VI. О разработке профессиональных стандартов в сфере образования
Как известно, в декабре 2012 года в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения, которые ввели понятие профессионального стандарта. Эти изменения в трудовом законодательстве стали итогом дискуссии между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ, связанной с модернизацией национальной системы квалификаций.
Профессиональный стандарт включен в Трудовой кодекс РФ наряду с сохраняющими свое действие ЕТКС и ЕКС. За развитие национальной системы квалификаций отвечает Министерство труда и социальной защиты РФ, при котором создан и начал свою работу Экспертный совет по профессиональным стандартам, в его состав входит представитель Общероссийского профсоюза образования.
Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года №23, предусматривают непосредственное участие профсоюзов в процессе обсуждения и согласования профстандартов.
Помимо этих Правил c целью создания профессиональных стандартов в настоящее время также утверждены методические рекомендации по их разработке, макет профессионального стандарта и уровни квалификаций (9 уровней).
На отраслевом уровне за разработку профессиональных стандартов в сфере образования и науки отвечает Министерство образования и науки РФ.
В настоящее время проводится разработка профессиональных стандартов специалистов и руководителей в области образования и науки в соответствии с перечнем, утвержденным министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым 9 июля 2013 года (№ДЛ-14/06 вн).
Утвержденный министром перечень содержит семь профессиональных стандартов следующих наименований:
1. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель).
2. Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся).
3. Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании).
4. Специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся).
5. Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования).
6. Руководитель научной организации (управление научными исследованиями).
7. Научный работник (научная, научно-исследовательская деятельность).
Государственные контракты на разработку этих стандартов заключены по итогам проведения открытых конкурсов.
Порядок формирования перечня профессиональных стандартов в сфере образования и науки, утвержденного министром, не позволяет четко определить, кто фактически является автором этого перечня.
Об этом свидетельствует информация, которую мы приводим ниже в хронологическом порядке.
1. Минобрнауки России 1 августа 2012 года направило письмо №АК- 62/6 в адрес Минтруда России с предложением внести в План разработки профессиональных стандартов на 2013-2014 годы перечень стандартов в области образования и науки, содержащий четырнадцать наименований (для разработки по семь стандартов в год).
2. Приказом Минтруда России №565 от 30 ноября 2012 года утвержден План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах, в котором была предусмотрена подготовка по группе занятий (профессий) «Работники в области образования» уже двадцати пяти профессиональных стандартов, в том числе в 2013 году - десяти и в 2014 году - пятнадцати.
3. 31 января 2013 года министр образования и науки РФ Д.В.Ливанов утвердил График разработки профессиональных стандартов Минобрнауки России на 2013-2014 годы (№ДЛ- 1/06 вн), в котором содержался уже перечень одиннадцати профессиональных стандартов в сфере образования и науки.
4. В феврале 2013 года представители Общероссийского профсоюза образования были приглашены в Минобрнауки России на совещание, где были ознакомлены с перечнем профессиональных стандартов в области образования и науки, который был переработан и сокращен по итогам обсуждения на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец. Причины поступившего от правительства предложения по сокращению количества профессиональных стандартов профсоюзной стороне названы не были.
Представители профсоюза предложили более детально обсудить принципы формирования перечня профессиональных стандартов. Однако специалисты Минобрнауки России настаивали на том, что переработанный после обсуждения в Правительстве РФ перечень расширению не подлежит и требует незамедлительного согласования для последующего утверждения министром.
В сложившейся ситуации представители профсоюза вынуждены были заявить, что они не могут согласовать рассматриваемый перечень профессиональных стандартов, не имея необходимого времени для детального обсуждения и формирования аргументированного мнения по этому вопросу, поэтому ограничиваются лишь констатацией, что они ознакомлены с представленным перечнем.
5. 21 февраля 2013 года министр образования и науки РФ Д.В.Ливанов утвердил перечень профессиональных стандартов, состоящий уже только из семи наименований стандартов по более укрупненным группам занятий (профессий).
6. 9 июля 2013 года министр Д.В.Ливанов вновь утвердил График разработки профессиональных стандартов в области образовании и науки, сохранив число наименований этих стандартов, но ограничив срок их разработки 2013 годом.
Состав рабочей группы по разработке профессиональных стандартов утвержден приказом Минобрнауки России от 29 апреля 2013 года №319. В ее состав включен представитель Общероссийского профсоюза образования (по согласованию).
На протяжении более полугода в Минобрнауки России действует самостоятельная рабочая группа по разработке профессионального стандарта «Педагог» под руководством директора школы №109 Москвы Евгения Ямбурга. На Всероссийском совещании руководителей органов управления в сфере образования субъектов РФ 19 июня 2013 года Е.А.Ямбург проинформировал о подготовке проекта профессионального стандарта педагога, который вывешен на сайте Министерства образования и науки РФ для общественного обсуждения.
