Встрече на всероссийском уровне предшествовала целая серия межрегиональных форумов, конференций и совещаний в федеральных округах. Все эти мероприятия назывались по-разному, но были посвящены одному - роли и задачам системы дополнительного образования на современном этапе, обозначению проблем, мешающих ее обновлению и развитию, выработке предложений по их решению.
На окружных форумах не только обсуждались общие вопросы системы дополнительного образования, но и презентовался инновационный опыт учреждений и даже целых регионов, проходили выставки достижений юных талантов и творческие фестивали.
В работе Всероссийской конференции планируется участие представителей Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, других федеральных органов государственной власти, ведущих ученых и практиков, и, конечно, делегаций из регионов - в их состав войдут депутаты местных парламентов, представители исполнительной власти, руководители и педагоги учреждений дополнительного образования, профсоюзные лидеры, родительская общественность.
В рамках конференции участники посетят учреждения дополнительного образования столицы, а также примут участие в работе секций: «Модернизация сферы дополнительного образования детей: традиции и инновации», «Перспективы межведомственного и сетевого взаимодействия, государственно-частного партнерства общего, дополнительного и профессионального образования в Российской Федерации», «Подготовка кадров и развитие профессиональной компетентности педагога в условиях новых профессиональных стандартов и эффективного контракта», «Дополнительное образование детей: новое содержание, новые возможности», «Формирование организационно-правовых и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей».
Закрытие конференции будет совмещено с церемонией закрытия «Московских детских Дельфийских игр» и пройдет 4 декабря в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах.

Обращение
Центрального совета Общероссийского профсоюза образования
к участникам и гостям Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей

Уважаемые коллеги!
Выступая с инициативой проведения Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей, Общероссийский профсоюз образования исходил из того, что сегодня в связи с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации», реализацией федеральных государственных образовательных стандартов остро встал вопрос о модернизации системы дополнительного образования детей, которая в этом году отмечает свое 95‑летие. Министерство образования и науки Российской Федерации не только поддержало эту инициативу, но и организовало проведение форумов, совещаний и конференций дополнительного образования в федеральных округах, которые стали реальной, эффективной площадкой для подготовки к Всероссийской конференции в Москве.
Крайне важно, что общественно-педагогическое обсуждение задач дополнительного образования проходит на фоне внимания Президента России, федеральной и региональной власти к системе дополнительного образования детей. По нашему глубокому убеждению, она может быть не просто составной частью обновленной системы общего образования, особенно в условиях реализации ФГОС, но и полноценным, самостоятельным источником образования для детей, подростков, способным создать условия для овладения ими ключевых компетенций в различных сферах жизни, их успешной социализации, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подрастающего поколения.
Напомним, что в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу с 1сентября, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования отнесена не только организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях, но и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек.
В Указе Президента России №599 от 7мая 2012года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» особое внимание уделено увеличению охвата детей в возрасте от 5 до 18лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. Определены конкретные целевые показатели выполнения этой задачи.
Распоряжением Правительства РФ утвержден план мероприятий, или так называемая «дорожная карта», по повышению эффективности образования, в том числе и дополнительного образования детей. Среди этих мер - совершенствование содержания трудового договора между педагогическим работником и руководителем учреждения, предусматривающее уточнение обязательств обеих сторон. Этот договор принято сейчас образно называть «эффективным контрактом».
Принципиально важно, что Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденной распоряжением Правительства РФ в связи с указами Президента России, определены целевые показатели поэтапного увеличения заработной платы педагогических работников в сфере дополнительного образования детей вплоть до 2018года. При этом зарплата этих педагогов ориентирована именно на уровень зарплаты учителей, что свидетельствует о понимании властью важности этого сектора в обеспечении возможности реализации права граждан нашей страны на образование в течение всей жизни.
