На профсоюзной смене «Лидер», которая впервые прошла в этом году на базе отдыха «Искра» в Евпатории, помимо развлекательных и общеразвивающих мероприятий («Битва хоров», «Шоу дизайнеров», командообразующие игры, квесты, обучающие мастер-классы) в ежедневную программу были включены профсоюзные уроки, которые вызвали большой интерес у ребят. Во-первых, они больше узнали о том, чем их мамы и папы занимаются на работе. А во-вторых, оценили силу и возможности профессионального союза, задумались о том, как профсоюз может помочь им во взрослой жизни, в их дальнейшем личностом и профессиональном становлении.
В «МП» от 25 июля 2013 года своими впечатлениями о профсоюзной смене с восторгом поделились дети. Сегодня мы поговорим о том, кто и как обеспечивает отдых ребят. На вопросы «МП» отвечает один из организаторов лидерской смены, руководитель педагогического отряда Екатерина АКИНИНА.

- Екатерина, летом на ТВ появляется много сюжетов о том, что вожатые, которые работают с нашими детьми, мягко говоря, некомпетенты, что стать вожатым может любой пришедший с улицы молодой человек. Так ли это?
- Не берусь говорить за всех, но о лагере «Лидер» могу сказать, что с нашими вожатыми вы можете быть спокойны за своего ребенка. Это не «люди со стороны», а проверенные, надежные друзья. Ведь наш педагогический отряд, который работает в летние месяцы, существует с 1998 года. В этом году нам исполняется 15 лет! За это время мы побывали со своими программами во многих лагерях, приобрели немалый опыт подготовки и организации смен.
Наш педагогический отряд - это сплоченный коллектив студентов разных вузов страны, не представляющих своей жизни без открытий, познания нового и, конечно, детского смеха. Немаловажно и то, что работаем мы под эгидой Общероссийского профсоюза образования. Кстати, многие наши вожатые пошли в педагогику (например, Ксения Харитонова стала учителем начальных классов, Юлия Загретдинова - учителем английского языка, Светлана Бутримова - педагогом дополнительного образования). Мы формируем, если можно так сказать, передовой педагогический отряд. А «вожатская школа» порой эффективнее колледжа или вуза. Ребята получают такую практику! Не случайно, наверное, лучшие педагоги выходили именно из пионервожатых. Например, такие, как Шалва Амонашвили или Александр Тубельский. Кстати, именно из вожатых вырастают неравнодушные люди, которые впоследствии возглавляют общественные организации. В профсоюзе образования, например, очень многие региональные лидеры прошли такую вожатскую школу.
- Звучит убедительно. А как вы отбираете людей в свой отряд? Ребята обязательно должны быть студентами педвузов?
- Не обязательно, но желательно, так как в педагогических вузах студентам с первых курсов преподают детскую психологию, их учат понимать возрастные особенности детей. Но у нас также есть вожатые из МГТУ «Станкин», Московской финансово-юридической академии, Орловской региональной академии государственной службы, Международного юридического института и другие ребята, которые, до того как попасть в наш отряд, к педагогике не имели никакого отношения! Было только стремление и желание работать с детьми. Здесь ведь что главное - иметь знания, уметь передавать их, обладать лидерскими качествами, любить работу и стремиться учиться самому. Но право быть вожатым нужно заслужить, и к этому нужно готовиться.
- Получается, что ваши вожатые и специальное обучение проходят?
- Конечно! Начиная с октября ребята два раза в неделю посещают занятия, где изучают основы детской психологии, принципы организации проектной деятельности, проходят коммуникативные и организационные тренинги, потом сдают теоретический и практический экзамены, по итогам которых получают сертификат, и только тогда мы зачисляем их в педагогический отряд. Нашим вожатым, наверное, проще, чем другим, ведь наш отряд - это 15‑летние традиции. Например, каждый год, подводя итоги смены, мы проводим награждение лучших вожатых премией «Золотой галстук».
- А судьи кто?
- В первую очередь, безусловно, дети. Именно они главные судьи. Но кроме симпатий ребят мы, конечно, учитываем педагогические, организационные, творческие качества, перспективу роста наших вожатых. Помогают нам в этом друзья и коллеги, с которыми мы работаем на протяжении многих лет, - специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета, столичных учреждений дополнительного образования детей, Общероссийского профсоюза образования.