Представители нашего профсоюза к участию в его создании до определения на конкурсной основе организации - разработчика этого профессионального стандарта приглашены не были. Видимо, в силу отсутствия понимания у самих разработчиков профессионального стандарта, как его можно будет применять на практике в условиях сохранения действующих ЕТКС и ЕКС, а также необходимости сохранения социальных гарантий для педагогических работников, занимающих должности всех наименований, предусмотренных в различных федеральных законах (например, ФЗ «О трудовых пенсиях»).
По нашему мнению, если все перечисленные риски не будут вовремя устранены, расходы федерального бюджета на разработку профессиональных стандартов не будут эффективными, а модернизация национальной системы квалификации обернется ее разрушением.
18 июля 2013 года Минобрнауки России с участием представителей профсоюза провело на базе Федерального института развития образования семинар-совещание для разработчиков всех семи профессиональных стандартов, на котором были обсуждены их презентации.
В соответствии с порядком разработки профстандартов организациями-разработчиками начат процесс общественного обсуждения ПС. В частности, 1 августа 2013 года в Челябинске состоялся межрегиональный семинар-совещание для представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных организаций, профессионального сообщества, работодателей и их объединений по обсуждению проектов профессиональных стандартов в сфере образования.
Специалисты аппарата профсоюза подготовили замечания и предложения к рабочей версии макета профессионального стандарта учителя-2013, вынесенного для обсуждения на семинаре-совещании в Челябинске.

Замечания и предложения к рабочей версии макета профессионального стандарта учителя-2013, подготовленные правовым отделом аппарата профсоюза
1. В соответствии с частью 2 статьи 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Представленная разработчиками для общественно-профессионального обсуждения рабочая версия макета профессионального стандарта учителя-2013 (далее - проект профессионального стандарта учителя) содержит максимальное количество требований, предъявляемых к претендентам на занятие должности учителя, предусматривая помимо основных программ профессионального образования освоение профильных программ магистратуры, программ последипломного образования, программ профессиональной переподготовки, а также программ повышения квалификации.
Вместе с тем законодательством не предусмотрено каких-либо особых условий допуска к педагогической деятельности в организациях, реализующих образовательные программы соответствующего уровня (конкурсное избрание, сертификация, аттестация), в результате которых может быть установлено соответствие профессиональному стандарту.
В представленном проекте профессионального стандарта в большей степени прослеживаются требования к содержанию образования в части подготовки и переподготовки учителя, поскольку профессиональный стандарт ориентирован на уточнение трудовой функции учителя и одновременно должен определять содержание образовательных программ, задавая характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.
Толковый словарь Ожегова содержит следующие определения понятия «стандарт»: «1. Образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения (офиц.)».
Для реализации порядка применения профессиональных стандартов, установленного постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23, профессиональный стандарт должен содержать минимально необходимые либо универсальные требования для занятия соответствующей должности в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании и может представлять собой систему минимальных требований к знаниям, умениям и способностям работника, к его компетентности.
Перечень стандартов, утвержденный министром образования и науки РФ Д.В.Ливановым 9 июля 2013 года, содержит 7 профессиональных стандартов, в том числе «Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)».
Такое наименование должности, как «педагог», в настоящее время отсутствует и не включено в Номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, поэтому под понятием «педагог», по всей видимости, в рамках разработки данного профессионального стандарта следует понимать деятельность специалистов с обобщенным наименованием «педагогический работник», осуществляющих педагогическую деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273‑ФЗ педагогический работник выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Учитывая изложенное, полагаем, что профессиональный стандарт должен содержать описание обобщенной трудовой функции, которую должен выполнять любой педагогический работник, занятый обучением, воспитанием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, направленную на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
2. Проектом профессионального стандарта учителя предусматриваются отдельные требования к знаниям и умениям, которые в настоящее время у некоторых педагогических работников могут отсутствовать (готовность принять разных детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку, владение методами организации экскурсий, походов и экспедиций, научное представление о результатах образования, освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью, оказание адресной помощи обучающимся и др.).
Отсутствие профессиональной подготовки, соответствующей требованиям представленного проекта профессионального стандарта, может привести к признанию педагогических работников не соответствующими занимаемой должности.
3. В проекте профессионального стандарта недостаточно разработан понятийный аппарат.
Используется, но не раскрывается такой термин, как «трудовые действия», который не предусмотрен трудовым законодательством.
Из нормативного определения трудовой функции (ст. 15, 57 ТК РФ) следует, что трудовая функция определяется соглашением между работником и работодателем как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
Обязанности работника также определяются другими статьями Трудового кодекса РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Понятие «трудовые действия», содержащееся в проекте профессионального стандарта, порождает возможности различных толкований, так как применительно к работнику описывается лишь часть из законодательного определения трудовой функции - конкретный вид поручаемой работнику работы, то есть перечень операций и работ, рассчитанный на достижение работником определенных результатов труда, необходимых работодателю.
