Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области проводит форум в пятый раз. Заявленная цель - собрать активную, инициативную молодежь региона вместе для обмена идеями, продвижения своих проектов и программ. На форум приезжают представители власти и бизнес-структур. Кроме того, «Молгород» - это мастер-классы и тренинги по развитию лидерских качеств, приобретению навыков работы в команде.
На «Молгороде-2013» был объявлен конкурс молодежного правительства области в поддержку молодежных инициатив. Конкурс продлится до 15 октября этого года. Право на участие в нем имеют молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Победители и лауреаты получат денежные премии для развития своих проектов от 30 до 100 тысяч рублей.
Профсоюз образования впервые был приглашен на форум в прошлом году для консультирования молодых учителей по волнующим их проблемам. Общение тогда вышло далеко за рамки отведенных полутора часов. Не уложились в регламент и на этот раз.
Встречу с молодыми педагогами открыла председатель обкома профсоюза Тамара Бирюкова. Она рассказала о деятельности профсоюза, правах молодых учителей и о том, чего в последнее время удалось для них добиться областной организации. Педагогов больше всего заинтересовала льготная ипотека и возможность вступления в учительский жилищный кооператив - сегодня в Воронеже строятся два дома для работников школ и профессорско-преподавательского состава вузов.
Председатель Железнодорожного райкома профсоюза Ольга Федорова акцентировала свое выступление на нюансах распределения учебной нагрузки в школах. В заключение решили все вместе сфотографироваться под одним из ярких стендов «Молгорода».
Как принимают начинающих специалистов в педагогических коллективах? И есть ли у них желание продолжить работу в образовании? Блиц-опрос, который мы провели на форуме, показал хороший профессиональный настрой молодых педагогов. Хотя, безусловно, трудностей в их жизни хватает.

Сергей ДИМИТРЕНКО, учитель физики и информатики средней школы №57 Воронежа:
- В школе я два года отработал. В этом году направили на городской конкурс «Педагогический дебют», проходивший параллельно с «Учителем года». Там у меня получилось занять второе место. Подарили ноутбук и еще поощрили премией в 30 тысяч рублей. А в областном конкурсе «Мои инновации в образовании» занял первое место, получил в подарок электронную книгу. Но какой-то своей особенной заслуги в этих победах не вижу: класс мне хороший попался. Вместе с учениками мы начали работать над созданием электронного пособия по физике, снимаем познавательные ролики.
Конечно, хорошо, когда в школе есть современное оборудование - доступ к электронным ресурсам упрощает подготовку к уроку. Но работать можно и на пальцах, было бы желание! А вот что мешает работе, так это бумажки разные. Сколько времени на них тратится! Если школа проходит аккредитацию - месяца учебы нет: учителя сидят с бумагами сутками! Зачем все это? Тем более что живем в информационный век, есть электронная почта…
После окончания аспирантуры передо мной остро встал «квартирный вопрос». До сих пор мне как аспиранту полагалось место в общежитии вуза. Если проблема с жильем не решится, уеду к себе в деревню. Родом я из Бутурлиновского района, меня уже давно туда зовут. Но сейчас подал документы на льготную ипотеку. Только зарплата у меня меньше 20 тысяч рублей. Как свидетельствует опыт коллег, с такой зарплатой учителю могут предложить 600-700 тысяч, в то время как на квартиру нужно в два-три раза больше. Предварительно, когда обсуждался проект программы, говорилось о том, что размер кредита будет совпадать с потребностью. А когда дошло до дела - ограничения. Это мне непонятно.

Инна ТАРАКАНОВСКАЯ, учитель географии средней школы №34 Воронежа:
- Первый год работы в школе оставил много впечатлений. Мне дали сразу с шестого по одиннадцатый класс. Кроме географии вела часы краеведения. А в десятом классе еще и экономику. У нас школа с углубленным изучением отдельных предметов, и экономика - это профильный уровень. Курс лекций по экономике я в вузе прослушала, но практики было маловато, поэтому возникали проблемы с методикой преподавания. Но одна из завучей постоянно ходила ко мне на уроки, конспектировала и потом рассказывала о моих плюсах и минусах. За это, конечно, школе огромное спасибо… Мне хочется работать дальше, потому что интересно. Тяжеловато, конечно: ставка - 18 часов в неделю, а нагрузка - 26 часов. С другой стороны, мой предмет, география, мне нравится, дней в неделе хватает, значит, будем работать! Зарплата 13 тысяч рублей. Премии, надбавки какие-то постоянно идут. Открытые уроки тоже стимулируют.

