В нашем образовании сегодня можно, если постараться, получить статус экспериментальной, инновационной, лучшей школы… Но найти, а тем более сохранить свой осознанный путь гораздо сложнее.
Почему же мы все так озаботились поиском, мы что-то потеряли? Конечно! Целостность образования, которое в лихие девяностые рассекли на основное и дополнительное. При этом дополнительной стала наименьшая часть - голова, где зарождается главное - идеи, творчество. А основная, безголовая часть стала мгновенно неуправляемой и движется только в одной ей понятном направлении, обучая детей из последних сил «чему-нибудь и как-нибудь».
Сегодня я бы хотел поделиться не только своим пониманием проблем основного и дополнительного образования, но и предъявить целостную гармоничную образовательную модель, в которой нет как самих терминов «основное» и «дополнительное», так и педагогически неграмотного, а точнее невежественного, доминирования вторичного над первичным. В основе инновационного опыта лицея лежит потребность решения проблем современного общества и современного образования, часть из которых настолько стары, что превратились в стереотипы.
Стереотип первый: «Мы уверены, что знаем, какие уроки в школе главные…»
Глобальная проблема современного образования - это диалектическое несоответствие существующих приоритетов образования, или так называемых основных уроков, неизменным приоритетам самой человеческой жизни.
Если сейчас даже в нашем педагогическом сообществе провести рейтинг учебных предметов, то он будет выглядеть примерно так. Вначале точные науки, затем гуманитарные, после уроки естественно-научного цикла, а замыкать список будут прочие предметы, в числе которых физкультура, труд, музыка и так называемое рисование. В самой же жизни человека приоритеты расставлены в совершенно ином порядке. На первом месте стремление к красоте как желание сделать свою жизнь и мир вокруг себя лучше. В школе эта важная образовательная область, формирующая творческую, созидательную личность, практически отсутствует.
Парадокс доминирования вторичного над первичным - это серьезнейшая проблема в восприятии приоритетов образования. Системе образования уже пора стать более образованной и переосмыслить искусственное первородство учебных предметов в школе.
Стереотип второй: «Школа - это только классно-урочная система…»
Великий Ян Амос Коменский и не подозревал, что его «Великая дидактика» станет чем-то вроде Библии, Корана или Талмуда для системы образования. Если бы он предположил, что все то, что он изречет как учитель, превратится в Вечную модель школы, он бы, без сомнения, испугался, так как система образования в отличие от других институтов общества не может быть до такой степени статичной и консервативной. Отлаженный, но устаревший часовой механизм не способен эффективно отсчитывать стремительно бегущее время третьего тысячелетия.
В эпоху, когда носителями знаний были очень немногие, данная система помогла появиться в обществе социальному классу учителей как абсолютному, единственному и системному носителю развивающей информации. Современное же поколение, живущее в безграничном информационном поле знаний, требует от учителя уже не столько развивающей информации, которой у него более чем достаточно, сколько осмысления этой информации и развивающего мировоззрения. Важно понять, что классно-урочная система передачи знаний в эпоху высоких технологий, когда цивилизация живет на границе зарождения искусственного интеллекта, не только малоэффективна и архаична, она еще и вредна, как избыточная пища для полного желудка. Возможно ли отправить эту систему на свалку педагогической истории? Вероятно, возможно, но не нужно! Важно ее изменить: вывести из классно-урочной системы информацию и элементарные знания в другое - цифровое пространство, а ввести туда Нового учителя, но уже как носителя ценностей, как персонально-образовательных, так и мировоззренческих. Важно понять на новом витке развития цивилизации, что школа - это не место, где детей учат, это место, где дети учатся, а это уже совершенно иное образование.
Понимание этого позволяет на опережение открыть новые возможности для системной интеграции общего и дополнительного образования.
Стереотип третий: «Нет пророка в своем Отечестве…»
Стереотип древний, как библейская истина, но грустно, что он распространяется не только на взрослых, но и на наших детей и, что еще хуже, на наши школы. В этом нет вины учителей, которым действительно порой сложно разглядеть сидящего в классе юного Ломоносова, Моцарта или Маркеса. Система образования, как и прежде, инертно нацелена на всеобщее среднее образование… среднее во всем. В то время как система дополнительного образования направлена на выявление, развитие и поддержку талантов и способностей учащихся. И эти функции сегодня выполняют всевозможные ДЮСШ, ДХШ, ДМШ, отдаленные в прямом и переносном смысле от главного дома учеников - школы, и чаще всего за дополнительные деньги...
Именно эти проблемы легли в основу научного и педагогического поиска, который привел меня к новому осмыслению содержания образования, новым учебным программам, новой структуре многоуровнего обучения и в итоге к новой модели образовательного учреждения «Губернаторский Светленский лицей».
Решение первое: внедрение иного содержания образования.