Если «трудовые действия» - это новое понятие, не связанное с трудовой функцией, то необходимо законодательно закрепить его определение.
В проекте профессионального стандарта приводятся такие наименования должностей педагогических работников (педагог (учитель-предметник), педагог (учитель начальных классов), педагог (воспитатель) дошкольного образования), которые не предусмотрены Номенклатурой должностей педагогических работников, согласованной сторонами социального партнерства в сфере образования.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствовать положениям профессиональных стандартов.
Также в проекте используется специальная терминология для обозначения трудовых функций педагогических работников, не соответствующая ст. 47 и другим статьям Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающим для них в основном исполнительские функции: осуществлять, обеспечивать, соблюдать, следовать, развивать, формировать, применять, учитывать, взаимодействовать.
4. Представленный проект профессионального стандарта учителя в основном содержит описание «трудовых действий» работника, то есть направлен на применение профессионального стандарта при определении трудовой функции работника.
Вместе с тем профессиональный стандарт является многофункциональным документом и может использоваться работодателями - при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций; тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам; при установлении систем оплаты труда (подп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23).
5. Проектом профессионального стандарта к трудовой функции педагогического работника отнесена разработка разнообразных программ (образовательных программ, программ профилактики различных форм насилия в школе, индивидуальных программ развития ребенка, индивидуальных образовательных маршрутов и др.), тогда как согласно части третьей статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработка и даже участие в разработке образовательных и других программ является правом, а не обязанностью педагогических работников.
Педагогические работники отнесены к 6‑му уровню квалификации (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»), который не предусматривает самостоятельное решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных); решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов.
Соответственно принятие представленного проекта профессионального стандарта повлечет необходимость пересмотра системы оплаты труда педагогических работников в части обеспечения дифференциации гарантированной части оплаты труда работников, занимающих одни должности, но имеющих разный уровень квалификации.
В представленном проекте присутствуют разночтения в предъявлении требований к уровню образования (в одних случаях предъявляются требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в другом - только высшего, что противоречит федеральному законодательству).
В соответствии с достигнутой договоренностью между ЦС профсоюза и Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, а также организацией - разработчиком этого профстандарта 7 августа 2013 года проводилось обсуждение рабочей версии макета профессионального стандарта учителя.
В ходе обсуждения представителями сторон высказывались предложения: о необходимости поэтапного введения в действие профессиональных стандартов в течение 3-4 лет; о возможности внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в сфере образования, квалификационные характеристики, порядок проведения аттестации педагогических работников, а также в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование»; о разработке методических рекомендаций по введению в действие профессиональных стандартов.
В результате обсуждения этих и других актуальных вопросов стороны пришли к решению о необходимости продолжить работу по совершенствованию макета профессионального стандарта учителя с участием представителей ЦС профсоюза, а также определили порядок дальнейшей совместной работы с учетом правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, установленных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23.
Со своей стороны, представители профсоюза приняли решение направить в адрес Минобрнауки России и разработчиков профессионального стандарта таблицу с перечнем расхождений с действующим законодательством, содержащихся в тексте макета профессионального стандарта учителя, а также письмо в адрес Минобрнауки России с информацией, обосновывающей необходимость продления сроков разработки профессиональных стандартов в сфере образования.
Понятно, что предстоит сложный период доработки и согласования ПС в сфере образования и науки, особенно в условиях недопустимого, с нашей точки зрения, предложенного темпа разработки и принятия всех профстандартов (400 стандартов в год). Срок разработки и утверждения Экспертным советом - сентябрь-октябрь 2013 года.
В соответствии с заключенным Отраслевым соглашением все проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые Министерством образования и науки РФ и затрагивающие социально-трудовые права и интересы работников, должны направляться в Общероссийский профсоюз образования для учета его мнения.
Если Министерство образования и науки РФ не согласует с профсоюзом проекты профессиональных стандартов, мы не сможем их поддержать и в Экспертном совете при Минтруде России, который окончательно будет утверждать все профстандарты в стране, и будем настаивать на их отклонении, как не отражающих мнение профессиональной организации, представляющей интересы более 3 млн работников образования.
В связи с большим количеством системных организационных и содержательных проблем, выявленных в ходе формирования нормативной правовой базы профстандартов и подготовки их перечней, профсоюзной стороной РТК этот вопрос в экстренном порядке был вынесен на заседание Российской трехсторонней комиссии 26 июля 2013 года, а также было направлено письмо министру труда и социальной защиты России М.А.Топилину.
