Границы общего образования как формального становятся узкими для реализации современных требований к образовательным результатам. Общее образование может развиваться за счет потенциала дополнительного образования, которое реализуется сегодня как в организациях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в организациях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях. В то же время дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные черты в контексте современных требований к качеству образования.
Потенциальные возможности дополнительного образования детей не были в должной мере оценены и задействованы при планировании реформ в российском образовании. Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного и профессионального самоопределения ребенка, в достижении как предметных, так и личностных и метапредметных результатов. В условиях перехода к политике непрерывного образования дополнительное образование детей может стать площадкой (ресурсным центром), технологией, «стягивающей» такие составляющие системы образования, как формальное, неформальное и информальное образование, в континуум непрерывного образования. Одной из форм интеграции общего и дополнительного образования можно считать сетевое взаимодействие.
Анализируя процессы, происходящие в современной системе образования, мы выделили следующие системные характеристики совершенствования сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования: сетевые партнеры, задачи, образовательные программы, способы (методы, приемы) деятельности, комплекс условий, результаты сетевого взаимодействия.
Можно выделить следующих партнеров по сети:
- региональные и муниципальные органы управления образованием;
- учреждения общего образования;
- дошкольные образовательные учреждения;
- учреждения дополнительного образования;
- учреждения высшего профессионального образования;
- учреждения дополнительного профессионального образования;
- управления культуры;
- управления по делам молодежи;
- управления по физической культуре, спорту и туризму;
- управления внутренних дел;
- отделы по делам несовершеннолетних;
- центры по профилактике дорожного травматизма;
- организации, осуществляющие информационное обеспечение;
- средства массовой информации;
- общественные организации и фонды;
- городские музеи;
- центры занятости населения;
- отделения союза писателей, художников и другие творческие союзы и фонды;
- промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса;
- родительская общественность.
В современной практике сетевого взаимодействия решаются следующие задачи:
- анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;
- повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;
- обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;
- расширение круга общения обучающихся, получение нового социального опыта, влияющего на формирование мировоззрения;
- расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей;
- объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства;
- совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами;
- обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей;
- совершенствование содержательного детского досуга в соответствии с актуальными запросами детей, родителей, социума;
- мотивирование детей на участие в социальных практиках через сетевое взаимодействие;
- организация творческого взаимодействия с родителями обучающихся и социальными партнерами;
- создание материальной и методической базы учреждения дополнительного образования как ресурсного центра при сетевом взаимодействии;
- разработка программ внеурочной деятельности, ориентированных на планируемые результаты освоения основной образовательной программы общего образования конкретного общеобразовательного учреждения; создание системы информирования общественности об ассортименте внеурочных видов деятельности, который предлагает учреждение дополнительного образования.
Особенности сетевых образовательных программ:
- направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом, которое позволяет ребенку развиваться в разных творческих областях;
- сквозной характер программы, включающей комплекс модулей - краткосрочных (на одну учебную четверть) образовательных программ, значительно отличающихся друг от друга;
- предоставление возможности обучения по индивидуальному учебному плану, индивидуальной образовательной траектории;
- направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных организаций;
- создание условий для организации широкой практики за пределами учреждения ДОД (на базе вузов, учреждений культуры, спорта, предприятий, бизнес-сообществ и др.), позволяющей совершенствовать мастерство в выбранном виде деятельности;
- привлечение узких специалистов, студентов, а также взаимообмен педагогов школ, УДОД и других учреждений;
- обеспечение активной вовлеченности и включенности обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности;
- создание условий для получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья как в очной форме, так и в форме дистанционного обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования на основе выявления индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, интересов обучающихся;
- направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся и др.
Для реализации программ сетевого взаимодействия должен быть создан комплекс необходимых условий: организационных, финансовых, материально-технических, кадровых, нормативно-правовых, информационных, мотивационных, научно-методических.
