- Все мы прекрасно знаем, что одним из инструментов реализации реформы государственных (муниципальных) учреждений является государственное задание. Современная редакция Бюджетного кодекса определяет государственное задание как документ, который устанавливает требования к объему и качеству оказания государственных (муниципальных) услуг. Министерство финансов совместно с Высшей школой экономики провело масштабную работу по изучению государственных (муниципальных) услуг и работ, которые оказываются на всех уровнях власти различными учреждениями. И мы пришли к выводу, что какого-то единообразия, которое предполагалось создать в результате реформы на территории РФ, к сожалению, добиться не удалось, - заключила Ольга Евгеньевна. - Чем это вызвано? На территории Российской Федерации законодательно закреплено установление единого подхода на уровне федеральных министерств в отношении государственных (муниципальных) услуг. Наши федеральные министерства должны формировать базовые отраслевые перечни, которые затем используются региональными органами исполнительной власти для формирования в свою очередь ведомственных перечней и включения вошедших в них услуг в государственные (муниципальные) задания. Причем на федеральном уровне это требование закреплено в отношении федеральных органов власти и федеральных учреждений, поскольку соответствующее постановление Правительства РФ на субъекты и муниципалитеты не распространялось и требования по утверждению каких-либо перечней по муниципальным и региональным организациям до недавнего времени просто отсутствовали.
В июле текущего года в Бюджетный кодекс были внесены серьезные изменения, которые вступили в силу с момента официального опубликования 252‑го Федерального закона, то есть в августе. И теперь требования об утверждении ведомственных перечней установлены для всех уровней власти. Субъекты РФ и муниципалитеты будут самостоятельны в определении формы, порядка утверждения и введения перечней до середины 2015 года. Потому что одновременно с этим изменением, внесенным в Бюджетный кодекс, на федеральные министерства, которые определяют государственную политику и осуществляют нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, возлагается обязанность по утверждению базовых отраслевых перечней государственных и муниципальных услуг и работ.
Из этих базовых отраслевых перечней услуг, которыми теперь будут руководствоваться все уровни власти, будет сформирован единый сводный перечень, так называемый информационный ресурс. На его основании муниципалитеты и субъекты будут формировать свои ведомственные перечни, то есть предполагается, что сводный перечень будет закрытым и у субъектов и муниципалитетов возможности дополнять его самостоятельно, без предварительного обращения в федеральные органы исполнительной власти, не будет. Но, возможно, что-то изменится к тому моменту, когда постановление Правительства РФ по регулированию этого механизма взаимодействия будет принято.
Требование о формировании государственного задания в соответствии с ведомственными перечнями, составленными на основе базовых пречней и в совокупности - сводного, вступает в силу в отношении государственных заданий, формируемых на 2016 год и соответствующий плановый период.
Но одновременно с изменениями в Бюджетном кодексе предусмотрена норма, согласно которой высший орган государственной власти субъекта РФ или местная администрация вправе принять свой соответствующий нормативно-правовой акт о переходе на новый порядок формирования государственного задания с использованием базового перечня услуг, утвержденного федеральным органом исполнительной власти. Соответствующим органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение о формировании государственного задания по новому порядку уже на 2015 год в том случае, если федеральные отраслевые министерства успеют утвердить свои отраслевые перечни услуг.
В июле этого года Министерством образования и науки РФ был утвержден новый базовый отраслевой перечень для своих подведомственных учреждений. Для всей работы, связанной с перечнями государственных (муниципальных) услуг, на площадке Министерства финансов РФ создана рабочая группа, в которую входят представители основных федеральных министерств социального блока и представители нескольких субъектов Российской Федерации. В течение года они неоднократно собирались и составили приблизительные проекты базовых отраслевых перечней государственных муниципальных услуг, которые в перспективе планируется внедрить на всей территории Российской Федерации. Эти проекты, безусловно, требуют доработки, особенно в части образования, поскольку перечень составлялся в процессе вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Если говорить о базовом перечне, утвержденном федеральным Министерством образования и науки, Минфин пока не рекомендует использовать его в качестве примера, потому что сейчас ведутся большие дискуссии по поводу того, какова должна быть детализация услуг. Обязанность по формированию базового отраслевого перечня возникает с момента вступления в силу этих положений. Но сейчас мы готовим постановление Правительства РФ, которым будет определено, как должен выглядеть этот базовый перечень, какие требования будут к нему предъявляться. Наверняка, как это принято на федеральном уровне, постановлением дело не ограничится. Обычно за ним выходит соответствующее поручение правительства, в котором для министерств устанавливаются конкретные сроки. И только после принятия постановления и выхода поручения можно будет назвать конечную дату, когда федеральные министерства должны будут сформировать соответствующие базовые перечни.