Приводим текст письма от 31.07.2013 за подписью заместителя Координатора профсоюзной стороны РТК, заместителя председателя ФНПР Н.Н.Кузьминой:
«Уважаемый Максим Анатольевич!
Во исполнение решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) от 26 июля 2013 года, а также в связи с тем, что позиция представителей профсоюзов в Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Экспертный совет) игнорируется, а ситуация с профессиональными стандартами развивается, по нашему мнению, в неверном направлении, профсоюзная сторона Комиссии направляет замечания и предложения по развитию национальной системы квалификаций, в том числе по разработке, утверждению и применению профессиональных стандартов.
Система профессиональных квалификаций, как следует из статьи В.В.Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России», нужна для того, чтобы каждый из профессионалов был не только востребован на рынке труда, но и имел возможность строить свою профессиональную карьеру, постоянно повышать свою квалификацию, при этом квалификация каждого должна быть видимой и понятной для работодателя.
Однако в настоящее время работа по совершенствованию национальной системы квалификаций организована таким образом, что результатом ее будет если и создание системы квалификаций, то мнимой, а бюджетные ресурсы будут использованы впустую.
Нормативные правовые акты для разработки и утверждения профессиональных стандартов были приняты без учета ряда замечаний профсоюзов, вследствие чего необходимые для разработки профессиональных стандартов механизмы отсутствуют, а имеющиеся - не работают.
О проблемах, связанных с разработкой профессиональных стандартов, в отраслях российской экономики, информируют Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей, Российский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности, Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, Профсоюз работников водного транспорта Российской Федерации, Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Горно-металлургический профсоюз России, Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности.
В связи с этим профсоюзная сторона Комиссии считает необходимым внести следующие изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации.
1. Статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации дополнить частью шестой следующего содержания:
«Тарифные ставки, ставки заработной платы, оклады (должностные оклады), базовые оклады (базовые должностные оклады) и иные виды основной заработной платы, используемые в организациях при формировании систем оплаты труда, определяются в соответствии с квалификационными требованиями к работнику, исполняющему конкретную трудовую функцию в соответствии с квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или в рамках принятого по занимаемой им должности профессионального стандарта».
2. В статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации части первую и вторую изложить в следующей редакции:
«Квалификация работника - совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной трудовой функции в рамках трудовой деятельности.
Профессиональный стандарт - документ, описывающий содержание, условия труда и уровни квалификации работников».
(Уважаемые коллеги, обращаем ваше внимание на то, что предложение ФНПР по внесению изменений в формулировку статьи 195.1 ТК РФ нуждается в серьезной проработке - комментарий ЦС профсоюза).
3. В приложение №1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 марта 2013 г. №118н внести следующие изменения:
- часть вторую пункта 4 изложить в редакции: «рассматривает проекты профессиональных стандартов (с учетом результатов общественного обсуждения и рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральной отраслевой комиссией по регулированию социально-трудовых отношений) (либо отраслевой комиссии по заключению и реализации Отраслевого соглашения - комментарий ЦС профсоюза) до их утверждения».
(Рассмотрение проекта профессионального стандарта отраслевой федеральной комиссией по регулированию социально-трудовых отношений позволит учесть мнения и работодателей отрасли, и профессиональных союзов, входящих в единый представительный орган);
- пункт 4 дополнить новой частью: «разрабатывает и утверждает регламент своей работы».
(Комментарий ФНПР. Заседания Экспертного совета проходят с нарушением порядка, изложенного в положении о его работе: голосование по дискуссионным вопросам не проводится; особое мнение членов Экспертного совета к протоколу не приобщается; заместители председателя Экспертного совета не избраны, заседание 25 июля 2013 года в отсутствие председателя Экспертного совета проводила директор департамента министерства, которая не является членом Экспертного совета, можно отметить также другие нарушения);
- пункт 8 после слов «один из заместителей» дополнить словом «председателя»;
- пункт 11 дополнить новой частью «Рабочие группы Экспертного совета:
формируются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации или самим Экспертным советом на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей и профессиональных союзов (их объединений);
рассматривают вопросы по перечням профессиональных стандартов, планируемых к разработке, по проектам профессиональных стандартов и другим документам по развитию систем квалификаций;
выносят на заседания Экспертного совета предложения об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта».
- пункт 12 дополнить новой частью следующего содержания:
«На рассмотрение заседаний Экспертного совета вносятся вопросы, как правило, предварительно рассмотренные в соответствующих рабочих группах Экспертного совета».
