Как рассказала Ирина Александровна, первые профессиональные стандарты в России были разработаны Минтрудом в конце 90‑х годов. К сожалению, это направление сошло на нет, когда само министерство было ликвидировано, а его функции взяло на себя Минздравсоцразвития. К теме профстандартов вернулись только в 2006году, когда Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) поднял вопрос о корректировке профессиональных образовательных программ, так как уровень подготовки специалистов, которых выпускали учебные заведения, работодателей категорически не устраивал. На одном из совещаний с участием Президента РФ был поставлен вопрос о необходимости формирования общих требований со стороны работодателей к профессиональной квалификации работников.
«Было создано Национальное агентство развития квалификаций РСПП, - рассказала Ирина Волошина, - и на его базе началась разработка первых профстандартов современного поколения. Работа шла трудно, тем не менее был создан макет профессиональных стандартов, утверждены профстандарты по этому макету. Но мы понимали, что стандарты, утвержденные комиссией РСПП, не являются нормативными документами и в силу этого не позволяют решать проблемы, на которые они были нацелены. Поэтому было решено разработать профессиональные стандарты как нормативно-правовые документы.
В настоящее время вновь созданное Министерство труда и социальной защиты РФ отвечает за формирование и развитие профессиональных стандартов. А профессиональные стандарты рассматриваются как документы, которые предназначены для разработки и корректировки профессиональных образовательных программ и решения широкого круга задач, связанных с управлением персоналом.
В мае 2012года вышел Указ Президента РФ, в котором говорится, что к 2015году должно быть разработано не менее 800 профессиональных стандартов. А в конце прошлого года в Трудовой кодекс была внесена статья, вводящая определение профессионального стандарта. Появление этого понятия в ТК дает возможность сделать профстандарт в полном смысле слова нормативно-правовым документом. Надо сказать, что Минтруд работает по теме профстандартов не изолированно от других участников социального партнерства: системы профессионального образования, других министерств, профессиональных союзов, работодателей и экспертов.
Очень часто мне приходится отвечать на вопрос по поводу статуса профессионального стандарта: является ли он обязательным или рекомендательным документом. Могу сказать, что профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России, будут иметь такой же статус, как общероссийские классификаторы, которые существуют и действуют в настоящее время. То есть для большинства профессий и должностей профессиональные стандарты носят рекомендательный характер. А работодатель вправе учитывать профстандарт в той мере, в которой требуют потребности его производства.
В этом году принято постановление Правительства РФ о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Кроме того, был издан приказ Минтруда России об утверждении плана-графика их подготовки. В нем есть пункт, связанный с подготовкой профстандартов в сфере образования».
Ирина Волошина пояснила, что профессиональный стандарт и квалификационные характеристики являются документами одного уровня, где представлены некоторые квалификационные требования к работникам, специалистам. Другое дело, что формат этих требований разный. Профессиональные стандарты содержат более глубокую, детальную характеристику, а квалификационные характеристики - более сжатую.
Сформирован Экспертный совет по профессиональным стандартам при Минтруде, в состав которого вошла заместитель председателя профсоюза Татьяна Викторовна Куприянова. Хотя утверждает стандарт Минтруд, рекомендации по его отклонению или доработке дает именно Экспертный совет.
Минтруд обязательно размещает проекты профстандартов для обсуждения на сайте regulation.gov.ru, затем они направляются в Экспертный совет и при положительной оценке совета утверждаются министерством.
«Вся эта процедура может показаться тяжеловесной, но на первых порах, когда работа по созданию профстандартов находится на этапе становления, это оправданно», - подчеркнула Ирина Волошина.
В планах до 2015года - создание реестра профстандартов и разработка механизма поэтапного перехода от действующих тарифно-квалификационных справочников для рабочих, специалистов и служащих к профессиональным стандартам.
В рамках федерального бюджета Министерству труда на текущий и следующий год выделено по 200миллионов рублей для создания профстандартов. Министерство провело соответствующие конкурсы, по итогам которых определились группы разработчиков. Проекты большинства профстандартов уже готовы, их можно найти на сайте Минтруда.
«Профстандарт в обязательном порядке будет содержать связь со всеми общероссийскими классификаторами, которые в настоящее время действуют в нашей стране, - подчеркнула Ирина Александровна. - Как правило, он разрабатывается не на отдельную должность, а на совокупность должностей. Это необходимо для того, чтобы можно было представить себе возможность карьерного роста. Профессиональные стандарты должны содержать в себе несколько квалификационных уровней, чтобы человек, приходя, предположим, на должность лаборанта, понимал, как он сможет подняться по служебной лестнице и какие шаги нужно для этого предпринять. Профессиональный стандарт содержит подробное описание трудовой функции, трудовых действий, знаний и умений.