- Вы часто произносите слово «профсоюз». И лагерь ваш заявлен как профсоюзный. В чем это проявляется?
- Специалисты профсоюза помогают нам составить программу смены, на отдых в первую очередь приглашаются дети работников образования - членов профсоюза. Территориальные комитеты профсоюза, занимаясь организацией детского отдыха на местах, направляют к нам ребят… В этом году, например, к нам приезжали организованные группы из Москвы и Воронежской области. На смене работают представители советов молодых педагогов, да и наши вожатые замечательно читают лекции и проводят практические занятия по профсоюзной тематике. Особенно интересны ребятам творческие задания - создание профсоюзных стендов, плакатов, агитационных выступлений. Именно через такие занятия они постигают идею профессионального союза. Кстати, у профсоюза есть хороший слоган: «Профсоюз - команда профессионалов», и мы стремимся к тому, чтобы и наш вожатский корпус был такой же профессиональной командой.
- А свои слоганы о профсоюзе ребята сочинают или довольствуются уже готовыми?
- Сочиняют и слоганы, и речевки, и даже стихи. Думаю, будем по итогам двух-трех смен выпускать «детские» профсоюзные сборники. Они и ребятам будут интересны, и взрослым могут пригодиться. Ведь у детей такая богатая фантазия! Помню, например, такое четверостишие:
Профсоюз всегда с тобой!
Если с ним - ты за стеной,
Все проблемы стороной,
Потому что он - крутой!
Немного наивно, но по сути правильно!
- Действительно, у вас серьезная профсоюзная программа, а что планируете на будущее?
- Сейчас мы совместно с Центральным советом Общероссийского профсоюза образования и АНО «Гармония-профцентр» в целях популяризации педагогической профессии и формирования у ребят активной жизненной позиции объявили конкурс на лучший проект профсоюзной смены. Мы хотим, чтобы наши профсоюзные уроки приносили как можно больше пользы детям.
- Кто может принять участие в конкурсе?
- Профсоюзные работники всех уровней образования. Особенно мы надеемся на представителей региональных советов молодых педагогов.
- А тех, кто только получает профессию и выбрал непедагогическую специальность, например студентов журфака, вы к участию не приглашаете?
- Почему? В составе профсоюза студенты всех вузов! Путь на конкурс, на лидерскую смену открыт всем членам профсоюза. Тем более будущим журналистам. Во-первых, им будет о чем написать, то есть открывается возможность для практики. Во-вторых, наверняка им уже есть чему научить ребят - например, делать школьные газеты или радиопрограммы… Это может очень пригодиться ребятам как в школьной, так и в последующей жизни.
- Убедили в том, что у вас продуманные программы, интересные проекты и действительно профессиональные вожатые, которым можно доверять учебу и даже профориентацию своих детей. Но родители, отправляя детей в летний оздоровительный лагерь, надеются, что они наберутся сил и отдохнут. А у вас получается летняя школа, в которой время на отдых не остается.
- Ну что вы! Во-первых, лечебная база санатория предоставляет огромный комплекс бесплатных услуг, начиная с диагностики и заканчивая лечением. Физиотерапия, укрепляющий массаж, грязелечение, фитотерапия - все это и многое другое к услугам наших детей! В первой половине дня ребята проходят лечение согласно назначениям врача, а во второй - учатся и отдыхают. Обязательны и экскурсионные программы. В рамках лидерской смены ребята побывали на экскурсии «Евпатория - Малый Иерусалим», в океанариуме, ездили в Мраморные пещеры и Эмине-Баир-Хосар. И, конечно же, море в шаговой доступности. Правда, ребята не загорают все время на лежаках, а играют в волейбол, водное поло, и в зависимости от разных тематических дней там проходят различные мероприятия.
- А мнение ребят вы учитываете при подготовке программ?
- И ребят, и родителей, и, конечно, педагогов. Но мы не хотим стоять на месте, поэтому и организовали конкурс. Знаете, нам есть чем гордиться. В конце смены мы проводим День вожатых, когда ребята готовят для своих наставников представления, концертные номера, юмористические и не очень (например, «Чему я научился у Дениса» или «На занятии у Алины»), играют в «почту» - пишут своим вожатым записки, рассказывают о том, что нового, полезного они узнали, благодарят, признаются в любви… Этот день очень важен для нас - оценку работе вожатых дают дети. А это самая объективная оценка! Значит, наш выбор вожатых, выбор досуговых и учебных программ правильный.

