Поехали!
24 сентября в подмосковном Подольске стартовал финал Всероссийского конкурса «Учитель года-2013». Для участия в состязании съехались представители 79 регионов страны. Только в первом туре педагогам предстоит пройти четыре испытания, а ведь будет еще и второй тур, и третий.
Впрочем, испытания начнутся только завтра. А сегодня конкурсанты приехали в 29‑ю подольскую среднюю школу, во-первых, чтобы познакомиться с подмосковными коллегами, а во-вторых, чтобы подготовиться к первым конкурсным выступлениям - «Учебному занятию» и «Методическому объединению».
После торжественной встречи, устроенной хозяевами, и вкусного обеда учителям представили друг друга и группы жюри, которые будут оценивать работу конкурсантов на первом этапе. А затем дети повели педагогов по кабинетам, где финалистам предстоит давать открытые уроки. Надо проверить технику. 29‑я школа оборудована по последнему слову и компьютерами, и интерактивными досками, и другими образовательными гаджетами. Так что было чему удивиться, на что посмотреть.
В один голос конкурсанты говорили о душевном приеме, который оказали им в школе подмосковные коллеги. Филолог из Республики Алтай Вера Попова восхищена: «Удивительная доброжелательность всех, начиная с технического сотрудника, заканчивая детьми, которые, возможно, толком не понимают, что такое конкурс, но очень хотят нам помочь».
И вот наконец пять часов вечера, празднично одетые конкурсанты, организаторы, жюри и гости входят в зал Дворца культуры «Октябрь». На сцене - два абсолютных победителя конкурса «Учитель года России», уроженцы Московской области. Артур Заруба, который получил это звание в 1992 году, и Александр Демахин, только в прошлом году ставший обладателем Большого Хрустального пеликана. Диалог Артура и Александра завершает великолепное лазерное шоу. Тема творческой части церемонии открытия - Россия, Родина, песни о ней, русские народные танцы.
Чтобы объявить конкурс открытым, на сцену поднимается министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Он говорит слова благодарности «Учительской газете», которая придумала конкурс и поддерживает его все годы проведения, правительству Московской области, которое в этом году принимает конкурс на своей территории. «Для любого педагога главная цель - победить на конкурсе. Но те, кто здесь собрались, уже победители муниципальных, региональных конкурсов».
Депутат Госдумы Николай Булаев зачитал приветствие от председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина, а затем сказал несколько слов от себя: «Для меня конкурс - самое яркое событие в жизни страны. Тем, кто его придумал, сумел сохранить на долгие годы, - низкий поклон». И еще Николай Булаев уверен: «Среди победителей конкурса «Учитель года» нет ни одного случайного человека».
Теплые слова сказала в адрес конкурса и финалистов член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Галина Николаева. Она поставила визит конкурсантов в Подмосковье в один ряд с самыми значимыми культурными событиями Московской области.
«Это конкурс конкурсов», - уверена первый заместитель председателя правительства Московской области Лидия Антонова. Она также убеждена, что конкурсанты полюбят своих подмосковных учеников, найдут соратников среди подмосковных педагогов и даже придумают с ними совместные проекты. «Кто бы ни победил на конкурсе, победит учитель России. Как говорил Юрий Гагарин: «Поехали!»
Министр образования Москвы Исаак Калина от имени мэра Сергея Собянина и правительства столицы выразил Московской области огромную благодарность за то, что регион взял на себя большую часть забот и хлопот по проведению всероссийского конкурса. Хотя, по сути, Москва и область должны разделить эту заботу ровно пополам, ведь в 2012 году звание абсолютных победителей получили два учителя - преподаватель МХК из Подмосковья Александр Демахин и учитель русского языка и литературы из столицы Вита Кириченко. Исаак Калина признался: «Конкурс помогает формировать великолепный управленческий резерв».
Выход главного редактора «Учительской газеты» зал встретил аплодисментами. Петр Положевец сказал: «Времена меняются, меняется формат конкурсных мероприятий, но остается уважение к конкурсантам, внимание к вашей работе. Конкурс все больше молодеет, в нем участвует все больше мужчин. Филологов на конкурсе теснят информатики и учителя физической культуры…». Петр Григорьевич рассказал о проекте, который «Учительская газета» начала прошлой осенью, по окончании конкурса «Учитель года России-2012». «Мы взялись создать за год галерею очерков всех участников состязания 2012 года, и у нас это получилось! Это своего рода Большая советская энциклопедия», - считает главный редактор «Учительской газеты». Вскоре будет запущен новый проект, посвященный участникам конкурса 2013 года, но на этот раз кроме очерков в газете будут представлены и лучшие методические идеи конкурсантов.
От лица председателя Общероссийского профсоюза образования и многомиллионной армии членов профсоюза выступила заведующая отделом по связям с общественностью Центрального совета профсоюза Елена Елшина. Она поблагодарила учителей России, которые приехали на конкурс, и пожелала им удачи в этом трудном состязании.
Праздничная церемония завершилась выходом на сцену главных героев - всех участников конкурса.

Минус один
25 сентября финалисты Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» сдали первый «экзамен». Для одних это было конкурсное задание «Учебное занятие», для других - «Методическое объединение». Вечером они с улыбкой говорили: «Минус один…», имея в виду, что из четырех испытаний осталось три.
