Деятельность СКС на различных уровнях имеет свои задачи и механизмы их достижения. В регионах это взаимодействие с территориальными организациями профсоюза, диалог с местной властью, оказание помощи первичным профсоюзным организациям, объединяющим студентов и аспирантов. На уровне федеральных округов - межрегиональные школы профсоюзного актива, мониторинги выполнения законодательства РФ в отношении обучающейся молодежи и подготовка согласованных позиций по вопросам, которые обсуждаются на федеральном уровне.
В последние 3 года СКС профсоюза планомерно проводил работу в области нормативно-правового регулирования, касающегося студенческой молодежи, уделяя особое внимание вопросам стипендиального обеспечения, функционированию студенческих общежитий, социальной инфраструктуре университетов, оздоровлению и внеучебной работе.
В целях сохранения социальных прав и гарантий студентов - членов профсоюза - проведена работа по внесению поправок в проект закона «Об образовании в Российской Федерации», организована информационная кампания по отправке комментариев к статьям и положениям законопроекта на специальном интернет-сайте zakonoproekt2012.ru. Совместно с Экспертным советом по вопросам обучающихся при Комитете по образованию Государственной Думы РФ были подготовлены различные предложения, касающиеся внесения поправок в законопроект, а также в иные действующие нормативные акты.
Опираясь на подписанное Соглашение о взаимодействии между Общероссийским профсоюзом образования и Минобрнауки России, проводились встречи президиума СКС с министром образования и науки РФ. На обсуждение выносились вопросы о стипендиальном обеспечении, состоянии материальной базы студенческих общежитий и санаториев-профилакториев, об условиях оздоровления обучающихся. Реализованы такие совместные мероприятия, как всероссийские конкурсы «Студенческий лидер» и «Лучшее студенческое общежитие», Всероссийская школа для членов стипендиальных комиссий.
В 2011 году на Всероссийском студенческом форуме в Барнауле по инициативе СКС были сформулированы и поставлены перед руководством Минобрнауки России стратегически важные предложения о повышенных академических стипендиях и порядке формирования стоимости проживания в студенческих общежитиях. 2012-2013 годы показали актуальность этих инициатив.
В 2012 году Минобрнауки России проводило открытый конкурс грантов на поддержку студенческих объединений вузов. Члены президиума СКС совместно с отделом профессионального образования и научных учреждений аппарата профсоюза принимали участие в экспертизе документов, поданных вузами на конкурс. В результате в число 95 победителей вошло 61 учебное заведение, где успешно функционируют студенческие профсоюзные организации. Многим из них удалось получить дополнительное финансирование из бюджета на реализацию своих проектов. В ноябре 2013 года объявлен новый конкурс на 2014 год. Общий объем дополнительного финансирования для вузов за 2012-2014 годы составит около 4 млрд рублей.
Председатель СКС Владимир Марченко вошел в состав Молодежного совета, созданного при Министерстве образования и науки РФ, возглавив комиссию по социальным стандартам в сфере высшего образования. Комиссия, сформированная в структуре совета по инициативе СКС, стала удобной площадкой для взаимодействия между различными студенческими и молодежными объединениями. Так, например, совместная рабочая группа Российского союза молодежи и СКС профсоюза разработала приемлемый для обеих сторон проект примерного Положения о Советах обучающихся организаций высшего образования, учитывающий интересы студенческих профсоюзных организаций в вузах.
Большое внимание СКС уделяет работе с профсоюзным активом. Совместно с региональными организациями профсоюза ежегодно проводятся региональные и окружные этапы Всероссийского конкурса «Студенческий лидер». Частичную компенсацию затрат на проведение окружных этапов ежегодно берет на себя Центральный совет профсоюза.
Традиционно в сентябре проходит финал Всероссийского конкурса, в рамках которого члены СКС и работники аппарата профсоюза проводят обучающие мероприятия для студенческого профактива. В 2013 году на XI всероссийскую смену прибыли более 450 человек из всех федеральных округов.
Главным событием 2013 года в сфере образования стало вступление в силу с 1 сентября ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». К нему можно по-разному относиться, в данном документе есть как плюсы для студенческих профсоюзных организаций, так и минусы. К сожалению, реализовался пессимистичный сценарий развития событий, связанный с отменой законодательного ограничения размера студенческой платы за проживание в общежитии вуза. Средняя стоимость по стране моментально возросла примерно в 10-15 раз. По инициативе СКС совместно с депутатами Государственной Думы создана рабочая группа по вопросам необоснованного повышения платы за проживание в общежитиях. Во многих вузах удалось добиться ее снижения. За октябрь-ноябрь 2013 года средняя ежемесячная стоимость проживания в общежитиях снизилась на 230 рублей с человека, что в пересчете на год составляет более 1,5 млрд рублей, сэкономленных студентами. Работа продолжается, прогнозируемый годовой эффект может превысить 4 млрд рублей. Четырем ректорам высших учебных заведений объявлены выговоры, рассматривается вопрос о депремировании ректоров, не разместивших на сайтах вузов информацию о ценообразовании в общежитиях. Разработанный заместителем председателя СКС Эдуардом Темновым проект методики расчета стоимости для студентов общежитий принят за основу и передан на проработку в профильные департаменты Министерства образования и науки РФ.