Процедура разработки профстандартов определена и в постановлении правительства, и в документах Минтруда России. Дело разработчиков решать, как лучше организовать разработку стандарта, потому что отрасли очень разные, но важно, как проводится его обсуждение. Поэтому у любого заинтересованного человека есть возможность зайти на сайт Минтруда и принять участие в обсуждении конкретного стандарта».
Далее Ирина Волошина остановилась на создании профстандартов в сфере образования. Пока их пять: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании); преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании); специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся); специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся); руководитель образовательной организации (управление в сфере образования).
Сейчас идет разработка этих документов, и по ее итогам станет понятно, нужны ли дополнительные профстандарты или этот перечень на ближайшее время будет исчерпывающим.
20сентября профессиональный стандарт «Педагог» был рассмотрен на Экспертном совете при Минтруде России. Его представление Президенту РФ намечено на 5ноября.
«По стандарту «Педагог» было много споров, особенно жаркие дискуссии прошли с профсоюзом, - заметила Ирина Волошина. - Нам удалось выработать единую позицию, было даже проведено специальное совещание у министра образования и науки РФ. Этот профстандарт должен быть введен с 1января 2015года.
Есть необходимость разработать рекомендации о том, как профстандарты могут использоваться в деятельности кадровых служб, служб управления персоналом, но квалификационные характеристики пока никто не отменяет, и в Трудовом кодексе неоднократно говорится о том, что внедрение профстандартов - длительный процесс. Может быть, на каком-то этапе будут существовать две системы: квалификационные характеристики и профессиональные стандарты, чтобы не ущемить права работников».
Тему продолжил секретарь ЦС профсоюза Михаил Авдеенко: «Действительно, по своему юридическому статусу будущие профессиональные стандарты совершенно идентичны квалификационным характеристикам. Они также будут утверждаться приказом Министерства труда РФ и регистрироваться в Министерстве юстиции. Хочу обратить внимание на часть вторую статьи 57 Трудового кодекса. В ней говорится о том, что такое трудовая функция, которая является основой трудовых отношений, трудового договора. В указанной статье написано, что, когда речь идет о должностях, для которых предусмотрены компенсации, льготы, наличие ограничений, необходимо, чтобы наименования этих должностей соответствовали наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в соответствующем положении о профессиональных стандартах.
Исходя из смысла приведенной нормы Трудового кодекса, профессиональные стандарты в сфере образования, как и действующие квалификационные характеристики, являются обязательными для применения в образовательных организациях и предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечения эффективной системы управления персоналом.
Именно поэтому наш профсоюз настоял, чтобы вступление в силу профстандартов в сфере образования было перенесено на год - не с 1января 2014года, как планировалось, а с 1января 2015года.
За этот период три стороны: Минобрнауки, Минтруда и Общероссийский профсоюз образования взяли на себя обязательство разработать методические рекомендации по порядку применения новых профессиональных стандартов. В них будет дан подробный алгоритм для работодателей, как правильно применять принятые профстандарты, чтобы не нарушить законные права и интересы работников образования».
Как известно, созданию профстандарта «Педагог» предшествовала концепция директора центра образования №109города Москвы Евгения Ямбурга. Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова пояснила участникам семинара-совещания ее роль в создании профстандарта: «Рабочая группа под руководством Евгения Александровича Ямбурга разрабатывала концепцию профессионального стандарта «Учитель-2013». А на основе этой концепции разработчики, которые выиграли конкурс, объявленный Минтрудом в рамках утвержденного макета, создавали профстандарт. То есть идеология концепции осталась. Другое дело, что нужно обсуждать, как дальше работать над этим профстандартом, как его совершенствовать и корректировать.
Со стороны Минтруда и Минобрнауки была попытка представить регионам что-то вроде концепции профстандарта учителя, воспитателя, а потом предложить им эту концепцию реализовывать. Профсоюз такой ситуации допустить не мог.
Сейчас профстандарт «Педагог», предусмотренный для двух должностей - «учитель» и «воспитатель», должен быть утвержден с учетом рекомендаций Экспертного совета. Одновременно начинается очень серьезная работа по поиску конкретных механизмов применения этого профстандарта. Все наши пять профстандартов находятся в разной степени готовности, и по ним у нас есть экспертные заключения с конкретными выводами. Но есть один главный: применять этот профстандарт в регулировании трудовых отношений можно не раньше, чем через год, в течение которого необходимо разработать подробные методические рекомендации, провести обучение всех заинтересованных лиц. Работа предстоит напряженная и сложная. Важно, чтобы все достигнутые договоренности выполнялись и участие профсоюза в этом процессе было реализовано в полной мере».
Коллегам, присутствовавшим на семинаре, Татьяна Викторовна предложила принять участие в рабочей группе по подготовке методических рекомендаций для профстандартов.