Больше всего в этом году на финал приехало учителей начальных классов. Интерес к их работе на региональных конкурсах понятен - именно им довелось «открыть» переход российской школы на второе поколение Федеральных государственных стандартов. Во многом от результатов их труда зависит, каким будет труд коллег по внедрению стандартов на средней и старшей ступени.
Один из 13 конкурсных уроков в начальной школе давала Оксана Дмитриева из Амурской области. На ее занятии третьеклассники превратились в ученых, а их класс - в лабораторию. Изучали «самое обычное и самое удивительное вещество на Земле» - воду. Цель перед ребятами была поставлена такая: доказать, что вода - одно из условий жизни на Земле. С помощью статей, элементарного оборудования дети открывали, что вода содержится в растениях, животных, человеке, что одни вещества растворяются в воде полностью, а другие нет… Узнав, к своему удивлению, что пресной воды на Земле всего 2%, а питьевой и того меньше - 1%, дети абсолютно самостоятельно сделали вывод: «Воду надо беречь!» Затем все вместе - учитель и ученики - составили таблицу со свойствами воды. А в заключение Оксана Леонидовна пригласила ребят в гости… в собственный блог, где можно решить викторину на ту же тему и посмотреть мультфильм «Путешествие капельки».
Учитель литературы из Оренбургской области Кирилл Демушов участвует в конкурсе второй раз подряд. Урок словно бы стал продолжением его прошлогоднего «Методического объединения», а вернее, утверждения: «Обучение строится на основе диалога. Диалог на основе литературного произведения». На занятии с одиннадцатиклассниками действительно шел диалог на тему «Величайшая тайна в мире». Речь шла о «Гранатовом браслете Куприна», тайной была любовь-трагедия главного героя Желткова. Филолог предложил ребятам не просто понять концепцию любви Куприна, но и прожить ее. Ребята пришли к выводу, что трагедия это была нужна, чтобы главная героиня Вера научилась чувствовать. И стали раздумывать дальше: а можно ли избежать подобной трагедии в собственной жизни, но при этом не упустить любовь?
«Я сегодня не ваш учитель, я дирижер», - удивил десятиклассников биолог из Санкт-Петербурга Сергей Софенко. В руках у него дирижерская палочка, материалы к уроку лежат на пюпитре для нот, а каждый удачный ответ, интересная идея награждаются аплодисментами, словно гениальное соло в оркестре. Однако биологическая тема для урока была самая серьезная - «Гипотезы возникновения жизни». Ученики рассмотрели креационизм, самопроизвольное зарождение, панспермию, постарались понять, на какие вопросы отвечает каждая теория: как или почему? В конце Сергей Алексеевич похвалил своих подмосковных учеников: «Мы с вами великолепно исполнили концертный номер». И, что самое важное, задумались о ценности жизни.
Весь день не пустовал школьный спортзал. В этом году среди финалистов конкурса семь учителей физкультуры, и они работают с ребятами разных возрастов. Педагог из Белгородской области Валерий Махов выбрал пятиклассников и провел для них целую серию игр под названием «Легкоатлетическое путешествие». Ребята незаметно совершенствовали технику прыжков и бега, а по их собственному мнению, просто радовались жизни, соревновались, кто быстрее прибежит, дальше прыгнет, лучше сумеет сделать узел на веревке. Если бы Валерий Игоревич остался в подмосковной школе немного подольше, он бы обязательно повел ребят в поход, ведь в своем родном учебном заведении он занимается с юными туристами.
Историку из Республики Бурятия Алексею Тухалову досталась тема «Русские земли XII-XIII веков». Задавая ребятам вопросы, Алексей Петрович опирался в том числе на уже имеющиеся знания семиклассников по теме. Очень по-доброму он просил ребят говорить, не стесняться, подбадривал: «Я знаю, что вы знаете». И действительно, оказалось, что школьники знают многое, а что не знают, способны самостоятельно изучить. Разделившись на три группы, вернее, на три княжества - Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, ребята превратились в специалистов по этим землям - географов, экономистов, политологов. Изучив документы, они по очереди выступили, донесли новые знания до одноклассников.
Учитель географии в этом году на конкурсе один, вернее, одна - Наталия Федотова из Костромы. Она сразу пригласила шестиклассников… в сказку, а точнее, в знаменитую историю, написанную Льюисом Кэрроллом. Ребята на ее уроке представили, что потерялись в Зазеркалье, где когда-то побывала Алиса. Чтобы найти путь из сказки обратно в Подольск, школьникам нужно было научиться ориентированию. И они учились читать карту, определять стороны света, понимать условные знаки. Надо ли говорить, что все эти навыки обязательно пригодятся им в жизни? В конце урока Наталия Константиновна подарила подольским шестиклассникам открытки от костромских сверстников, а учителю класса - карту Костромы. Теперь ребята не заблудятся, если соберутся в гости. Уходя с урока, дети попросили у Наталии Федотовой автограф…
Не всем быть чемпионами, как, допустим, немец Роберт Хартинг, который этим летом на мировом первенстве по легкой атлетике в Москве метнул диск аж на 69,11 метра. Нет смысла гнаться и за хорваткой Сандрой Перкович: ее диск улетел в Москве на целых 68 метров без одного сантиметра. Учитель года Липецкой области, преподаватель физкультуры из елецкой школы №24 Сергей Алиев от своих подопечных восьмиклассников подобных рекордов и не требовал. А просто учил метать, да и не диски даже, а мячи - с места и с разбега, по возможности метко, но главное - с удовольствием. Крепкий рабочий урок вышел, где всему нашлось место - и легкой разминке, и учебным упражнениям, и игре. Возможно, без лишних изысков, но к чему устраивать шоу из обычной тренировки? Это ведь не кино, не блокбастер на большом экране. Но когда через пару-тройку лет подросшие ученики Сергея Сергеевича смогут ловко забросить букет цветов на балкон любимой девушки, они наверняка вспомнят своего елецкого наставника добрым словом.
Литератор из Хар-Булукской школы Республики Калмыкия Андрей Лиджиев разбирал с семиклассниками «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тщательно и в то же время с каким-то юношеским трепетом проанализировал ключевые эпизоды легендарного сочинения Ермолая Еразма, чтобы вместе с ребятами подтвердить вынесенные в эпиграф слова академика Лихачева о том, что «нравственность едина во все века и для всех людей». Свой путь в большую педагогику Андрей Владимирович начал относительно недавно, отсюда и чрезмерное волнение, и строгое, беспрекословное следование всем мыслимым и немыслимым методическим правилам, но столь яркий старт - участие во Всероссийском финале конкурса «Учитель года» наравне с маститыми коллегами - не может не впечатлить: то ли еще ждет молодого филолога впереди?
С семиклассниками встречалась и учитель русского языка и литературы из гимназии №115 города Уфы Оксана Шарафутдинова. Рассуждали о природе гениальности, попутно наслаждаясь великолепным в своей стройности ломоносовским «Вечерним размышлением о божием величестве при случае великого северного сияния». Прежде чем ознакомить ребят с поэзией одного из первых отечественных пиитов, Оксана Закиевна попросила семиклассников подобрать три-пять словосочетаний, характеризующих северное сияние. «Танец неба», - сказал один. «Яркий свет», - добавил другой. «Красота движений», - заметил третий.
- А теперь посмотрите, какие удивительные эпитеты и метафоры нашел Ломоносов: «Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл!» - воскликнула гостья из Башкортостана.
- Ну, - пожали плечами дети, - все почти так же, как у нас.
- В седьмом классе ребятам еще сложно оценить всю мощь ломоносовской поэзии, - чуть позже объясняла Оксана Шарафутдинова членам жюри во время десятиминутного самоанализа. - Через два года, вернувшись к этой теме, они смогут прочувствовать ее куда глубже. Сейчас же мне было важно познакомить детей с Ломоносовым-человеком, несгибаемым, целеустремленным, упрямым. Чтобы показать им, что гений - это не только талант, но еще и колоссальное терпение и трудолюбие.
А вот словесник Олег Шлокин из Бейской школы-интерната Республики Хакасия решил дать в 10‑м классе урок русского языка. Но говорил не о причастных оборотах или бессоюзных предложениях, но об экологии языка. Потому как замусорен он сегодня, по мнению Олега Викторовича, будь здоров, почище промышленных свалок на окраинах городов-миллионников. Заимствования, жаргон, интернет-сленг, ненормативная лексика: тяжко нынче приходится «великому и могучему», просто дышать нечем. «Поколение next» (простите за иноязычное определение) лихо переводило тексты с «русского» на «русский», охотно заменяя все эти «хобби», «аргументы» и «тет-а-тет» на родные и близкие «увлечения», «доводы» и «с глазу на глаз». Столь же охотно старшеклассники согласились, что Россию все же лучше называть Россией, а не Рашей. А потом вышли за дверь и на каком языке продолжили общаться - на литературном русском или пресловутом «олбанском» - для учителя и жюри осталось тайной. Впрочем, Олег Владимирович надеется, что семена сомнений в души своих подопечных заронил, и ребята найдут и прочитают рекомендованную им книгу Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва».
И вновь обсуждение проблем экологии, только на сей раз уже на английском языке под чутким руководством Любови Савельевой из 21‑й школы города Ульяновска. В первые мгновения урока десятиклассники честно признались: быть «зелеными» им не под силу. Но всего через тридцать минут убедились: не так страшен черт, как его малюют. Всего-то, оказывается, и нужно, что выбирать бумажные пакеты вместо пластиковых, выключать воду, когда чистишь зубы, и гасить свет, выходя из комнаты. А то, что во время беседы удалось еще и массу новой лексики отработать, для старшеклассников и вовсе стало приятной неожиданностью. В финале Любовь Александровна пригласила своих новых юных друзей принять участие в международном молодежном проекте «День Земли», который проходит ежегодно в апреле. «Буду рада, если на карте России, кроме Москвы и Ульяновска, появится еще один «зеленый» город-участник - Подольск».

Методические сокровища
Задание рассказать о своем педагогическом опыте - второе по значимости после урока на конкурсе «Учитель года России». 26 сентября это испытание проходила половина конкурсантов, которая накануне давала уроки. Этот «экзамен» уже несколько лет называется «Методическое объединение», и не случайно. Предполагается, что участник рассказывает о своих идеях, наработках, находках коллегам, роль которых исполняют члены жюри.
Отличает конкурсное «Методическое объединение» от настоящего только то, что конкурсанты очень волнуются, ходят по рекреациям быстрым шагом и шепотом повторяют слова презентации. Но вот открывается дверь - «Ваша очередь!», и начинается очередное выступление.
Одни и те же судьи смотрят уроки и защиту педагогического опыта. Иногда, увы, после приятного впечатления на уроке наступает разочарование на защите, и наоборот… А иногда презентация идей и методик только подтверждает высокий класс педагога, показанный во время учебного занятия.
«У детей падает интерес к русскому языку. Разбудить его помогают уроки развития речи», - убежден филолог из Респуб­лики Хакасия Олег Шлокин. Но только очень важно, как эти уроки организованы, стал ли ученик активным участником учебного процесса. Не стоит, например, заниматься «орфографическим террором», то есть «бить» детей плохими оценками за неграмотность. Надо подходить к каждому индивидуально. Олег Викторович очень уважает идеи педагогики сотрудничества. Занимается с ребятами ортологическим тренажем, то есть дает им специальный блок упражнений, который помогает сделать речь правильной. Из образовательных технологий его особенно привлекает технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Математик Ольга Тулубаева из Республики Карелия призывает задействовать на уроке элементы игровых технологий. Во время игры дети не только осваивают материал, но и учатся общаться. Виртуальное пространство, в котором ребенок проводит много времени дома, общаясь с друзьями, можно и нужно включить в школьное пространство, считает Ольга Ивановна. Создать площадки «неформального образования», чтобы дети могли учиться не только в реальном мире, но и в виртуальном.
Историк из Республики Марий Эл Наталья Князева серьезно занимается краеведением и старается передать свое увлечение школьникам, использовать краеведческий материал и на учебных занятиях, и во внеклассной деятельности. «Краеведение делает человека компетентным гражданином», - убеждена Наталья Владимировна. И даже формирует характер. Приглашая ребят к исследованию периода репрессий, учитель обращает внимание не столько на ужасы, которые творились в этот период, - о них ребятам известно немало, сколько на твердость духа, которую проявили многие незаслуженно наказанные люди, как они сумели сохранить человеческое достоинство.
Своим ученикам историк предложила создать электронный семейный архив. Каждый должен был принести 50 семейных фото, письма, расшифровки интервью с бабушками и дедушками. Сначала ребята восприняли идею в штыки - много хлопот! А потом так увлеклись, что в проекте в конечном итоге принял участие практически весь класс.
Глубокое, наполненное выступление учителя литературы из Ростовской области Светланы Колесниченко заставляло браться за ручку и записывать одну идею за другой… В итоге получилась целая сокровищница методических ценностей. Здесь и технология творческой мастерской с ее личностно ориентированным подходом, и лингвистические задания, и элективные курсы, и родительские собрания как мастерская построения отношений. Своим опытом Светлана Владимировна делится на научно-практических конференциях, в методических публикациях, в Сети. Ее персональный сайт - место диалога с коллегами, учениками, единомышленниками.
Историк из Дагестана Ахбердило Ахбердилов украсил свой кабинет 75‑ю стендами, посвященными истории России и Дагестана. «Настоящий патриотизм начинается с кабинета истории», - убежден педагог. Так, один из стендов прославляет русских учительниц, которые сыграли большую роль в образовании республики. И еще Ахбердило Абдулаевич уверен: «С черными мыслями человек не может работать в школе. В школе и больнице должны работать люди с чистыми мыслями».
Валерия Балтачева, учитель истории из Удмуртской Республики, представила свой опыт в виде… айсберга. Видимые вершины - это сформированные у детей компетентности различных уровней. Еще одна вершина - самостоятельно открытое знание, это самое ценное. Валерия Владимировна убеждена: нужно помнить, что история - это наука. «Мы работаем с понятиями, научными теориями. Нельзя превращать историю в сказочку. Надо объяснять все эти сложные понятия. Теории применять в оценке исторических процессов». По ее мнению, важно также будить в детях эмоции, творческое мышление, воображение. А результатом изучения новой темы должен стать продукт - например синквейн. Подводная часть айсберга - внеклассная исследовательская работа. Надо заинтересовать ею ребят. Только тогда можно ожидать высоких результатов. А самый высокий результат для Валерии Балтачевой - инициатива, которую проявляют дети.
Тем временем учителя, уже защитившие свои методические взгляды накануне, продолжали давать конкурсные уроки. Римма Степанникова, преподаватель музыки из школы поселка Тамала Пензенской области, познакомила подольских девятиклассников со «своим» Лермонтовым. Михаил Юрьевич, как не без удивления выяснили ребята, оказался не только гениальным поэтом, но еще и изумительным художником, автором 13 живописных полотен, и бесподобным музыкантом. Римма Алексеевна рискнула дать на конкурсе не привычный ей урок музыки, но интегрированное занятие, где нашлось место романсам и народным песням, литературе, живописи и кинематографу. Всего за несколько минут она срежиссировала с молодыми людьми небольшую театральную сценку из светской жизни начала XIX века, явив миру хозяйку популярного литературного салона Екатерину Карамзину, блестящего интеллектуала князя Одоевского и знаменитую поэтессу Евдокию Ростопчину, беседовавших, естественно, все о том же Лермонтове. Но чище и светлее всего звучала на уроке Риммы Степанниковой живая музыка. Помимо всего прочего, Римма Алексеевна исполнила отрывок из бетховенской «Увертюры Эдмонд», чтобы показать, сколь виртуозно сам Лермонтов владел инструментом, играя это симфоническое произведение на рояле. Посвятив всю свою жизнь музыкальному лермонтоведению, Римма Степанникова считает свое участие в конкурсе в канун 200‑летия любимого поэта счастливым знаком, миссией, которую она обязана была исполнить. На прощание Римма Алексеевна пригласила своих новых знакомых в гости к Лермонтову, в Тарханы.
Конкурсный урок Ольги Красильниковой - настоящая ода счастливым носителям инженерной мысли, развивать которую, по мнению физика архангельской гимназии №3, необходимо в каждом ребенке. Ибо инженером может и должен быть не только конструктор, но и врач, и военный, и даже художник. Ведь что такое инженерная мысль, как не творческое мышление, умение ловко решить большую проблему малой кровью и ограниченными средствами. Семиклассникам, которые пока еще только начинают свой путь в большую и сложную науку, на этом уроке было весело и уж точно не скучно: они немного поломали голову, решая, как измерить толщину тонкого тетрадного листа, а потом придумали около десятка способов, как можно использовать обычную линейку в повседневной жизни. «В интересах техники безопасности катапульту сегодня прошу не изобретать», - строго предупредила Ольга Игоревна будущих военных тактиков и стратегов. В финале, став небольшим оркестром, дети исполнили на этих самых линейках жизнерадостную музыкальную зарисовку. А еще именно от своей архангельской гостьи семиклассники узнали, что Доллежаль, чьим именем названа одна из улиц их города, вовсе не средневековый француз, а знаменитый русский физик, работавший когда-то вместе с Курчатовым и живший в Подольске.
К сожалению, так сложилось, что для большинства современных детей что Рюрик, что князь Игорь, что княгиня Ольга - все едино. Великие люди прошлого для них персонажи менее реальные, чем пират Карибского моря Джек Воробей или рисованные герои японских аниме. Дабы поближе познакомить десятиклассников с легендарными князьями, историк Сергей Шадрин из казанской школы №143 предложил составить коллективный портрет древнерусского правителя. Опираясь на путевые «Записки» знаменитого арабского путешественника Ибн-Фадлана, на живописные полотна Семирадского и Глазунова, генеалогические схемы и карты, удалось установить, что древний правитель Руси - язычник и многоженец, суровый варяг, предпочитающий вести внешнеполитический диалог на языке острых мечей. Проступившие малосимпатичные, надо сказать, черты древних властителей оказались столь яркими и зримыми, что, можно биться об заклад, отныне ребята накрепко запомнят, чем дохристианский период в истории нашей страны отличался от следующего за ним христианского.
В бессмертном романе Льва Толстого «Война и мир» более тысячи страниц, на которых действуют около 600 персонажей. Но чисто умозрительно весь этот колоссальный объем информации можно закодировать и свести к… точке. Малопонятно, но безумно красиво. Десятиклассники, пришедшие на урок Дмитрия Новикова, учителя информатики из школы №64 города Тюмени, были ошарашены и заинтригованы. И дальше занятие по теме «Измерение информации» пошло как по маслу. Биты, байты, алфавитный и вероятностный подходы к измерению информации, задачи из ЕГЭ в программе Exсel - в философской, какой-то магической интерпретации учителя все это неожиданно давалось им легко и просто. Но самым потрясающим вышел финал, когда они, невероятно гордые и счастливые от того, сколь играючи справились с непростым делом, вдруг услышали: «Все, что мы решали с вами сегодня, на самом деле имеет мало отношения к реальной жизни. Так что пусть с этими задачами разбирается компьютер. Наше дело лишь сообщить ему, как это делать. А мы займемся куда более интересными проблемами и вопросами, которыми за этим порогом встретит нас жизнь». Все-таки философское образование, полученное в Санкт-Петербургском университете, в карман не спрячешь и кнопкой Delete не сотрешь.
Словесник Регина Бутуханова из могойтуйской школы №2 Забайкальского края отправилась со своими девятиклассниками в «Сентиментальное путешествие» в мир старинной русской усадьбы, окрашенный любовными страданиями, омытый чистыми слезами и окутанный нежностью. Эпоха Карамзина оживала буквально на глазах: перед каждым юным путешественником на парте внезапно оказался выпуск знаменитого «Московского журнала», со страниц которого рвались в мир яркие и незамутненные чувства - истинные боги эпохи Сентиментализма. Откуда ни возьмись, появилась… луковица. «А знаете ли вы, - улыбнулась Регина Владимировна, - что дамы той поры, отправляясь в театр, обязательно брали с собой лук. На всякий случай. Вдруг, о ужас, разыгранные на сцене страсти их не заденут, а не заплакать - значит прослыть жесткосердной, а это просто неприлично!» «Портрет Лопухиной» кисти Боровиковского, нежнейшая поэзия Карамзина - подростки обсуждали их с таким жаром и неподдельным трепетом, что, глядя на них, впору было и без лука разрыдаться. На прощание гостья из Забайкалья подарила девятиклассникам перевитый атласной лентой «Дамский альбом». И взяла с них обещание, что они непременно запишут туда свои лучшие и самые чувствительные стихи. Когда прозвенел звонок и ребята уже выходили из класса, одна юная барышня, внезапно развернувшись, подбежала к Регине Владимировне: «Вы даже не представляете, какая вы позитивная!»
За тридцать минут урока физкультуры Дмитрий Коленецкий из вологодской школы №16 доказал двенадцати десятиклассницам, что спорт - это самый верный путь к высшему баллу на ЕГЭ.
- Вы волнуетесь? - спросил Дмитрий Николаевич в самом начале занятия.
- Волнуемся! - честно ответили девушки.
- Тогда бегом марш! - весело подмигнул учитель.
Побежали. По пути останавливались по свистку, размахивали руками после двух свистков и вообще по-всякому веселились.
- А теперь меньше волнуетесь? - спросил Коленецкий через несколько мгновений.
- Вообще не волнуемся, - сами себе удивились девушки.
- Вот видите: физическая нагрузка помогает справиться с волнением, а это на экзамене - первое дело!
Дальше путем нехитрых упражнений девушкам удалось повысить внимательность и развить фантазию, что на экзамене им также наверняка пригодится.
Урок «Физические упражнения - путь к успеху» - яркий элемент системы «интеллектуальной физкультуры», благодаря которой Дмитрий Коленецкий известен среди коллег далеко за пределами Вологодской области. А теперь вот и юным подольчанкам повезло: отныне они уже точно не смогут относиться к урокам физкультуры, как к божьему наказанию. Если, конечно, хотят получить высший балл на ЕГЭ.

Классные двадцать минут
Первый тур конкурса «Учитель года России-2013» похож на один длинный школьный день. С утра уроки, потом методическое объединение по твоему предмету… А после занятий надо провести еще классный час и вечером - родительское собрание. Только на конкурсе все эти вполне обыденные для каждого учителя события растянуты на 4 дня. И еще за тобой пристально наблюдает судейская команда.
27 и 28 сентября финалистов ожидали последние задания первого тура - «Разговор с учащимися» и «Беседа с родителями». Оба испытания длятся по 20 минут.
Разговоры с учениками проходят на заранее определенные темы. Говорить предлагается практически обо всем, что наполняет жизнь ребенка в школе, - дружба, учеба, отношения с родителями, внешний вид и моральные проблемы, здоровье, будущая профессия, успешность… Выбирают конкретную тему сами ребята.
«Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?» - такую тему выбрали для разговора с учителем физической культуры из Вологды Дмитрием Коленецким шестиклассники. Педагог разделил класс на две команды, предложил им посовещаться и привести аргументы: почему хорошо быть взрослым и почему легко быть взрослым. Первая команда выпалила: «Хорошо! Сам зарабатываешь деньги». Вторая команда высказалась: «Легко! Сам принимаешь решения». Дальше было еще интереснее. Дмитрий нарисовал на доске вершину горы и поставил такое условие: можно забраться на вершину и увидеть сверху то, что еще никто не видел, но велика вероятность, что по дороге упадешь в пропасть. «Пойдете?» - спросил учитель. Один ребенок согласился пойти, второй поставил условие: если будет безопасно, третий отказался: «Пусть кто-нибудь другой сходит и потом расскажет». Потом ребята стали рассуждать, как выжить в этой ситуации. Вот так оказалось, что брать на себя ответственность совсем нелегко, и самому делать выбор очень трудно. Но по-другому нельзя. И получилось у шестиклассников, что взрослым быть хорошо, а вот легко ли… Дети нарисовали по этому поводу на доске большой знак вопроса.
Десятиклассников встречала в импровизированном кругу Юлия Анчиполивская, учитель английского языка из Камчатского края. Она сразу сказала, что у нее солнечное настроение, несмотря на то что в ее родных краях сейчас вовсе не утро, а вечер, и вопреки тому, что Юлия Сергеевна, к сожалению, почти потеряла голос. Разговор на тему «Человек - кузнец своего счастья. Так ли это?» был стремительным, оптимистичным, бодрым. Тем более что ребята сразу согласились с этим утверждением и потом только проверяли - правы они или нет. Что нужно, чтобы быть счастливым? Многое, по мнению десятиклассников 29‑й подольской школы: дети, здоровье, хорошая работа, душевная удовлетворенность и так далее. В общем, счастливый человек - это успешный человек. А какие качества присущи успешному человеку? Школьники назвали семь качеств, а затем выбрали три главных - доброта, ум, самостоятельность. А от кого зависит, есть ли эти качества у человека? От него самого!
Одиннадцатиклассники, без пяти минут выпускники, взяли актуальную для себя тему: «Всегда ли правы взрослые?». Интересно, что сами себя ребята взрослыми пока не считают… Это выяснила в самом начале встречи Лилия Мирошкина, филолог из Смоленской области. А затем ребята начали говорить о проблемах, которые возникают у них с родителями, - увы, взрослые зачастую навязывают свою точку зрения, например, заставляют слушать музыку, которая нравится им, а не их детям. «А времена ведь меняются, - убежден мальчик. - Мы иногда можем подсказать что-то взрослым, знаем о каких-то вещах больше них». Однако оказалось, что так думают далеко не все молодые люди. Есть семьи, где царит лад, в том числе музыкальный, где одни интересы и у взрослых и у тех, кто младше. А что же делать, когда взрослые неправы? Крепко обнять. Поговорить. Простить. Главный совет одиннадцатиклассников взрослым - надо доверять своим детям. Интересный вывод сделала в конце встречи Лилия Петровна: а ведь ученики, которые с ней говорили, - уже взрослые, с умными мыслями, с умением встать на место своего собеседника…
Над темой, которую выбрали шестиклассники для разговора с учителем изобразительного искусства из Ивановской области Еленой Кочиной, сама Елена Николаевна задумывается часто: «Что, по твоему мнению, наиболее ценно в человеке: внешний облик или внутренний мир?». Но педагог никак не может ответить на этот вопрос. А ребята могут. Они все уверены: главное то, что внутри человека. Их не сбил даже хитрый вопрос Елены Николаевны, которая взяла в руки пластиковую чашку с водой и спросила, что важнее: в чем подана вода или какая это вода? Шестиклассники настаивают: какая вода - важнее. В качестве примера дети вспомнили судьбу гадкого утенка из одноименной сказки. А о чем говорит одежда, то есть внешний облик? «Если человек оделся грибом, то это странный человек…» - убеждены подольские школьники.
Учитель русского языка и литературы из Республики Тыва Айслу Лаажап не только поговорила с семиклассниками на тему «Для чего мы учимся?», но и немного поучила их тувинскому языку, произнесла и перевела тувинские пословицы. А что касается ответа на вопрос, заданный темой, ребята смогли его дать даже без помощи Айслу Евгениевны. «Для того чтобы получить образование, пойти на работу, заработать деньги, обеспечить семью», «учимся, чтобы сделать что-то для всех, не для себя», «чтобы жизнь была легкой и простой», «чтобы представлять страну». Мудрые ребята, да?
Беседа с родителями - очень особенное конкурсное задание. Для конкурсантов мамы и папы, дедушки и бабушки - просто чужие взрослые люди, родственники чужих учеников. Но сближают конкурсантов и подмосковных родителей общие проблемы детей - младших школьников, подростков, молодежи. Родители хотят посоветоваться с учителями, которые приехали из разных уголков России, а значит, у них свой опыт, свой взгляд, отличающийся от привычного… А учителя рады советам, которые дают им умудренные жизненным опытом родители.
Темы для разговора и здесь очень разные: карманные деньги, семейный бюджет, совместный семейный досуг, виртуальное общение, здоровье ребенка, его друзья.
Информатик из Алтайского края Алексей Лисин беседовал с родителями на тему «Подростковые группировки: миф или реальность?». Сначала Алексей попросил своих собеседников объяснить, как они понимают, что такое подростковые группировки. Выяснилось, что родители вовсе не считают, что это бандформирования… В этих группировках собираются ребята, у которых общие интересы. В высказываниях мам и пап проскользнуло, что иногда они не знают, чем занимаются их дети. «А почему? - тут же ухватился за это Алексей. - Сколько времени мы проводим с нашими детьми?» «Мало», - признались родители. И попросили дать совет, как выяснить, входит ли ребенок в какую-либо группировку, есть ли на него давление? Выяснить, чтобы помочь… Алексей был честен: «Ребенок может примыкать к подростковым группировкам, если его не понимают в семье, если родители направляют на него свою агрессию». И в другом случае, добавили родители, - если ребенок задавлен гиперопекой. «Верно!» - заметил Алексей. И наконец услышал от подмосковных родителей то, чего, кажется, ждал с самого начала разговора: «Надо не просто говорить с ребенком, надо быть ему другом». А на вопрос, заявленный в теме, и учитель, и родители, пришедшие на встречу, ответили дружно: «Подростковые группировки - это не миф».
Историк из Самары Владимир Кильдюшкин обсуждал вместе с родителями проблему «Семья и школа: противостояние или взаимодействие?». Все родители согласились сразу, что необходимо взаимодействие. «Надо работать в одном направлении», - уверена одна из мам. Родители рассказали о своем опыте взаимодействия с педагогическим коллективом. Он был и негативный, и позитивный, в зависимости от конкретной школы. При этом мамы и папы прекрасно понимают занятость педагогов-предметников и уверены, что любой конфликт можно решить путем переговоров.
Юлия Путилина из Челябинской области не только учитель математики, экономики, информатики и ИКТ, но и мама троих детей. Поэтому ей было о чем поговорить на равных с мамами и папами подольских школьников. «Что нужно сделать родителям для того, чтобы дети хотели читать?» Вопрос прямой и ясный. И такой же ответ на него дали сами родители: «Необходимо личным примером приучать к чтению» Юлия Николаевна уточнила: «Мы вправе требовать, чтобы ребенок читал, если дома никто ничего кроме желтой прессы не читает?» Родители почему-то стали отступать с заявленных позиций и со вздохом ответили, что личный пример не всегда помогает… «Мы с вами опускаем руки?» - спросила математик. «Нет, мы ищем!» - откликнулись родители. «У нас это уже пятая беседа, - призналась одна мама. - И мы теперь понимаем, что все решают только взаимоотношения родителей и ребенка».

«Пятнашка» и «пятерка»
28 сентября - один из самых насыщенных дней Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013». С утра финалисты еще «отстреливались» по заданиям «Разговор с учащимися» и «Беседа с родителями», а уже вечером вся страна узнала имена счастливых обладателей звания «лауреат конкурса».
Церемония подведения итогов I тура, прошедшая в подольском Дворце молодежи, была полна музыки, танцев и, конечно, волнения. Все ждали, когда объявят заветную «пятнашку».