Второе достаточно серьезное изменение, которое было внесено в Бюджетный кодекс в мае этого года, говорит о том, что объем субсидий на финансовое обеспечение и выполнение государственного задания должен рассчитываться с учетом нормативных затрат на оказание услуг и обязательного норматива затрат на содержание имущества.
Хочу сказать, что у нас подход к тому, для каких учреждений государственное (муниципальное) задание обязательно, а для каких нет, не изменился. Для бюджетных и автономных учреждений оно по-прежнему обязательно, а в отношении казенных решение формировать это задание принимают соответствующие органы. В том случае, если в отношении казенного учреждения принято решение о формировании государственного или муниципального задания, объем ассигнований на его финансовое обеспечение также должен рассчитываться с учетом норматива затрат на оказание услуг, затрат на выполнение работ и норматива затрат на содержание имущества.
Помимо выделения средств на финансовое обеспечение государственного задания до каждого учреждения может доводиться субсидия в том числе на иные цели. Так вот с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», то есть с 1 сентября 2013 года, средства на приобретение методической литературы должны быть учтены в нормативных затратах на оплату труда педагогических работников, которые учитываются при расчете общего объема субсидии.
Возникает большое количество вопросов, на какие же цели могут предоставляться целевые субсидии. Они обычно предоставляются на проведение капитального ремонта, приобретение оборудования, выплату стипендий, обеспечение обмундированием, форменной одеждой.
Также в этом году были внесены изменения в статью 78.1 Федерального закона №181‑ФЗ. По нему юридическим лицам, в том числе и государственным некоммерческим организациям, из соответствующих бюджетов могут предоставляться гранты, в том числе на конкурсной основе.
После завершения выступления участники семинара смогли задать интересующие вопросы представителю Минфина.
Председатель Самарской областной организации профсоюза Антонина Васильевна Гудкова поинтересовалась, нужно ли в новых региональных законах об образовании оговаривать перечень услуг, который вводится на территории субъекта, или достаточно этот вопрос оговорить в постановлении губернатора, главы администрации.
Ольга Чернышева пояснила, что порядок формирования ведомственных перечней должен установить высший исполнительный орган региона актом местного правительства. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта вправе утвердить ведомственный перечень либо определить, кто будет утверждать ведомственный перечень для учреждений, и, конечно, потом эти перечни должны утвердить органы управления образованием в субъекте или в муниципалитете.
Также участники семинара-совещания поинтересовались, будет ли сводный перечень государственных и муниципальных услуг исчерпывающим или регионы смогут расширять свои перечни по отношению к сводному и базовому отраслевому перечню? А также планируется ли широкое общественное обсуждение этого сводного перечня перед его принятием?
Как пояснила Ольга Евгеньевна, пока требований к тому, будет ли базовый перечень открытым или закрытым, в законодательстве нет. «Думаю, субъектам и муниципалитетам нужно дать право на своем уровне его детализировать и дополнять, потому что региональное и муниципальное законодательство меняется достаточно часто. Но пока тот проект, который сформирован, в черновом варианте не предполагает этой детализации. Сводный перечень обсуждаться не будет, он будет состоять из базовых перечней, подготовленных федеральными министерствами. А поскольку базовые отраслевые перечни будут носить нормативный характер, то требования о том, что они должны проходить общественное обсуждение, размещаться на специальном сайте или портале в Интернете, никто не отменял. Федеральные министерства сформируют базовые отраслевые перечни услуг для федеральных, региональных и муниципальных учреждений. Затем эти перечни будут сведены воедино на сайте. Безусловно, общественное обсуждение базовых отраслевых перечней должно проводиться».