Идея очень простая и не новая - запрячь в одну упряжку коня и трепетную лань: уравновесить в образовательном процессе искусство и знания, творчество и обучение. Только почему-то это никогда не удавалось, а если и удавалось, то трепетная лань больше напоминала корову в пристяжке, которая с ошалевшими от удивления глазами спрашивает: «А я-то вам зачем?»
В лицее получилось! Запрягать их вместе было просто не нужно, нужно было понять, что задачи у них разные: у коня - отвезти знания из точки А в точку Б, а у лани - свободно носиться в этом пространстве, открывая всем глаза на красоту и гармонию мира.
Мы принципиально изменили содержание образования. В основе его формирования лежит качественный баланс естественно-научного и художественно-эстетического образования. В учебный план были введены 20% уроков художественно-эстетического цикла, тогда как в обычной школе это не больше 5%. Все предметы художественно-эстетического цикла ведутся по моим авторским программам, предполагающим обучение с 1‑го по 11‑й класс. В итоге был получен ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ - при увеличении учебной нагрузки по творческим предметам успеваемость по той же математике, физике, химии повысилась. Многолетние исследования показали, что у ребят, которые регулярно занимаются в системе художественно-эстетического образования, успеваемость растет. И даже если применить такой измеритель качества работы школы, как ЕГЭ, то и здесь на протяжении всех лет наши результаты выше областных и всероссийских, и это притом, что принцип набора в лицей массовый.
Светленский лицей - это не школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Это школа, где в равной степени развивается творческое мышление и формируется научное мировоззрение учащихся, где созданы условия для эффективного влияния творчества, творческого мышления на процесс обучения и воспитания в целом.
Решение второе: создание модели многоуровневого обучения.
Многоуровневая модель обучения - это качественно новая модель организации образовательного процесса, которая позволяет не зависеть от недостатка часов на получение образовательного результата в той или иной области. Надежно обеспечивая необходимыми навыками и знаниями во всех образовательных областях всех учащихся, она создает системные условия для индивидуального и глубокого погружения ученика в выбранную область с учетом его желаний и способностей.
Структура обучения состоит из трех уровней, создающих условия для творческого развития учащихся.
Если знания представить как поток культуры, который должен дать определенные результаты, то первый уровень (обязательное обучение - уроки) обеспечивает процесс поглощения потока культуры в виде содержания образования.
Второй уровень - это осмысленное погружение в культуру, где поток дополнительных знаний становится более системным и модульным, появляется потребность создания новых ученических институтов, построенных на ситуации выбора. В лицее более сорока внеурочных творческих формирований по разным образовательным направлениям.
Третий уровень - этап воспроизводства культуры, уровень элитарного образования, который является естественным олимпом творческого развития, подтверждающим ресурс ученика.
В лицее работают научные лаборатории и творческие мастерские. Есть свои ДХШ, ДМШ и многое другое, что предполагает системное соединение урочной и внеурочной форм получения знаний. Кроме того, это полностью укладывается в логику профильного и предпрофильного обучения с возможностью давать начальное профессиональное образование, что мы успешно и делаем. При этом в лицее нет платного образования и льготного финансирования, все в рамках ставок внеурочной работы.
В модель массовой школы гармонично интегрировано интернатское отделение для одаренных детей, позволяющее добиваться еще более высоких результатов обучения в условиях стационарного проживания. Сегодня у нас учатся дети не только из самых отдаленных районов Томской области, но и из Красноярского края, Кемеровской области, Забайкальского края.
Внедрена эффективная концепция школы как единого информационного пространства, где среда обучения является по праву еще одним Учителем лицея.
Результатами деятельности лицея важно считать не только и не столько внешние достижения учащихся и учителей, выраженные в победах, сколько глубинные изменения, связанные с решением системных проблем современного образования.
Какие проблемы нам удалось решить:
- проблему содержания образования;
- проблему малой эффективности профильного обучения;
- проблему выявления и поддержки одаренных детей;
- проблему дополнительного образования;
- проблему духовного, нравственного воспитания;
- проблему доступности образования;
- проблему допрофессионального образования.
По сути, модель лицея объединяет образовательные функции нескольких учреждений - общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, интерната для одаренных детей, и ее экономическая целесообразность очевидна.
В современной школе недостаточно диалога, творчества, счастья от процесса собственного развития ученика, недостаточно эмоционального образования. И я сегодня хочу заявить его как новый педагогический термин. Очевидно, что традиционного предметного политехнического образования, созданного на заре технического прогресса и необходимого для его поддержания, сегодня уже недостаточно, оно бессильно и мало полезно на новом уровне развития цивилизации, которая нуждается не только в знаниях, но и в человеке, способном их правильно использовать. Сегодня необходимо зарождение нового эмоционального образования. И именно так я хотел бы назвать образовательный процесс в Губернаторском Светленском лицее.