Профсоюзная сторона Комиссии также обращает внимание, что на сайте Минтруда России отсутствует приказ Минтруда России от 25 марта 2013 года №118н «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»; размещен только проект приказа в редакции от 11 марта 2013 года с составом членов Экспертного совета. На сайте компании «Консультант Плюс», где размещен приказ Минтруда, напротив, состав членов Экспертного совета не приводится. Таким образом, факт официальной публикации приказа отсутствует, полномочия членов Экспертного совета подтверждены быть не могут. Кроме того, на сайте Минтруда опубликован список экспертов рабочих групп при Экспертном совете, который неизвестно кем утвержден, ряд лиц из этого списка не знают о том, что являются экспертами рабочих групп при Экспертном совете.
По мнению профсоюзной стороны Комиссии, разработке профессиональных стандартов должна предшествовать большая подготовительная работа, а именно:
    проведение инвентаризации Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих с целью выявления устаревших профессий и должностей, профессий и должностей, по которым требуется внести изменения в наименование и (или) содержание квалификационных (тарифно-квалификационных) характеристик, а также необходимости разработки квалификационных или тарифно-квалификационных характеристик по новым профессиям и должностям;
    формирование согласованных списков (перечней) профессий, по которым необходимо модернизировать либо разработать новые квалификационные (тарифно-квалификационные) характеристики;
    группировка квалификационных (тарифно-квалификационных) характеристик по сквозным профессиям, а также по смежным профессиям в профессиональные стандарты с целью разработки в соответствии с ними федеральных государственных образовательных стандартов;
    определение совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации перечня профессиональных стандартов, по которым необходимо модернизировать или разработать федеральные государственные образовательные стандарты (образовательные стандарты);
5. Формирование отраслевых систем квалификаций, а также разработка рекомендации по применению отраслевых систем квалификаций при разработке систем оплаты труда в организациях и на предприятиях.
Разработка профессиональных стандартов должна быть согласована с программой технологической модернизации и создания новых рабочих мест. В противном случае может быть осуществлена примитивная замена системы квалификационных характеристик на псевдосистему профессиональных стандартов с предъявлением к работникам дополнительных требований, не обоснованных с точки зрения технологического состояния рабочих мест.
В целях повышения эффективности работы по разработке профессиональных стандартов, а также в целом по развитию национальной системы квалификаций возможно формирование в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений отраслевых советов по развитию систем квалификаций из представителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах экономики, а также из представителей отраслевых объединений работодателей и общероссийских профсоюзов;
делегирование отраслевым советам по развитию систем квалификаций ряда полномочий по разработке, рассмотрению, анализу, согласованию и контролю над исполнением документов по развитию систем квалификаций, а также подготовке рекомендаций по разработке систем оплаты труда в соответствии с отраслевыми системами квалификаций, установлению дифференциации размеров заработной платы в зависимости от уровня квалификации работника, количества, качества, сложности и условий выполняемой работы.
Работа по совершенствованию национальной системы квалификаций объективно является сложной, многоплановой, имеющей существенные последствия для системы социально-трудовых отношений. В связи с этим профсоюзная сторона Комиссии готова обратиться в адрес Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с просьбой продлить срок реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 в части разработки к 2015 году и утверждения не менее 800 профессиональных стандартов».


VII. К вопросу о введении эффективного контракта
За последний год произошли изменения в правовом регулировании в оформлении трудовых отношений с работниками и руководителями. Эти изменения в первую очередь коснулись введения так называемого эффективного контракта и утверждения новой типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения.
В этой связи необходимо отметить следующие моменты.
Действительно, распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 года №2190‑р содержит понятие эффективного контракта как трудового договора с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат - в зависимости от результата труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
С точки зрения трудового законодательства приведенное понятие эффективного контракта формально не изменяет действующую правовую природу трудового договора, закрепленную в Трудовом кодексе РФ.
С другой стороны, если рассматривать эффективный контракт как инструмент, направленный в первую очередь на повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, то здесь возникают, на наш взгляд, такие проблемы, как:
- формальный характер существующих показателей качества предоставления услуг в сфере образования, которые напрямую не связаны с конкретными результатами труда учителя, преподавателя;
- не проработана четкая взаимосвязь обязательств, содержащихся в профессиональных стандартах, федеральных государственных образовательных стандартах и образовательных программах образовательных учреждений;
- отсутствие полноценной системы оценки качества на уровне образовательной организации.
И это далеко не весь перечень проблем и вопросов, которые можно обозначить в связи с попытками введения на уровне вузов и школ эффективного контракта.
Возникает вопрос о целесообразности введения такого «эффективного контракта», поскольку в предлагаемом виде, на наш взгляд, он становится лишь одним из дополнительных инструментов «повышения результативности», а по-простому - экономии бюджетных расходов, но не реальным механизмом повышения качества государственных (муниципальных) услуг, как это было изначально заявлено в распоряжении Правительства РФ.
