Образовательная программа в ОДО, как и в других образовательных организациях, - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом). Она представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
На образовательные программы распространяются все общепедагогические принципы (наглядность, системность, последовательность и т. д.). Однако при реализации этих принципов в организациях дополнительного образования ярко проявляется диалектичность. В частности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает не только соответствие учебного материала возрастным нормам, но и возможность значительного опережения отдельными учащимися своих сверстников и даже более старших учащихся в освоении содержания образования.
В организациях дополнительного образования предусматриваются к реализации четыре вида образовательных программ. Два вида дополнительных общеобразовательных программ (предпрофессиональные и общеразвивающие), программы дошкольного образования и программы профессионального обучения.
Специфика образовательных программ в организациях дополнительного образования заключается в характере нормативного регулирования. В частности, в этой сфере образования федеральные государственные образовательные стандарты действуют исключительно по отношению к программам дошкольного образования, а федеральные государственные требования - к дополнительным предпрофессиональным.


Предпрофессиональные дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения

Понятие «дополнительные предпрофессиональные программы» введено законом «Об образовании в Российской Федерации» №273‑ФЗ.
Эти программы:
- приобщают учащегося к нормированной сфере трудовой деятельности (профессиональными могут называться те виды труда, которые признаны таковыми в законодательном порядке),
- являются составной частью социокультурного воспроизводства, так как профессии - продукт эволюции культурных норм осуществления общественно полезной деятельности по созданию материальных, культурных и других благ, которые становятся предметом обмена,
- занимают определенное место в процессе овладения учащимися нормами осуществления трудовой деятельности, определенной рамками профессии,
- содействуют включению учащихся в социально-профессиональные корпорации - значительные группы людей, занимающихся соответствующими видами труда, ведущих схожий образ жизни (принимающие нормы оплаты труда).
Наконец, в ходе их осуществления личность учащегося приобретает не только компетенции, связанные с решением отдельного рода трудовых задач, но и интериоризирует совокупность ценностей и поведенческих норм, принимает специфический социальный статус и корпоративные стандарты потребления, постепенно оформляя индивидуальный стиль существования в рамках профессии.
Сегодня благодаря новому закону возникает легитимная возможность осуществлять профессиональную подготовку в УДОД в рамках программ профессионального обучения. Закон предлагает понимать под профессиональным обучением образование, направленное на приобретение учащимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). В этом смысле перед руководителями ОДО встает вопрос об оценке потенциала (база, кадры, востребованность) для разворачивания программ профессионального обучения.
Согласно Закону «Об образовании в РФ», дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы охватывают образование в области искусств и в области физической культуры и спорта реализуются исключительно для детей. Содержание таких программ в соответствии с федеральными государственными требованиями или федеральными стандартами спортивной подготовки разрабатываются и утверждаются организацией дополнительного образования. Федеральные стандарты спортивной подготовки устанавливаются ст. 33 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которая гласит: «В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки».
В области физкультуры и спорта и в области искусства предпрофессиональные программы дополнительного образования предваряют профессиональные образовательные программы.
Цели. Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, в области искусств предусматривают выявление одаренных детей и создание условий для их образования:
- в первом случае - физического воспитания и физического развития, получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта), подготовку к освоению этапов спортивной подготовки;
- во втором - художественного образования и эстетического воспитания, приобретения знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности и подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Специфика дополнительных предпрофессиональных программ - нормативная регламентированность, особый порядок набора, особый порядок аттестации учащихся.
Для регламентации дополнительных предпрофессиональных программ существуют федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» федеральные государственные требования должны утверждаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (соответствующими министерствами - Министерством культуры, Министерством спорта, Министерством образования). В области физической культуры и спорта федеральные государственные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам (как в области физической культуры и спорта, так и в области искусств) проводится на основании результатов индивидуального отбора. Назначение такого отбора - выявить тех, кто имеет необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности (творческие способности и физические данные или способности в области физической культуры и спорта). Освоение дополнительных предпрофессиональных программ завершается итоговой аттестацией учащихся.
Порядок такого отбора и формы и порядок проведения итоговой аттестации по дополнительным предпрофессиональным программам должны определить Министерство культуры и Министерство спорта, а согласовать порядок призвано Минобрнауки.
С предпрофессиональными программами все не так уж и просто. Ведь положения об отборе и аттестации можно трактовать и так, что теперь в музыкальные, художественные, спортивные школы на предпрофессиональные дополнительные образовательные программы будут принимать только способных (одаренных, талантливых) детей. Это может привести к резкому сокращению обучающихся, особенно в сфере искусства. Сложившаяся практика предполагает прием в ДЮСШ, ДШИ, ДМШ, ДХШ всех желающих, а процедура отбора зачастую носит формальный характер. Реальный отбор существует только в спортивных школах олимпийского резерва.
Новый закон не смог в полной мере разрешить проблему дифференциации дополнительного образования.
Закон предусматривает возможность интеграции дополнительных предпрофессиональных программ (в области физической культуры и спорта и в области искусства) с программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта или в области искусства).


Общеразвивающие дополнительные программы и программы дошкольного образования

Общеразвивающие программы в отличие от предпрофессиональных не завязаны на какую-то конкретную профессию. В житейском плане общеразвивающие программы можно трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу». В более строгом научном ключе общеразвивающие программы могут интерпретироваться, исходя из понимания словосочетания «общее развитие», которое в отечественной психолого-педагогической традиции связывается с именем Леонида Владимировича Занкова (1901-1977). Общее развитие в работах указанного автора отождествлялось с развитием способностей - свойств личности, обусловливающих успешность решения человеком тех или иных задач. Способности делятся на три группы:
- наблюдательность, способность воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и другие;
- мышление, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. д.;
- практические действия, способности создать материальные объекты, производить ручные операции, используя (и развивая одновременно) восприятие и мышление.
Такой взгляд близок к идеологии современных образовательных стандартов, где выделяются универсальные действия (деятельностное ядро образования). Другими словами, общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, где у ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Закон «Об образовании в РФ» предусматривает в организациях дополнительного образования реализацию общеразвивающих дополнительных образовательных программ не только для детей, но и для взрослых.
В области физкультуры и спорта, а также в области искусства общеразвивающие дополнительные образовательные программы взаимосвязаны с предпрофессиональными программами.
Закон выделяет особую группу дополнительных общеразвивающих программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних учащихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. Позиционирование подготовки к службе государству в качестве общеразвивающей программы создает более благоприятные условия для свободного профессионального самоопределения (вплоть до отказа от дальнейшего образования) в любой момент ее освоения. Отнесение названной программы к общеразвивающей подчеркивает также воспитательный характер этой разновидности дополнительного образования.
Дополнительные общеразвивающие программы не опираются на федеральные государственные требования, содержание образования и сроки обучения в них определены разработчиками (педагогами) и утверждены организацией дополнительного образования.
В организациях дополнительного образования реализуются образовательные программы дошкольного образования, которые согласно закону направлены «на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ начального общего образования». При реализации программ дошкольного образования, в том числе в организациях дополнительного образования, закон ориентирует педагогов на индивидуальный подход и учет специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Подведем итог. Новый закон ничего необычного в практику внешкольного дополнительного образования не вводит, а скорее нормирует те явления, которые складывались в учреждениях ДОД в предыдущие годы.

Борис КУПРИЯНОВ,
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета