Северная Осетия - первый субъект РФ, где отметили 95‑летие государственной системы дополнительного образования. На форум, посвященный знаменательной дате, в столицу республики прибыли более 600 делегатов из всех регионов Северо-Кавказского федерального округа, а также почетные гости: директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Александр Страдзе, ведущий специалист Центрального совета Общероссийского профсоюза образования Марина Воротынцева, директор Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Михаил Бостанджогло, заместитель генерального директора Федерального детского центра «Смена» Константин Храпов, представитель Федерального института развития образования Сергей Славин. В работе форума приняли участие Сергей Таболов, заместитель председателя Правительства РСО - Алания, и Алан Огоев, министр образования и науки республики.
Форум открылся праздничным концертом детских коллективов в Северо-Осетинском академическом театре им. В.Тхапсаева. Это была настоящая феерия талантов! Здесь же гости смогли ознакомиться с выставкой работ юных умельцев - техников, резчиков по дереву, мастериц-золотошвеек, флористов.
В конце праздничной части форума Александр Страдзе провел брифинг для журналистов, ответив на вопросы о текущем положении дел в системе дополнительного образования детей и перспективах его развития.
«Дополнительное образование стоит на пороге перемен, которые кардинально изменят его структуру. Нужно уйти от устаревших «кружковых» форм, стать гибче, многообразнее, шире. Модернизация вызвана прежде всего необходимостью обновления ряда образовательных программ, которые должны отвечать требованиям времени. Сегодня развиваются новые информационные технологии, изменилось сознание детей, в конце концов, у нас уже другая страна», - сказал Александр Эдуардович. В числе первоочередных задач он назвал вовлечение в систему как можно большего числа детей и увеличение зарплаты педагогов.
Второй день форума проходил в Северо-Осетинском государственном университете. Первый заместитель министра образования и науки РСО-Алания Вячеслав Тотров рассказал о том, как развивается дополнительное образование в республике, привел цифры, которые говорят об успехах в этой сфере:
- В учреждениях дополнительного образования Северной Осетии занимаются 43200 детей и подростков. Разработана и действует программа «Одаренные дети». 6 коллективов удостоены звания «Образцовый детский коллектив». В конкурсе «Национальное достояние России» - 15 призеров, «Одаренные дети» - 108 призеров и победителей, среди юных спортсменов есть чемпионы мира.
Вячеслав Бичербекович назвал и проблемы, главная из них - отставание материальной базы. Есть серьезный дисбаланс по информатизации школ и учреждений дополнительного образования.
Тему продолжила Марина Викторовна Воротынцева, ведущий специалист Центрального совета Общероссийского профсоюза образования. Среди проблем дополнительного образования она назвала отсутствие нормативно-правовой базы, дефицит кадров, несовершенный принцип финансирования.
- Мне хотелось бы, чтобы все поняли: дополнительное образование должно стать не просто частью общего образования, а самостоятельной частью. Это непростая задача. Именно поэтому профсоюз выступил инициатором всероссийской конференции, которая состоится в декабре в Москве.
Марина Викторовна выразила уверенность, что, опираясь на принципы социального партнерства, многие сегодняшние проблемы удастся решить, и вручила почетные грамоты Центрального совета профсоюза руководителям и профсоюзному активу учреждений образования Северной Осетии.
Михаил Михайлович Бостанджогло, директор Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, в своем выступлении коснулся болезненного вопроса оптимизации учреждений дополнительного образования.
- Оптимизация должна быть очень взвешенной, нужно смотреть на местах, как это делать и в какие сроки. Пошаговая программа будет утверждена в декабре.
Михаил Михайлович еще раз поздравил всех работников учреждений дополнительного образования с юбилейной датой, особо выделив «родных туристов и краеведов», так как в день проведения форума, 27 сентября, отмечался Всемирный день туризма.
Алексей Борисович Тменов, начальник Управления образования Владикавказа, рассказал о том, как при поддержке администрации города удалось решить многие задачи.
- Сеть учреждений дополнительного образования растет. Создан клуб «Барсы» по футболу, открыт загородный лагерь для детей в селе Чми, теннисный корт, создан новый танцевальный коллектив «Владикавказские аланы», открыты многофункциональные спортивные площадки, в 2012 году в городе построен Автогородок. С 2011 года проходит Международный фестиваль «Танец дружбы», год от года количество участников растет. Ежегодно проводится турнир «Кубок Кавказа», в прошлом году в нем приняли участие 10 регионов. Такие мероприятия, конечно же, служат укреплению дружественных связей между разными национальностями.
Много вопросов задали участники форума Семену Славину, представителю Федерального института развития образования. В частности, о финансовом обеспечении предстоящей модернизации. Семен Сергеевич назвал некоторые цифры. Согласно указу Президента РФ, к 2020 году доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, должна увеличиться до 70-75%. На поддержку системы дополнительного образования необходимо 245 миллиардов рублей. Но эти деньги не заложены сегодня в бюджет. Семен Сергеевич предложил участникам форума рассмотреть несколько механизмов привлечения средств и заметил, что без социальной активности педагогического сообщества финансовую проблему не решить.
Представители регионов делились положительным опытом. Галина Викторовна Найденко, директор Ставропольского краевого центра развития творчества детей и юношества, говорила о взаимодействии учреждений общего и дополнительного образования, о дистанционном обучении. Земфира Хамидовна Джанкезова, директор Карачаево-Черкесского государственного центра дополнительного образования детей, - об авторских программах. Марина Цурова, директор Центра творчества детей и юношества поселения Джейрах Республики Ингушетия, - об оценке качества дополнительного образования, ее критериях. Адлан Болотбиев, директор Республиканского центра детского технического творчества Чеченской Республики, рассказал об одном из способов повышения квалификации педагогов дополнительного образования - долгосрочной стажировке.
Выступающие говорили и о проблемах: нехватка учебных площадок, низкий охват детей дополнительным образованием, болезненный процесс реорганизации, который влечет за собой сокращение штатов.
Старый лозунг - кадры решают все - по-прежнему актуален. Анжелика Варенец, руководитель центра довузовского образования Северо-Осетинского государственного педагогического института, предложила рассмотреть возможность получения в педвузах двух специальностей: педагога общего и дополнительного образования. Таким образом, по мнению Анжелики Валерьевны, можно решить вопрос подготовки кадров.
Итоги форума подвели Елена Тебиева, начальник отдела Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания, и Неля Гамаева, заместитель председателя республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки.
Елена Шамильевна поблагодарила всех участников и гостей за активную работу.
- Конечно, все вопросы мы рассмотреть на форуме не смогли, да это и невозможно. Но мы достигли главного - обменялись опытом, наметили пути дальнейшего развития, обозначили проблемы и даже по-другому посмотрели на свою профессию. Аналитическая группа еще раз изучит все материалы форума и предложит проект резолюции, который будет дорабатываться с учетом поступающих замечаний.
Неля Александровна Гамаева сказала о предложениях профсоюза: прежде всего это значительное увеличение заработной платы педагогов и прозрачные критерии ее расчета. Дополнительное образование - свободный выбор детей и родителей, выбор, который делают по велению сердца. Разве это может быть второстепенным, маловажным?!

Наталья КИРИЧЕНКО, заместитель председателя Северо-Осетинской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки