Юрий АБДУЛЛАЕВ, председатель Алтайской краевой организации профсоюза:
- Как и чем привлечь молодого учителя в школу? Ответ напрашивается сам собой. Тем минимумом, который нужен каждому человеку: приличной крышей над головой, достойной зарплатой. При наличии хотя бы этих двух составляющих работа в школе после окончания педагогического вуза может и не показаться молодому специалисту «каторжным трудом». В российском образовании немало проблем, которые необходимо решать, но одной из самых главных, на мой взгляд, является проблема молодых учителей. В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная ротация кадров. Кто-то уходит на пенсию, кто-то из молодых приходит на работу. Обновление трудового коллектива - залог успешного существования любой профессиональной группы. Естественно, жизненные обстоятельства бывают разными - и молодые не идут, и пожилые держатся до последнего, но время не обманешь, и рано или поздно смена работников происходить должна. Без свежего притока отрасль умирает.
Кто сегодня работает в школе? Подавляющее большинство - женщины предпенсионного возраста, молодые задерживаются ненадолго. Почему так происходит? Молодым в школе мало платят! Аргумент более чем веский, возразить на это трудно. Но если бы материальная сторона вопроса была единственной. Сложностей много. С ученической культурой большие проблемы, вереницей идут реформы, от которых профессиональное сообщество порой не знает, чего ждать…

Для того чтобы выяснить, с какими проблемами сталкиваются начинающие учителя, специалисты аппарата Алтайского крайкома профсоюза провели анкетирование молодых педагогов образовательных учреждений Бийского округа, чей возраст не превышает 30 лет, а педагогический стаж составляет от одного года до 5 лет.
Одной из задач анкетирования было выявление факторов привлекательности педагогической работы. Оказалось, что в первую очередь молодым специалистам нравится «учить и воспитывать детей», а также «преподавать любимый предмет». Так ответил каждый третий. 28 процентов опрошенных отметили «творческий характер труда». Привлекает молодых педагогов сравнительно большой отпуск (23%) и возможность работать близко от дома (13%).
К сожалению, довольно мало учителей (всего 14%) отметили такие факторы, как «относительная свобода в распределении времени» и «перспектива творческого и профессионального роста», а на «престиж профессии» указал только один человек.


Из анкет

«Мне 24 года, высшее образование, стаж работы 2 года. Специальность - учитель начальных классов, а веду уроки английского и русского языка, литературы, истории. Каждый день на подготовку к ним трачу от 3 до 5 часов. А еще проверка тетрадей, классное руководство - какое уж тут свободное время?! У меня муж, маленький ребенок. Снимаем комнату с печкой, вода на улице. Доход мой чуть более 6000 рублей. Выручают родители и огород».

«Люблю свою работу, но, скорее всего, из школы уйду. Тяжело. Нагрузили по полной. Я, математик, веду еще уроки биологии. Свободного времени нет совсем, оно уходит на подготовку к занятиям, проверку тетрадей, еще работаю с надомником. Отказаться от такой нагрузки не могу - зарплата слишком мала».

«Рабочие будни оказались не такими радужными, как это виделось со студенческой скамьи. Избыток никому не нужной бумажной работы, которую требуют выполнять, напрочь отбивает всякую охоту быть учителем. Не устраивает и зарплата. Она не соответствует тем требованиям, которые предъявляются учителю со всех сторон».

По результатам опроса видно, что каждый день на подготовку к занятиям молодые учителя тратят от двух до четырех часов; на проверку тетрадей, классное руководство, подготовку к индивидуальным и дополнительным занятиям еще от одного до двух часов. Они сталкиваются с таким объемом школьной документации, что начинают ощущать свою полную профнепригодность. Здесь же возникают препоны, связанные со школьным распорядком. Как организовать класс на дежурство, как собрать родителей, что такое процентная заполняемость журнала и кто все это придумал?
Проблема загруженности значительно усложняет процесс адаптации в профессии - об этом заявил каждый третий участник опроса. На втором месте - отсутствие жилья и постоянной регистрации по месту жительства (20,3%). Дальше идут низкая зарплата (19,4%), вынужденная подработка вне школы (18,5%).

