-психологом компьютерного экспертно-диагностического комплекса «Лонгитюд Б» и учителем-логопедом аппаратно-программного комплекса: «БОС: здоровье» помогает работать с ребятишками по индивидуальному образовательному маршруту.
Когда программа заработала и плюсы от ее использования стали очевидны, ко мне пришли медсестра и завхоз: а как же мы? Так что сейчас мы активно обучаем этих сотрудников и внедряем вторую программу.
Так «Аверс» стал для нас настоящим двигателем прогресса в вопросах информатизации системы управления детским садом и развития новых образовательных технологий.

Мотивация
- Безусловно, именно мотивация - моральный и материальный стимул - определяет успех нового проекта.
Материальный стимул таков: педагогическим работникам, которые активно используют информационные технологии и компьютерные автоматизированные программы в организации образовательного процесса, при установлении надбавки за результативность и качество начисляется большее количество баллов, соответственно выше и их зарплата. Это справедливо, ведь они гораздо быстрее и интереснее подготовят презентацию, организуют эффективный игровой урок для детей, сделают справку или отчет.
А моральный стимул - прежде всего уважение к себе. Удовлетворение от того, что твои старания будут отмечены и ты можешь рассчитывать на карьерный рост, ведь навыки работы в программе значительно повышают профессиональный статус. Как следствие желание получить доступ к новым инструментам личностного роста и обмена творческими идеями с коллегами, участвовать в самых разных проектах и конкурсах - всего не перечислить.

Я так думаю
- В нашей профессии надо иметь моральное право воспитывать маленьких граждан. Учить их трудолюбию, умению ставить перед собой высокие цели и преодолевать трудности на пути к их достижению. Учить мечтать! А начинать надо с себя.
В истории нашего детского сада много знаменательных событий. Я горжусь тем, что мы смогли поддержать его лучшие традиции - быть всегда в развитии, в движении - и что нам довелось вписать в его летопись замечательную страницу: «Информатизация управления».

ИАС «Аверс: Заведующий ДОУ» позволяет:
-    Формировать и использовать в работе электронный паспорт дошкольного образовательного учреждения.
-    Вести личные дела сотрудников, формировать и поддерживать в актуальном состоянии электронное портфолио (личные достижения сотрудников).
-    Вести личные дела воспитанников, формировать и поддерживать их электронные портфолио, осуществлять мониторинг состояния их здоровья, развития, а также результаты медицинских, психологических и педагогических обследований.
-    Составлять штатное расписание, назначать сотрудников на должности.
-    Вести учет дополнительных платных образовательных услуг.
-    Осуществлять предварительный набор воспитанников.
-    Формировать книгу учета движения воспитанников.
-    Осуществлять учет посещаемости детей.
-    Составлять статистические и управленческие отчеты.
-    Строить отчеты с динамически определяемым поисковым запросом и формой предоставления информации.

ИАС «Аверс: Расчет меню питания» позволяет:
-    Автоматизировать работу медицинского персонала, отвечающего за расчет продуктов, и складского работника.
-    Полностью описывать отчетность процесса организации питания и ведения складского учета.

И все это  практически нажатием одной кнопки. Фантастические возможности!

Время перемен вовсе не обязательно должно соизмеряться с изданными законодательными актами. Счастливое время перемен наступает, когда мы сами этого очень хотим. Когда это не обязанность, а внутренняя потребность!