Таким образом, нам всем еще раз предстоит осмыслить предлагаемый механизм эффективного контракта с точки зрения его реального влияния на повышение качества предоставления образовательных услуг, включая повышение качества труда педагогических работников, и сформировать нашу позицию по поводу его введения в образовательных учреждениях с учетом необходимости сохранения и укрепления права работников свободно распоряжаться своим трудом, увеличения фондов оплаты труда в образовательных учреждениях в целях преодоления сложившейся тенденции нарастающей интенсивности труда как важнейшего механизма, влияющего на рост заработной платы.
Обращаем ваше внимание на то, что Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы работу по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений к уже заключенным трудовым договорам) в связи с введением эффективного контракта предусмотрено проводить по мере готовности нормативной правовой базы и создания необходимых условий финансирования в течение всех трех этапов реализации этой Программы в период 2013-2018 годов.


VIII. Актуальные вопросы социального партнерства
Информируем о том, что в рамках РТК проводятся сложные и одновременно интенсивные переговоры по согласованию проекта Генерального соглашения на 2014-2016 годы.
Правительство Российской Федерации предложило общероссийским объединениям профсоюзов и общероссийским объединениям работодателей не только заключить новое Генеральное соглашение в этом году, но и утвердить план его реализации до конца текущего года.
Сообщаем, что 25 июля состоялось совещание у Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева с участием всех координаторов сторон РТК и координатора РТК - заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец по проблемам, возникающим в ходе работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при обсуждении проектов законодательных и нормативных правовых актов, связанных с реформированием социальной сферы, порядка и условий обеспечения социальных гарантий для различных групп населения, включая вопросы реализации Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года.
Нельзя не обратить внимание на ситуацию, связанную с неоднократными попытками Минтруда России исключить из Трудового кодекса РФ статью 34 «Иные представители работодателей», которая предусматривает обязательное участие федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров.
В случае если статья 34 ТК РФ будет исключена, работники государственных и муниципальных учреждений лишатся стороны социального партнерства, поскольку органы государственной власти и органы местного самоуправления не будут являться представителями работодателя в этих отношениях.
Учитывая, что в бюджетной сфере традиционно отсутствует такая сторона социального партнерства, как объединение работодателей, исключение органов государственной власти и местного самоуправления как иных представителей работодателей также разрушает действующую систему социального партнерства в отраслях бюджетной сферы, поскольку остается только профсоюзная сторона, а никаких иных механизмов замещения другой стороны социального партнерства не предлагается.
Профсоюзу пока удается достаточно оперативно на уровне РТК и ее рабочих групп реагировать на указанные «инициативы» Минтруда и добиваться отклонения подобного рода предложений.


IX. О ходе реализации Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации
24 июля состоялось заседание Исполкома Федерации независимых профсоюзов России, на котором обсуждалась реализация Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. В дискуссии приняли участие представители Государственной Думы, Министерства труда и социальной защиты РФ, представители профсоюзов.
Напомним, что 25 декабря 2012 года была утверждена Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года, целью которой объявлено определение направлений и задач по обеспечению развития пенсионной системы, адекватной современному экономическому развитию России и международным стандартам. Предполагалось, что выполнение предложенных Стратегией мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам. Однако обсуждение предложений Министерства труда и социальной защиты РФ и подготовленные им проекты нормативных актов, как отмечается в постановлении Исполкома ФНПР, указывают на то, что ход реализации Стратегии отклоняется от достигнутых ранее договоренностей. Предлагаемые параметры пенсионного обеспечения строятся не на страховой основе, а рекомендуемые МОТ нормативы не выдерживаются. Кроме того, не решен вопрос «самозанятых», накопительный элемент закрепляется в системе обязательного страхования, и в целом, по мнению ФНПР, предлагаемые изменения фактически ведут к ликвидации досрочного пенсионного обеспечения.
В своем выступлении председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, первый заместитель председателя ФНПР Андрей Исаев отметил: «Мы выделили ряд пунктов, по которым мы не согласны с предложениями правительства и которые предлагаем учесть: недопустимость ухудшения положения работающих пенсионеров и перерасчета их пенсий; сохранение льготного стажа выхода на пенсию для определенных категорий бюджетников; пенсионный коэффициент или балл должен определяться федеральным законом».
Также на заседании обсуждалось ущемление пенсионных прав матерей. «Женщина, воспитывающая детей, не должна терять в будущей пенсии. Для этого необходимо оплачивать взносы в Пенсионный фонд за нестраховой период, связанный с воспитанием детей, исходя из заработной платы женщины до декрета, и учитывать при этом фактическое число детей, не ограничиваясь тремя нестраховыми периодами», - заявила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина.
«Вопрос пенсионного обеспечения - многофакторный, необходим учет всех интересов сторон обсуждения, чтобы не было провалов, когда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает в пенсионном обеспечении. Возможно, достичь этого не удастся в одном документе, и потребуется создание еще нескольких», - отметил председатель ФНПР Михаил Шмаков.