Ольга БУТЕНКО, заместитель начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края:
- О трудностях, подстерегающих начинающего учителя, знаю не понаслышке. Я тоже была когда-то молодым педагогом сельской школы, вела уроки истории в средних и старших классах. Первый год работы - самый сложный, но и самый показательный - останешься в профессии или нет?
Это определенный этап, который каждый молодой специалист должен пережить. Конечно, многое зависит от него самого. Однако это не снижает роли и ответственности всего педагогического коллектива, который может повлиять на то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.
В крае действуют несколько педагогических сообществ: Клуб победителей конкурса на получение губернаторской премии им. С.П.Титова, клубы «Учитель года Алтая» и «Учителя - новаторы Алтая», Ассоциация молодых педагогов. У молодых педагогов есть реальная возможность показать свой талант через систему президентских и региональных грантов и конкурсов. Школа ждет новых идей, поэтому совместно с Ассоциацией молодых педагогов Главное управление образования проводит конкурс «Новый проект для новой школы», который поможет выявить лучший педагогический опыт среди молодого учительства края.
Мне кажется, что выпускник вуза, который принял решение работать в школе, в течение первых двух лет должен быть своего рода интерном. Он должен пройти период адаптации. Ему нужно создать условия для быстрого освоения работы с документацией, освободить от целого ряда дополнительных нагрузок. В каждой школе во всех трех звеньях - начальном, среднем, старшем - обязательно должны присутствовать три возрастных категории учителей: молодого, среднего и старшего возраста. Кто научит начинающего специалиста правильно заполнять журнал, выстраивать отношения с коллективом? Кто поможет провести хороший урок? Безусловно, необходима помощь опытного наставника.

Николай МАРУХИН, учитель истории и обществознания Малаховской средней школы Косихинского района:
- Не во всех случаях молодой учитель может найти поддержку и помощь у опытных педагогов, ведь обязательство курировать молодежь не всегда находит понимание с их стороны.
Дать бы молодым ставку 9 часов, а не 18, а наставнику засчитать в нагрузку посещение уроков молодых. Это правильно! Но при НСОТ не каждый директор может это сделать. Какими критериями оценить эффективность работы наставника?
Давайте говорить не просто о наставничестве, формально закрепленном на бумаге. Пора говорить об эффективном наставнике. Кто он? Это опытный учитель. Но у него, как правило, полторы-две ставки учебной нагрузки, выпускные классы, подготовка к ЕГЭ, классное руководство. Заниматься наставничеством на голом энтузиазме - это путь в никуда, мало шансов развить и укрепить этот институт.

Действительно, почему бы не присмотреться к опыту ряда европейских стран, где после 20-25 лет учитель заканчивает активное преподавание, но не уходит из школы, а становится наставником с установленной зарплатой. Он сопровождает «погружение» молодого учителя в профессию, конструирует с ним уроки, присутствует на занятиях, проводит их анализ, корректирует дальнейшую деятельность. И так в течение 2-3 лет. Из молодых вырастают настоящие асы учительской профессии, и опытные педагоги, передавая свои знания новому поколению, ощущают свою востребованность.

Юрий АБДУЛЛАЕВ:
- Одна из проблем, с которыми сталкивается начинающий учитель, - отсутствие программы адаптации молодого педагога, введения в профессию.
Естественно, все новички проходят суровую школу. Это период ошибок, неудач, лихорадочного листания трудов великих педагогов с надеждой выискать рецепт идеального учителя. Вдобавок тебе кажется, что все вокруг видят твои ошибки. Это в десятки раз увеличивает эмоциональное напряжение и приводит к тому, что иной раз кажется - эта профессия не по плечу.
Сегодня около 20 процентов опрошенных молодых учителей готовы сменить профессию, у 30% желание работать в образовании значительно уменьшилось. Таким образом, каждый второй из них задумывается над тем, связывать ли в дальнейшем свою судьбу со школой.
У большинства молодых учителей рушатся планы о приобретении собственного жилья. Опрос показал, что только 18 процентов имеют собственное жилье. Условия проживания самые разные. Большая часть молодых педагогов (51%) живет в квартирах с печным отоплением, горячая вода есть только у 24%.