Алеся ФРОЛОВА, магистр второго года обучения геологического факультета Воронежского государственного университета:
- Отучилась в педуниверситете на тьюторских курсах по фотографии в рамках программы Intel. Право преподавания у меня есть. Была бы рада, если бы меня взяли в школу хоть на один час в неделю. Но молодых специалистов на таких условиях приглашать невыгодно, потому что маленькие заработки влияют на заработную плату администрации. Поэтому встречаемся с детьми урывками. С мамой скооперировались - она преподает физику в Масловской школе… Всю жизнь фотографировала, но не думала, что меня это так далеко заведет. Что захочу работать учителем. Нашла применение фотографии в физике…
Говорят, что средняя зарплата учителя в нашей области выше 20 тысяч рублей. Но мама таких денег не видит. Хорошо еще, что работает в сельской школе и получает надбавку. А в городе вообще копейки получала бы.

Евгений АННЕНКО, учитель физики каменской средней школы №2:
- В школу пришел после армии. Окончил пединститут, отслужил, и директор Наталья Ивановна Павлович меня позвала. Я сам каменский, но администрация школы мне, как и другим молодым учителям, бесплатно предоставила съемное жилье. Зарплата нормальная, прожить можно, во всяком случае, пока я один. Когда появится семья, дети, будет, конечно, не хватать…
Отработал один год. Не только учителем, но и лаборантом. Было 24 часа нагрузки, в новом году будет чуть поменьше. И полегче: конспекты написаны, я знаю, в чем мои минусы и плюсы - наставник подсказывал. В нашей школе каждому начинающему педагогу дали наставника. Помощь от них большая. Я преподаю в 7-11‑х классах. Контакт с учениками есть. Они молодцы: хотят учиться!

Екатерина ГУСЕВА, учитель информатики павловской средней школы №2, член Координационного совета молодых учителей Воронежской области:
- Работаю в школе четвертый год. Первые два года преподавала в другой школе, но начались проблемы, из-за которых я вынуждена была уйти. Наверное, это беда многих информатиков: нагружают работой, не связанной с учительской. Но одно дело, когда к тебе обращаются за помощью, а другое дело, когда заставляют. Когда я в ответ на принуждение ответила отказом, начались репрессивные меры. Спасибо, вмешалась председатель райкома профсоюза Елена Анатольевна Высочина. Она-то мне и помогла. Но оставаться в той школе все равно не хотелось. А тут как раз предложили работу в павловской школе №2, и я ушла.
У молодых учителей масса проблем. В первый год многое было непонятно, вплоть до того, как заполнить журнал. Я ведь окончила не педагогический вуз, а Воронежский государственный университет. И очень благодарна наставнику, который был у меня в той, первой школе. Мы и сейчас общаемся, я по-прежнему могу обратиться к нему за помощью.
Самая большая проблема учителя сегодня - это чрезмерная учебная нагрузка. У меня в прошлом учебном году было 33 часа в неделю. Учителя математики у нас ведут по 29 часов. Для того чтобы средняя зарплата учителей поднялась до уровня средней по региону, нас всех нагружают. В школах теперь тенденция к уменьшению числа педагогов. Уходят на пенсию два учителя, а на их место берут одного. Нагрузку распределяют между оставшимися. За счет увеличения нагрузки растет зарплата. От этого, на мой взгляд, повсеместно страдает качество образования. Я работаю и в школе, и дома. Но бывает, что времени все равно не хватает: до ночи сижу и потом просто падаю… Для такой нагрузки уровень зарплаты недостаточен.
Но мне нравится школа, поэтому сегодня я там. Спасибо, конечно, мужу за то, что зарабатывает и дает возможность заниматься тем, что по душе.
Еще одна проблема, которую я вижу в школе, - учителя не хотят брать классное руководство. Потому что объем работы большой, а доплата маленькая. Все мы пишем множество отчетов, их количество со временем только возрастает. Не совсем понятно, зачем это нужно.
Жалко учителей 1-9‑х классов, которые ежедневно ходят с коробками молока - распределяют его между детьми. Это дополнительная нагрузка для педагогов. Меня хотя бы это не касается, потому что я работаю в старших классах…
В составе делегации молодых учителей была на видеофоруме в Москве. Нам показали московскую школу №1414. Впечатления самые позитивные! Все настолько красиво, настолько интересно. Есть своя школьная газета. Я спросила учителя биологии, какая у него нагрузка. Оказалось, 20 часов в неделю. Это значит, что много времени остается на проектную деятельность, и за нее учитель получает доплату. А если вспомнить о том, что зарплата учителя в Москве не меньше 50 тысяч рублей, то понимаешь, что педагоги там находятся совсем в других условиях. Если перевести на нашу область, то получается, что за нагрузку 18 часов в неделю педагог должен получать зарплату в размере средней по экономике. Сегодня это около 20 тысяч рублей. Тогда появится возможность в полном объеме заниматься проектной деятельностью и вести кружки.

Воронежская область