В дни проведения конференции нам предстоит обсудить целый ряд важных вопросов, связанных с осмыслением современной роли дополнительного образования детей, с уточнением причин неудач в решении задачи развития дополнительного образования детей как самостоятельного источника образования, а не только как средства повышения эффективности внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования.
Нельзя недооценивать особенность сферы дополнительного образования детей. Строить взаимоотношения с детьми и их родителями в этой сфере можно только на основе сотрудничества, поиска общих интересов, использования особых новых технологий и методов, помогающих пробудить у детей стремление к знаниям, приобретению необходимых для жизни умений.
Эти обстоятельства определяют особые требования к кадровому составу педагогов в сфере дополнительного образования детей, к их личным качествам, содержанию программ их подготовки и переподготовки. Условия деятельности учреждений дополнительного образования детей предъявляют особые требования и к руководителям этих учреждений.
Важно также продумать пути усиления взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта при выполнении определенных Указом Президента России целевых показателей охвата детей дополнительным образованием.
Предстоит обсудить и немалое количество проектов методических разработок и намеченных Министерством образования и науки РФ мер, направленных на совершенствование кадрового потенциала учреждений дополнительного образования, повышение престижа педагогов, работающих в этой сфере, обновление методов самоидентификации и саморазвития этих учреждений, уточнение критериев оценки их деятельности, совершенствование организационно-финансовых механизмов их развития.
Особое место в решении важнейших задач повышения престижности профессии педагога дополнительного образования детей, широкого распространения лучшего опыта принадлежит развитию конкурсного движения в этой сфере на основе не только хорошо зарекомендовавшего себя конкурса «Сердце отдаю детям», но и других конкурсов профессионального мастерства. Это движение необходимо всемерно развивать, чтобы дать возможность педагогам проявить свое творчество, исключительные умения, способность взаимодействовать с детьми и подростками на принципах сотрудничества и взаимного уважения, на практике реализуя воспитательный компонент дополнительного образования.
Нам многое предстоит сделать, чтобы преодолеть накопившиеся в дополнительном образовании проблемы: отсутствие современной нормативной правовой базы деятельности этих учреждений; медленное обновление учебной и материально-технической базы, затянувшееся обновление программ дополнительного образования, направленных на развитие инновационной деятельности учреждений, на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми из группы социального риска, из семей с низким социально-экономическим статусом, из семей мигрантов; отсутствие планомерной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и как следствие дефицит высокопрофессиональных педагогов и менеджеров в этой сфере; остаточный принцип финансирования учреждений, создающий дополнительные трудности в повышении зарплаты и уровня социальных гарантий работников.
Надеемся, что в сегодняшних непростых финансово-экономических условиях руководители регионов России и федеральная власть найдут средства для продвижения и концентрации ресурсов сначала хотя бы на приоритетных направлениях модернизации дополнительного образования детей, реализации мер, дающих наибольший эффект и основанных на развитии сетевого взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта, дистанционного дополнительного образования, в том числе во взаимодействии с учреждениями среднего профессионального образования и вузами.
Для принятия таких решений проведена необходимая подготовительная работа. Проект межведомственной программы дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020года, разработанный еще в 2012году группой, созданной в Минобрнауки России, к настоящему времени доработан с участием Минкультуры, Минспорта и Минобороны России. Эта программа, как предполагается, сделает более эффективной Государственную программу «Развитие образования на 2013-2020годы» в части дополнительного образования детей. На стадии согласования находится приказ трех федеральных министерств о создании Межведомственного координационного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей.
И, конечно, важно изыскивать средства для реализации мер, направленных на улучшение материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, проведение капитального ремонта, а также строительство современных региональных центров дополнительного образования детей, которые могут стать флагманами в этой сфере. Подобные центры смогут дать новый импульс развитию в регионах важных направлений дополнительного образования: научно-технического, естественно-научного, физкультурно-спортивного, туристско-краеведческого и других.
Надеемся, что наша Конференция поможет вывести дополнительное образование детей на новый, современный уровень, отвечающий требованиям и запросам современного российского общества.