В целях решения данных проблем краевая власть не первый год принимает меры по привлечению и закреплению молодых учителей в сельских и городских школах. На это направлены и программы по обеспечению жильем, и грантовая поддержка сельских педагогов, и семинары для молодых специалистов. Во многих районах края определены подъемные и фиксированные доплаты к заработной плате начинающему учителю.
Всего год реализуется программа «Льготная ипотека для молодых учителей», но уже сейчас она позволит обеспечить жильем около 400 учителей в возрасте до 35 лет. С 2011 года по инициативе губернатора Алтайского края Александра Карлина ежегодно 40 молодым педагогам, приехавшим работать в сельские школы, выплачивается единовременное пособие в размере 200 тысяч рублей. Унифицированы меры поддержки молодых учителей на муниципальном уровне: постановлениями глав администраций районов и городов установлены подъемные в размере не ниже 10 тысяч рублей, обеспечены льготы на оплату коммунальных услуг.
Но этих мер явно недостаточно, чтобы кардинально изменить материальное положение молодых специалистов. Более половины семей опрошенных учителей живут на уровне прожиточного минимума (на сегодняшний день его величина в крае составляет для работающих 7022 рубля). Основным источником доходов молодого педагога служит его заработная плата, размер которой сегодня, к сожалению, «не стимулирует работать с полной отдачей» (высказывание из анкет). Педагоги вынуждены прибегать к помощи родителей и дополнительным подработкам, репетиторству. Что же касается новой системы оплаты труда, то, как выяснилось, 65 процентов молодых учителей в ней даже до конца не разобрались.


Из анкет

«Взял классное руководство, но денег не прибавилось. Зато забот по горло. В школе с утра до вечера. Как-то странно оплачивается мой труд, размер зарплаты зависит от стимулирующей части. Но как она начисляется - тайна, покрытая мраком».

«Сколько стоит балл? Это самый популярный вопрос сегодня у учителей нашей школы. Да и мне бы хотелось понять, как начисляют зарплату. Готовлю детей к олимпиадам, сама участвую в конкурсах, занимаюсь проектной работой, все школьные мероприятия взвалили на меня. А получаю копейки! Люблю профессию. Но разочаровалась. Работа в школе не может сочетаться с полноценной семейной жизнью. Учителя должны просто жить в школе, чтобы получать нормальную зарплату».

Зачастую происходит так, что молодой педагог, полный желания стать мастером своего дела, вынужден заниматься только оказанием образовательных услуг, забывая о саморазвитии и качестве образования. И все потому, что он угнетен трудностями повседневной жизни. Не случайно в анкетах часто задавали вопросы: «Почему учитель должен в одиночку решать свои бытовые проблемы?», «Почему никого не волнуют финансовые трудности молодых учителей?».

Татьяна ПАВЛОВА, директор Юдихинской средней школы Тюменцевского района:
- Проблемы, которые мы обсуждаем, многогранны. Это индикатор того, что происходит с образованием. Если в школе есть молодые учителя, все с отраслью будет в порядке. Удержать начинающего учителя - это проблема и государства, и директора школы. А способность привлечь молодых и талантливых педагогов может быть одним из значимых критериев оценки работы директора.
Давайте рассмотрим ситуацию. Выпускник педагогического вуза решил работать в школе. Во-первых, как профессионал он еще достаточно слаб. Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Выпускник не только глубоко не погружен в психологию, антропологию детства, психофизиологию, педагогику, но и не учитывает изменений в сознании современного школьника. Он вспоминает: «А вот я в эти годы…» - не беря в расчет временной и социальный фактор.
И в-третьих, он не всегда понимает, что его первая работа - это десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.
Что происходит далее. Начинает решаться задачка с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все улыбаются, первые дни и недели - душевный подъем и полная эйфория. А потом неминуемо начинаются конфликты. Что в итоге? Пройдя через череду конфликтных ситуаций, молодой учитель в конце первого учебного года задает сам себе вопрос: «Ради чего?» Уход из школы как бы предопределен. Остаются единицы. Но все же, думаю, констатацией негатива тут не обойтись. Естественен вопрос: что делать?
Понятно, что одномоментно поднять престиж профессии, начать платить адекватную потребностям зарплату невозможно - это дело времени и вопрос эффективности социально-экономических реформ. Но создать эмоционально благоприятную атмосферу в школе можно, и заниматься этим в первую очередь должна администрация. Меры в каждом конкретном случае будут свои, но если в школе нет ощущения, что «ее надо проветрить», то ничего и не получится. Но если у новичка появляется мощная мотивация, то и социальные неурядицы отступают на второй и третий план. Если молодой учитель перестанет быть диковинным и непонятным существом, а станет чувствовать себя полноценным участником школьной жизни, то прогноз о гибели отрасли не оправдается.
Тюменцевский район занимает третье место в крае по количеству молодых семей, принявших участие в программе обеспечения жильем. Приоритет отдается учителям и врачам. На строительство жилья выделяются от 400 тысяч до одного миллиона рублей.
Открытый диалог учителей Юдихинской школы с местной властью, позволяющий быстро реагировать на возникающие проблемы, стал нормой деловых отношений. Совместная работа создает атмосферу сопричастности и молодых, опытных учителей, и руководства района к общему делу - развитию образовательной среды.
Половина педагогического состава школы - молодые учителя, 20 процентов из них - мужчины. Наше село в социальном плане считается благополучным. Нет детей, состоявших на учете социальных служб, полностью решена проблема отсутствия жилья у работников образования.