Сначала 24 июля на заседании рабочей группы РТК по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы, а затем 26 июля - на заседании Российской трехсторонней комиссии рассматривались проекты федеральных законов «О накопительной пенсии»; «О страховых пенсиях» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона «О накопительной пенсии».
Важно отметить, что в проект федерального закона «О страховых пенсиях» встроена пенсионная формула, хотя, по заявлению А.К.Исаева, в Государственной Думе она еще не согласована.
В заключении Общественной палаты отмечается 5 позитивных и целых 17 негативных аспектов предлагаемой пенсионной формулы. Специалисты РАН также дали отрицательный отклик на этот законопроект.
В настоящее время, когда все еще продолжаются острые дебаты по данным законопроектам, можно обозначить лишь некоторые более или менее отработанные положения, которые в них содержатся:
- увеличение страхового стажа для всех граждан с 5 до 15 лет;
- введение линейки стимулирующих баллов для установления более высокого размера пенсии (при наличии страхового стажа у женщин - 30 и более лет, у мужчин - 35 и более лет). Соответственно будет проведена ревизия дел пенсионеров при наличии страхового стажа более 30 лет у женщин и более 35 лет у мужчин. Это затронет примерно 80% пенсионеров;
- учет нестраховых периодов для лиц, находившихся в отпуске по уходу за ребенком, пока ограничен продолжительностью 4,5 года (полтора года за каждого из трех детей);
- принятие решения о разработке проекта Федерального закона «О возмещении средств за нестраховые периоды»;
- с 2015 года для отдельных целевых групп граждан («досрочников») предусматривается софинансирование накопительной пенсии.
В результате проведенных консультаций руководства ФНПР с зам. Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец достигнута договоренность о разработке отдельного законопроекта по реформированию досрочных пенсий в целях сохранения права на досрочную пенсию.
Справочно: Досрочные трудовые пенсии в стране в настоящее время получают, по оценке экспертов, порядка 11 млн человек.

О позиции Общероссийского профсоюза образования по вопросу реформирования досрочных трудовых пенсий для педагогических работников
Как вы знаете, профсоюз совместно с Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ неоднократно формулировал свою позицию по общим подходам к реформированию системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Вместе с тем в Стратегии развития пенсионной системы РФ предусмотрено реформирование системы досрочных трудовых пенсий в Российской Федерации, куда входит и досрочная трудовая пенсия для педагогических работников.
До последнего времени в части реформирования досрочных трудовых пенсий достаточно широко обсуждались только пенсии, основанием для назначения которых являлись списки 1 и 2, связанные с вредными и опасными условиями труда.
Что касается досрочных пенсий, основанием для назначения которых является выслуга лет (это педагогические, медицинские и творческие работники), то широкого обсуждения реформы указанного вида пенсий Минтруд России пока не проводит. Это, видимо, связано с тем, что для обсуждения выносится единственное предложение Минтруда, озвученное на заседании рабочей группы РТК, а именно - изменить порядок досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение начиная с 2015 года требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсий.
Считаем, что такой подход к реформированию досрочных трудовых пенсий в результате сведет их назначение для большинства педагогических работников к общеустановленным принципам и не может быть поддержан профсоюзом, поскольку это направление их реформирования:
- противоречит норме части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
- не предусматривает никаких научных обоснований и расчетов, объясняющих необходимость увеличения стажа для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью;
- не учитывает возросшую интенсивность труда педагогических работников, вызванную постоянными реформами в сфере образования, ведущими к повышению разного рода нагрузок и требований к педагогам;
- не предлагает взамен какую бы то ни было равнозначную систему государственных гарантий, в том числе гарантию сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии через формирование корпоративного пенсионного обеспечения с участием средств государства.
Профсоюз считает, что одностороннее ухудшение положения работников сферы образования, связанное с простым механическим увеличением стажа, необходимого для назначения «педагогической пенсии», вызовет резко отрицательную реакцию со стороны работников сферы образования, приведет к ухудшению кадровой ситуации в учреждениях, обеспечивающих обучение и воспитание детей, так как в настоящее время наличие такого преимущества, как пенсия, досрочно назначаемая за 25 лет педагогической деятельности, является одним из наиболее привлекательных факторов при выборе педагогической профессии.
Справочно: По информации представителей Минтруда России, обсуждение вопроса о досрочном пенсионном обеспечении педагогических и медицинских работников, возможно, будет продолжено в 2014 году.