Положение о Конкурсе на лучший проект профсоюзной смены

Учредитель Конкурса
Конкурс на лучший проект профсоюзной смены (далее Конкурс) проводится ЦС Общероссийского профсоюза образования и АНО «Гармония-профцентр».

Цели Конкурса
    Популяризация педагогической профессии, формирование идеи профессионального сотрудничества молодого подрастающего поколения.
    Профориентация детей и подростков, формирование активной жизненной позиции.
    Поддержка творчески работающих педагогов, советов молодых педагогов первичных, районных, городских и региональных организаций профсоюза.
    Пропаганда эффективных подходов к организации летнего отдыха членов семей работников профсоюза.
    Развитие инновационных форм поддержки работников профсоюза и членов их семей.
    Формирование положительного имиджа профсоюза в образовательной среде.
    Выявление современно, творчески и активно работающих первичных профсоюзных организаций.
    Создание условий для формирования кадрового профсоюзного потенциала.

Задачи Конкурса
    Подготовка и реализация инновационных проектов обучения основам профессиональной и профсоюзной деятельности для подрастающего поколения.
    Распространение передовых технологий в профсоюзном сообществе.
Участники Конкурса
1. К участию в Конкурсе приглашаются профсоюзные работники всех уровней образования.
2. Участие в Конкурсе осуществляется путем самовыдвижения.
3. Для участия в Конкурсе необходимо заполнить анкету по форме, расположенной на странице «Конкурс» сайта АНО «ГАРМОНИЯ-ПРОФЦЕНТР» (адрес сайта - www.proffcenter.ru), и направить материалы по электронной почте: garmonia@proffcenter.ru


Условия и порядок проведения Конкурса
    Конкурс проводится с 1 октября 2013 года по 1 марта 2014 года.
    Для подведения итогов конкурса формируется экспертная группа из числа компетентных работников в области педагогики и профсоюзной деятельности.
    На Конкурс представляются:
3.1. Программа профильной профсоюзной смены оздоровительного учреждения для детей и подростков, рассчитанная на 21 день.
Критерии оценки: наполняемость, целостность содержания, соответствие целям.
3.2. Методическая разработка занятия, коллективно-творческого дела, ролевой игры.
Критерии оценки: концептуальность, релевантность, оригинальность.
3.3. Информационно-наглядное сопровождение программы (плакаты, листовки, объявления, девизы, слоганы, статьи, видео и пр.).
Критерии оценки: информативность, наглядность, качество выполнения, художественная эстетичность.

Подведение итогов и награждение участников
    Победители в номинациях определяются экспертной группой с учетом общественного голосования.
    Общественное голосование проводится on-line на странице «Конкурс» сайта АНО «ГАРМОНИЯ-ПРОФЦЕНТР».
    Каждый посетитель может голосовать on-line только 1 раз в 1 номинации.
    Жюри подводит итоги конкурса и оглашает результаты не позднее 1 апреля 2014 года.
    Все участники награждаются памятными дипломами Общероссийского профсоюза образования.
    Победители в каждой номинации получают диплом и приглашение для участия в программе проведения выездного лагеря-семинара молодых педагогов в период летних каникул 2014 года.
    Решением экспертной комиссии могут быть установлены поощрительные награды.
    Участники Конкурса передают Учредителю исключительные авторские права, в том числе право на публичное воспроизведение, тиражирование и использование материалов.
    Все материалы поступают в собственность Общероссийского профсоюза образования и АНО «Гармония-Проф­центр» и могут быть использованы по их усмотрению (размещение в печатных и электронных средствах массовой информации (статьи, телепередачи), рекламных материалах и изданиях; использование при проведении обучающих, культурно-массовых и спортивных мероприятий и т. д.).