Молодой учитель. Быть или не быть? Более половины молодых учителей, принявших участие в опросе, работают с устойчивой мотивацией к педагогической деятельности. Если бы предстояло делать выбор сейчас, они повторно выбрали бы и педагогический вуз, и ту же специальность. Значит, быть смелому и творческому педагогу. Быть инновационным и современным идеям. Всему этому быть! Только надо помочь молодому педагогу преодолеть злободневные трудности. Профсоюз должен в этом деле быть главным союзником. Что ждут молодые учителя от профсоюза?
Основная часть видит в нем потенциального защитника своих трудовых прав и профессиональных интересов. Значительная часть учителей на второе место поставили организацию досуга и отдыха. На третьем месте по привлекательности стоит оказание материальной помощи. Ждут просвещения по вопросам трудового законодательства, контроля за охраной труда и условиями работы, помощи в разрешении конфликтов с администрацией.
Было странно читать в анкетах, что поддержки от профсоюза ждут и те учителя, которые заявляют о бессмысленности вступления в его ряды. Но, рассчитывая на помощь, молодые педагоги должны и сами быть членами Общероссийского Профсоюза образования. Результаты опроса показали, что 60% респондентов являются членами профсоюза, а 40% не состоят в его рядах. Половина из них - это учителя со стажем работы один год - еще не успели вступить, другая половина - не видит смысла вступать. В основном это учителя со стажем работы от трех до пяти лет.

Юрий АБДУЛЛАЕВ:
- Цифры тревожные. Они говорят о том, что к начинающему учителю, скорее всего готовому вступить в профсоюз (ведь в вузе он наверняка был членом студенческой профорганизации), за год не подошел председатель первички и не предложил стать членом школьной профорганизации. Профсоюзные лидеры должны так построить свою работу, чтобы вчерашние выпускники педагогических вузов и колледжей сразу, с первого дня работы почувствовали, что в школе есть профком, для которого очень важно знать, с каким настроением молодой педагог приступает к работе, с какими проблемами столкнулся. А пока руку помощи молодым специалистам протягивает администрация образовательного учреждения - 86% учителей об этом свидетельствуют. И только 6,5% получили поддержку профсоюзного лидера.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о необходимости разработки как на уровне края и муниципалитетов, так и на уровне конкретного образовательного учреждения системы мер по адаптации молодых педагогов, их индивидуальной поддержке. Районным, городским, первичным организациям профсоюза при подготовке соглашений и коллективных договоров следует обратить внимание на создание условий для роста профессионального мастерства молодых учителей и ускорения их психолого-педагогической адаптации, на повышение уровня их социальной защищенности в вопросах распределения учебной нагрузки и оплаты труда, обеспечения жильем, социальными гарантиями и льготами, организации досуга и отдыха.

Алтайский край