Праздник в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах начался изысканно - с крошечных бутоньерок из роз, которые еще у входа преподносили всем гостям. Поднявшись на второй этаж, зрители попадали на настоящий великосветский бал: юные воспитанники Дворца учили всех желающих танцевать вальс и старинный галоп.
Финалистов с завершением сложнейшего недельного марафона поздравили учредители конкурса. Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова напомнила, что почти полвека назад, 5 октября 1966 года, ЮНЕСКО и МОТ подписали рекомендации о положении учителя, где один из важнейших пунктов гласит, что учитель может и должен влиять на принятие политических решений в области образования. Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец заметил, что конкурс «Учитель года» - это лучшая и самая живая школа, которую только может пройти современный педагог, и выразил надежду снова встретиться с лучшими учителями в будущем году, который станет юбилейным не только для конкурса - ему исполнится 25 лет, но и для «УГ» - она отметит свое 90‑летие.
Имя триумфатора по традиции объявили министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и председатель Большого жюри, ректор МГУ Виктор Садовничий. Правда, победителю на этот раз почему-то не дали слова. Вместо него приветственную речь произнесла заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Но журналистам была куда интереснее услышать голос Андрея Сиденко, поэтому в кулуарах они все же поинтересовались у молодого педагога секретом его победы. «Никакого особого секрета у меня нет, - улыбнулся Андрей Григорьевич. - Надо просто любить детей, свою профессию и ничего не бояться. Мы на пути к становлению информационного общества, поэтому, наверное, мой предмет и привлек столь пристальное внимание судей».
Когда «Хрустальный пеликан» обрел своего долгожданного хозяина, праздник продолжился. С наступающим Днем учителя педагогов поздравили детские коллективы Дворца творчества, артисты театра оперы и балета им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также популярные исполнители: Александр Олешко, Ирина Мирошниченко, Марк Тишман и Илона Броневицкая.
Тем временем пятнашка лауреатов сразу после объявления абсолютного победителя села в автобус и умчалась в направлении Ново-Огарева. В своей резиденции учителей ждал Президент России.
Глава государства начал разговор с приятной фразы:
- Мне действительно доставляет удовольствие встретиться с лауреатами ежегодного конкурса «Учитель года России». Еще раз скажу о большом значении для нашего общества, для страны того дела, которому вы служите, - учительство в России всегда имело особую миссию: и передача знаний, и воспитание. Разумеется, наибольший эффект достигается при сложении усилий учительского сообщества, родителей, всего социума, который окружает ребенка, но на учителях всегда лежит особая ответственность. И на общенациональном, и на международном уровне все чаще звучит, что образование становится фактором экономического роста и развития. Без образованных людей невозможен прогресс, в современном мире это стало особенно заметным, важным и осязаемым. Те, кто хотят иметь будущее, должны прежде всего вкладывать не столько в станки и оборудование, сколько в головы тех, кто эти станки и оборудование создает…
Владимир Путин предоставил слово абсолютному победителю Всероссийского конкурса «Учитель года-2013» Андрею Сиденко.
- Я сейчас только пытаюсь осознать и свою миссию, и свой статус, - признался Андрей. - Но в целом время конкурса, время подготовки к нему, те дни, которые мы провели вместе с коллегами, - это бесценный опыт и для меня как для педагога, и для моих коллег. Такой конкурс можно использовать как ресурс для выявления уникальных практик, которые есть в нашей стране, и трансляции этих практик, чтобы ими могли воспользоваться не только те, кто приезжает на конкурс от своих регионов, а все учителя.
О своей работе учитель года России-2013 сказал так: «Кроме технологической компетенции я пытаюсь еще формировать информационную культуру. В современном мире человека окружает огромное количество информации: СМИ, Интернет, книги и просто то, что попадается на глаза буквально на каждом шагу. Умение выявлять для себя важное, нужное и, основываясь на этом, принимать грамотные, взвешенные решения, - на мой взгляд, это и формирует информационную культуру».
Владимир Путин предложил поговорить о том, с какими проблемами учителя сталкиваются в практической работе, об организации учебного процесса, нагрузках школьников, обсудить пути совершенствования ЕГЭ…
Через несколько часов после беседы с президентом многих ждали поезда и самолеты домой. Но была еще ночь, чтобы попрощаться с друзьями, записать адреса и телефоны и договориться о новой встрече, если повезет - реальной, а до этого времени - виртуальной, на просторах социальных сетей.

Анна ХРУСТАЛЕВА, Оксана РОДИОНОВА