От имени губернатора и правительства Московской области к учителям обратилась министр образования региона Марианна Кокунова: «Сегодня в Московской области замечательное событие - мы определяем 15 лучших учителей РФ. Я искренне сочувствую членам жюри. У них был нелегкий выбор - выбрать из 79 пятнадцать. За эти пять дней вы стали дружны. Теперь ваша задача - транслировать ваш опыт во все уголки РФ». Подмосковный дар учителям России - павловопосадский платок, подарок на память об участии во всероссийском финале - звезда и позолоченный пеликанчик, а еще диплом. Все это конкурсанты получали по группам и тут же фотографировались, не сходя со сцены. Но перед этим руководители межпредметных жюри говорили теплые слова, напоминали о том, чем порадовал каждый учитель экспертов, и благодарили конкурсантов за то, что они щедро делились своим опытом.
Наконец на сцену вышли руководитель счетной комиссии конкурса, заведующая отделом по связям с общественностью ЦС Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина и первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова.
Они и зачитали долгожданный список «пятнашки» 2013 года:
АХБЕРДИЛОВ Ахбердило Абдулаевич, Тидибская средняя школа Шамильского района Республики Дагестан, учитель истории,
ВТОРУШИНА Наталья Анатольевна, гимназия №1 города Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе,
КИЛЬДЮШКИН Владимир Михайлович, средняя школа №121 городского округа Самара, учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе,
КОЛЕНЕЦКИЙ Дмитрий Николаевич, средняя школа №16 города Вологды, учитель физической культуры,
КОЛЕСНИЧЕНКО Светлана Владимировна, средняя школа №9 города Гуково Ростовской области, учитель русского языка и литературы,
КОЛПАКОВ Сергей Николаевич, средняя школа №49 города Томска, учитель физики,
ЛИСИН Алексей Анатольевич, лицей №124 города Барнаула Алтайского края, учитель информатики и ИКТ,
МАХОВ Валерий Игоревич, Дубовская средняя школа Белгородской области с углубленным изучением отдельных предметов, учитель физической культуры,
НОВИКОВ Дмитрий Михайлович, средняя школа №64 города Тюмени, учитель информатики,
ПОПОВА Вера Михайловна, Онгудайская средняя школа Республики Алтай, учитель русского языка и литературы,
САВЕЛЬЕВА Любовь Александровна, средняя школа №21 города Ульяновска, учитель английского языка,
СЕМЕНОВА Юлия Леонидовна, гимназия №94 города Екатеринбурга Свердловской области, учитель английского языка,
СИДЕНКО Андрей Григорьевич, средняя школа №29 города Мытищи Московской области, учитель информатики,
ТАРАС Елена Николаевна, белоярская средняя школа №1 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, учитель английского языка,
ФИЛИППОВА Ирина Анатольевна, гимназия №4 города Великого Новгорода, учитель русского языка и литературы.
29 сентября во Дворце молодежи Подольска прошли мастер-классы пятнадцати лауреатов конкурса «Учитель года России-2013». Ими открылся второй тур всероссийского педагогического состязания. (Полные видеозаписи мастер-классов можно посмотреть на сайте http://учительроссии.рф). А на следующий день во Дворце молодежи началось еще одно испытание для «пятнашки» - «Открытые дискуссии». За утро состоялись три беседы с модераторами. На сцену вышли три группы лауреатов по пять человек.
Ахбердило Ахбердилов, Дмитрий Коленецкий, Дмитрий Новиков, Юлия Семенова и Елена Тарас размышляли на тему «Обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: новые возможности или неразрешимые проблемы?».
Владимир Кильдюшкин, Сергей Колпаков, Валерий Махов, Вера Попова, Любовь Савельева поговорили на тему «Школьное списывание: традиция сомнительных результатов или достижение любой ценой?».
Третья тема «Школа XXI века: без классов, уроков, предметов и… учителя?» досталась Наталье Вторушиной, Светлане Колесниченко, Алексею Лисину, Андрею Сиденко, Ирине Филипповой.
Модераторами дискуссий выступили столичные журналисты - обозреватель «Независимой газеты», ведущая рубрики «Образование» Наталья Савицкая, специальный корреспондент медиахолдинга РИА «Новости» Ирина Горюнова, заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ольга Максимович.
В тот же день, 30 сентября, на торжественной церемонии в подольском Дворце культуры «Октябрь» была объявлена пятерка победителей Всероссийского конкурса «Учитель года». Обладателями малых Хрустальных пеликанов стали учитель истории из Дагестана Ахбердило АХБЕРДИЛОВ, историк из Самары Владимир КИЛЬДЮШКИН, учитель русского языка и литературы из Ростовской области Светлана КОЛЕСНИЧЕНКО, учитель физики из Томска Сергей КОЛПАКОВ и учитель информатики из Подмосковья Андрей СИДЕНКО.
1 октября пятерка прошла единственное испытание III тура Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» - «Круглый стол» образовательных политиков» с участием министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Завершающее задание оценивало Большое жюри под председательством ректора МГУ имени М.В.Ломоносова Виктора Садовничего. Какие «политические» вопросы учителя обсудили с министром и кто же признан абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года-2013»? Об этом мы расскажем в следующем номере «МП».

Оксана РОДИОНОВА,  Анна ХРУСТАЛЕВА