X. Об актуальных направлениях деятельности профсоюза в области охраны труда и здоровья работающих и обучающихся
Основной целью реформирования системы управления охраной труда в России, как предусмотрено государственной политикой в области охраны труда, является переход от компенсационной, затратной модели управления к современной системе, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья и жизни работников на производстве, а также сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
Для достижения этой цели в рамках реализации государственной политики проводится работа по совершенствованию законодательства в области охраны труда. В частности, активно ведется работа по внесению изменений и дополнений в проект федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Целью принятия данного законопроекта, по мнению разработчиков, является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах одновременно с формированием экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
В предлагаемой проектной конструкции нового закона указывается, что в настоящее время законодательством установлены фактически две процедуры исследования условий труда на вредных и опасных рабочих местах, а именно:
- аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании статьи 209 ТК РФ с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций;
- специальная оценка условий труда, которая согласно статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» должна осуществляться на основании отдельного федерального закона в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов.
По мнению разработчиков, указанные процедуры необходимо объединить и унифицировать с тем, чтобы работодатель проводил оценку рабочих мест своих работников единожды, а результаты данной оценки использовались как в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так и в целях предоставления гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности.
В ходе обсуждения данного законопроекта и законопроекта-спутника («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда») на заседаниях рабочих групп РТК, а также на заседании самой Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Центральный совет профсоюза представил свои поправки к проектам документов.
В частности, предлагалось изменить формулировку понятия «напряженность труда», добавив к показателям напряженности труда помимо сенсорной нагрузки интеллектуальную и психоэмоциональную нагрузку на центральную нервную систему и органы чувств. Это предложение вызвано прежде всего тем, что в современных условиях труд педагогического работника характеризуется высокой психоэмоциональной нагрузкой. При этом при выполнении педагогическими работниками своих должностных обязанностей наблюдаются характерные признаки состояния стресса, сопровождающиеся умственным и физическим переутомлением, снижением иммунитета и, как следствие, развитием хронических заболеваний, в первую очередь таких социально значимых, как злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением. В то же время это предложение находит подтверждение в определении понятия «напряженность труда», содержащемся в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденном Главным государственным санитарным врачом России 29 июля 2005 года.
Одновременно профсоюз предлагал внести поправки в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в части предоставления права на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение педагогическим работникам (в случае, если класс условий труда на рабочих местах по данным работам будет соответствовать вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда).
Однако предложенные Центральным советом профсоюза инициативы не были поддержаны руководством Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, полагающим, что невозможно дать оценку психоэмоциональной нагрузке работника подобно измерениям гигиенических нормативов условий труда (ПДК, ПДУ).
Полагаем, что без учета предложений профсоюза отдельные позиции и подходы в данном законопроекте могут негативно отразиться на правах работников образования, всех работников бюджетной сферы. Особенно это касается применения результатов специальной оценки условий труда к их правам на досрочное назначение трудовой пенсии.
Так, на наш взгляд, предполагаемая разработчиками весьма серьезная корректировка государственных нормативов, на основании которых устанавливается класс вредности, приведет к уменьшению значимости такого показателя, как напряженность труда - одного из важнейших факторов трудового процесса для работников педагогической сферы, в значительной степени усложнит процедуру предоставления ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска и может лишить оснований для обеспечения эффективной защиты права на досрочное пенсионное обеспечение данной категории работников.
И хотя, как говорилось ранее, изменение порядка установления досрочной трудовой пенсии для педагогических и медицинских работников пока не поддерживается ведущей политической партией страны, обсуждение этого вопроса может активно начаться уже в 2014 году. Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым дальнейшее проведение консультаций, организацию пилотных проектов по исследованию показателей вредности и опасности факторов производственной среды и напряженности трудового процесса, разработку методики оценки интенсивности воздействия на педагогического работника психосоциальных факторов. Кроме того, в связи с предстоящим реформированием системы компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда Центральным советом профсоюза совместно с Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И.Пирогова предусмотрено проведение во II полугодии 2013 года мониторинга по исследованию состояния здоровья, условий трудовой деятельности и образа жизни педагогических работников, организации оказания им медицинской помощи с целью выявления факторов риска и разработки мероприятий по их нивелированию.
Одним из основных направлений деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний является обучение по охране труда работников бюджетных организаций, в том числе в сфере образования.
Напомним, что федеральным законом от 25 ноября 2008 года №216‑ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 494179,5 тыс. руб. на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных. В рамках реализации данного федерального закона и в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 мая 2009 г. №284 «Об организации обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2009 году» за счет средств ФСС было организовано обучение руководителей бюджетных учреждений, руководителей и специалистов служб охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работников представительных органов и других категорий застрахованных в количестве 238449 человек.
В целях совершенствования системы обучения и профессиональной подготовки в области охраны труда социальными партнерами, в том числе Общероссийским профсоюзом образования, предложено восстановить практику частичного финансирования за счет средств ФСС мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных в бюджетной сфере и включить данное предложение в раздел V «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность» проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы. По этому предложению продолжаются консультации представителей сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Окончание следует