Учитывая, что 2013 год стал годом формирования новой нормативной базы по стипендиальному обеспечению, СКС профсоюза выступил организатором Всероссийской школы для студентов - членов стипендиальных комиссий «Стипком-2013». Совместно с Московским государственным университетом технологии и управления имени Разумовского и Тульским госуниверситетом была разработана программа, проведено обучение и выданы дипломы о дополнительном образовании 350 слушателям школы. Ведется подготовительная работа по созданию Всероссийской стипендиальной комиссии, которую СКС рассматривает как дополнительный инструмент работы со студентами, образовательными организациями и Минобрнауки России.
В ноябре 2013 года СКС традиционно принял активное участие во Всероссийском студенческом форуме, который проходил в Санкт-Петербурге.
Последний период работы СКС характеризуется резким ростом конкуренции на всех уровнях в борьбе за влияние на студенческую молодежь.
Во-первых, в законе появилась норма, обязывающая создавать в образовательных организациях советы обучающихся, дублирующие во многом функционал профсоюзных организаций. И хотя в проекте примерного положения о советах обучающихся усилиями СКС предусмотрен порядок участия в их деятельности представителей профсоюза, на местах предстоит большая работа по их формированию. Некоторые ректоры пытаются формально назвать уже существующие студенческие советы советами обучающихся и передать им все соответствующие полномочия. Особенно важен тот факт, что наличие такого совета - условие получения грантов от Минобрнауки России на развитие студенческих организаций.
Во-вторых, в сторону студентов разворачивается Федеральное агентство по делам молодежи - Росмолодежь. Этот федеральный орган исполнительной власти призван заниматься реализацией государственной молодежной политики. На самом же деле, как показывает прошедший год, главная задача работы Росмолодежи в вузах - это привлечение студентов в свои федеральные проекты за счет средств самих вузов. Механизмом влияния на университет является насаждаемый извне институт советников ректоров по молодежной политике. С точки зрения СКС, от Росмолодежи нужна методическая и финансовая поддержка в части реализации воспитательного функционала образовательного процесса непосредственно в университетах, а не только на Селигере.
В-третьих, создается множество студенческих организаций, которые пытаются дублировать традиционные для профсоюза направления работы. К исторически существующему Российскому союзу молодежи (РСМ) добавились Российский профсоюз студентов, Всероссийский союз студентов (ВСС), Российский студенческий союз (РСС), Российский союз студенческих организаций (РССО) - все они активно ищут свою нишу. Главное отличие от классических студенческих профсоюзных организаций - отсутствие персонального членства и финансирование из различных «провластных» структур. Отсутствие необходимости собирать взносы, проводить отчетно-выборные процедуры и совершать множество других действий делают их по отношению к СКС весьма конкурентоспособными.
Классической проблемой для СКС и профсоюза в целом остается слабое информационное обеспечение деятельности. Для успешной мотивационной работы в студенческих профсоюзных организациях необходимы серьезные информационные поводы на федеральном уровне. В качестве первого шага СКС профсоюза предлагает провести в 2014 году научно-практическую конференцию «Студенческое профсоюзное движение в России: диалог с властью, ректорами и обществом», во время которой дать старт подготовке празднования 100‑летия студенческого профсоюзного движения в России. Необходимо готовить предложения по созданию оргкомитета с представителями власти, государственного плана мероприятий и проведения торжественного собрания в Кремлевском дворце съездов с участием первых лиц государства. События такого масштаба по силам действующему составу СКС, и именно такие задачи позволят объединить вокруг профсоюзного движения новые поколения студентов.

Информация к сведению

31 октября 2013 года состоялось отчетно-выборное собрание СКС, на котором были определены основные направления работы на новый период. На сегодняшний день в его состав входят 70 представителей первичных профсоюзных организаций из регионов. В президиум СКС вошли 11 человек: председатель, два заместителя, семь руководителей СКС в федеральных округах и руководитель имиджевого направления работы.

В апреле 2009 года при Комитете Государственной Думы РФ по образованию был создан Экспертный совет по вопросам студенчества, в который вошли члены президиума СКС. Представители «студенческого крыла» профсоюза получили прямой официальный доступ к проектам всех основных законодательных инициатив и право вносить по ним свои, обязательные для рассмотрения депутатами Госдумы, экспертные заключения.

Отдел профессионального образования и научных учреждений аппарата Общероссийского профсоюза образования