В процессе сетевого взаимодействия используется следующий комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов:
- договор с учредителем, государственное или муниципальное задание определяют статус, ответственность участников сети;
- договоры о сотрудничестве позволяют закрепить гражданско-правовые отношения участников взаимодействия и регулировать вопросы проведения совместных мероприятий, использования собственности и денежных средств образовательных учреждений, распределения кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов;
- договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера определяют правила отношений участников сети;
- планы, проекты, программы определяют содержание деятельности в рамках сетевого взаимодействия;
- положения (о координационном совете, о службе управления персоналом, о материальном стимулировании работников по НСОТ, о педагогическом совете, о методическом совете, о временном творческом коллективе, об учебном кабинете, об учетной политике, о структурных подразделениях, о школе полного дня, о портфолио воспитанника, о самоуправлении учащихся и др.);
- должностные инструкции (директора, заместителя директора, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, методиста, концертмейстера, руководителя отдела по связям с общественностью, руководителя службы маркетинга).
Участники исследования отмечают следующие механизмы управления сетевым взаимодействием: координационные советы, административные советы, проблемные группы, временные творческие коллективы, советы дела, методические объединения, родительская конференция, совет старшеклассников и другие.
Результаты совершенствования сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования:
- активная занятость ребенка во второй половине дня, вовлечение детей в социально культурную, социально значимую, проектную деятельность;
- положительный опыт взаимодействия общеобразовательного учреждения с УДОД;
- укрепление имиджа и расширение контактов образовательных учреждений;
- объединение кадровых, воспитательных и материально-технических ресурсов образовательной деятельности;
- частичное обновление материально-технической базы контактов образовательных учреждений;
- разработка новых образовательных программ и педагогических технологий, в том числе профильного обучения, внеурочной деятельности;
- приобретение опыта обучающих семинаров на базе социальных партнеров;
- обеспечение наполняемости образовательных объединений дополнительного образования детей;
- повышение качества информационного обслуживания учащихся, педагогов, родителей и других участников сетевого взаимодействия;
- создание механизма общественной экспертизы результатов сетевого взаимодействия;
- формирование комплекса проектов, способных удовлетворять запросы и потребности обучающихся и их родителей по самым разным направлениям;
- создание условий для стимулирования инновационной деятельности;
- повышение уровня квалификации педагогов;
- улучшение финансового обеспечения образовательного процесса за счет оптимизации финансовых ресурсов, спонсорской помощи;
- удовлетворенность социума качеством образовательных услуг;
- повышение доступности дополнительного образования для детей;
- развитие системы дополнительного образования в целом.
Проведенный анализ позволил выявить следующие проблемы, существующие в рамках сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования:
- проблемы материально-технического и технологического обеспечения - недостаточное оснащение учебных аудиторий необходимым учебным оборудованием, ТСО, информационной техникой, низкая скорость Интернет и др.;
- нехватка кадров и недостаточная психологическая готовность педагогов к работе в сети;
- непонимание общности цели и задач взаимодействия, при котором происходит обмен опытом и инновационными разработками;
- неразработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети и степень ответственности за результаты образования, жесткость требований, предъявляемых существующими нормативными документами при организации сетевых мероприятий;
- недостаточное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;
- опасность снижения показателей качества дополнительных образовательных услуг;
- потребительское отношение к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений, неготовность администрации школ и учителей к пониманию особой роли дополнительного образования в личностном развитии ребенка;
- сопротивление изменениям как со стороны образовательных организаций, так и со стороны общественности;
- низкая платежеспособность населения.
Сетевое взаимодействие сегодня рассматривается как партнерство, как катализатор положительных социальных перемен и стабильного развития, как добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, когда участники договариваются работать вместе для достижения общей цели. Образовательная деятельность приобретает динамичный характер, образовательная услуга приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся, возникает потребность в гибкости, адаптируемости каждого образовательного учреждения в рамках общего образовательного пространства.

Ангелина ЗОЛОТАРЕВА,
доктор педагогических наук, заведующая кафедрой управления образованием Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского, заслуженный учитель РФ