Безусловно, уже сегодня становится понятно, насколько напряженным будет процесс обсуждения и принятия федерального и региональных бюджетов на очередной финансовый год и трехлетнюю перспективу. В этой связи нам также предстоит непростой разговор с Правительством РФ, Государственной Думой и государственными органами исполнительной, представительной и законодательной власти субъектов РФ в части формирования бюджетов на образование, учитывая все заявленные социальные обязательства государства, включая вопросы повышения минимального размера оплаты труда и индексации заработной платы.
Это только основные проблемы и вызовы, с которыми предстоит столкнуться в новом учебном году, и, конечно, всем нам будет необходимо по этим вопросам вырабатывать собственную позицию, сформировать наши предложения и требования.


II. О ходе реализации указов Президента РФ от 7 мая 2012 года
В мае 2012 года в указах Президента РФ были сформулированы основные стратегические приоритеты развития нашей страны на среднесрочную перспективу, одним из которых стала система мер по доведению заработной платы конкретных категорий работников, включая педагогических, до средней по субъекту Российской Федерации, а по отдельным категориям - до 200% от средней по субъекту РФ до 2018 года.
Необходимо особо отметить, что Президентом РФ за последние месяцы неоднократно: и в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2014-2016 годах, и в его выступлениях делался акцент на том, что повышение заработной платы в сфере образования является безусловным приоритетом для всех органов государственной власти. Учитывая этот подход, в федеральном бюджете на 2013 год наибольший приоритет по расходам имеет образование - 10,9%, далее идет здравоохранение - 9,5%. Рост расходов в образовании составит, как предусматривается, 87%, в культуре - 110%, в здравоохранении - 82%.
По данным мониторинга Росстата, по итогам первого полугодия 2013 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений в среднем по стране составила 28,9 тыс. рублей, или 100,6% от средней заработной платы в целом по экономике Российской Федерации.
При этом число субъектов РФ, обеспечивших доведение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений до средней по соответствующему региону или превысивших этот показатель, увеличилось до 69 (с 13 - по итогам IV квартала 2012 года), включая 35 регионов, обеспечивших в данный период выплату этим работникам заработной платы на уровне 110% от средней по региону и более (Брянская, Ивановская, Липецкая, Московская, Рязанская, Тверская, Вологодская, Мурманская, Псковская, Ростовская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Иркутская, Кемеровская, Омская, Амурская, Магаданская области, Еврейская автономная область, республики Карелия, Адыгея, Кабардино-Балкарская, Татарстан, Чувашская, Алтай, Бурятия, Хакасия, Саха (Якутия), Ставропольский, Пермский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Ханты-Мансийский автономный округ).
Справочно: В 2012 году 110 и более процентов от средней заработной платы в регионе достигла средняя зарплата педагогических работников в общеобразовательных учреждениях Тюменской области, Москвы, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
В 12 субъектах РФ по итогам 1‑го полугодия 2013 года уровень средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений доведен до 90-99,9% от средней зарплаты по региону, а в 2 субъектах РФ (Республика Ингушетия, Чукотский автономный округ) - составил соответственно менее 90%.
Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в среднем по Российской Федерации по итогам 1‑го полугодия 2013 года составила 22,2 тыс. рублей, или 90,3% от средней заработной платы в сфере общего образования.
В 4 субъектах РФ средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по итогам 1‑го полугодия достигла или даже превысила целевое значение, установленное на 2013 год Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее Программа) и равное 100 процентам средней заработной платы в сфере общего образования (Курская, Тверская, Курганская области и Тюменская область за исключением автономных округов).
В 21 субъекте РФ этот показатель составил от 90 до 99,9 процентов от целевого значения; в 44 субъектах РФ - от 80 до 89,9 процентов и в 14 субъектах РФ - менее 80 процентов (Брянская, Костромская, Смоленская, Волгоградская области, Еврейская автономная область, Москва, республики Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Алтай, Бурятия, Тыва, Ставропольский, Алтайский края).
Средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в среднем по Российской Федерации по итогам 1‑го полугодия 2013 года составила 20,6 тыс. рублей, или 71,5% от средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в среднем по Российской Федерации.
В 57 субъектах РФ уровень средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей достиг или даже превысил установленное Программой на 2013 год целевое значение соотношения со средней заработной платой учителей (75%), в том числе в Ненецком автономном округе, Саратовской области, Республике Бурятия и Камчатском крае средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей составила более 100% от средней заработной платы учителей.
В 26 субъектах РФ уровень средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей не достиг целевого значения. Самый низкий процент - в Вологодской области (56,5%), Челябинской области (57,0%), Москве (59,0%), Астраханской области (59,6%).
Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования, по итогам 1‑го полугодия 2013 года в среднем по РФ достигла 37,5 тыс. рублей, что составляет 130,1% по отношению к уровню средней заработной платы в целом по экономике Российской Федерации.
В 68 субъектах РФ средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава превысила установленное Программой на 2013 год целевое значение (110 процентов) от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, в том числе в 12 субъектах РФ данное соотношение превысило 150%, а именно: Кировская область (190,3%), Владимирская область (180,3%), Камчатский край (171,6%), Республика Мордовия (165,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (163,1%), Алтайский край (163,1%), Республика Башкортостан (160,0%), Вологодская область (156,8%), Курганская область (153,7%), Пермский край (152,9%), Омская область (151,9%), Ульяновская область (151,8%).
В 6 субъектах РФ по итогам 1‑го полугодия средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава составила от 100 до 110% от средней по экономике региона (Москва, Калининградская, Ленинградская, Астраханская и Тюменская области, Республика Бурятия) и в 3 субъектах РФ - менее 100% (Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, Ямало-Ненецкий автономный округ).
По 5 субъектам РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 года №282‑ФЗ данные не опубликованы в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от регионов, имеющих единичные организации по соответствующему виду деятельности (республики Ингушетия, Алтай, Тыва, Сахалинская область, Чукотский автономный округ). Кроме того, отсутствуют данные по Ненецкому автономному округу.
По итогам II квартала в вузы поступили средства в размере 65% от годового объема субсидии на повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава. При распределении субсидии министерство учитывает качество работы вуза. В случае сохранения у вуза признаков неэффективности или отсутствия положительной динамики по росту зарплаты преподавателей может быть принято решение о сокращении объема дополнительной субсидии.
В начале лета в вузы поступило подготовленное Минобрнауки России письмо №АП-867/04 от 29 мая 2013 года «О доведении средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году».
В этом письме Министерство образования и науки РФ, в частности, рекомендовало для увеличения минимального размера гарантированной части оплаты труда профессорско-преподавательского состава использовать подход, предусматривающий установление величины оклада (должностного оклада) по должностям ППС, для которых предусмотрены требования к наличию ученой степени, в размере не ниже 80% от средней заработной платы в экономике соответствующего региона.
Кроме этого, этим же письмом даны разъяснения о включении с 1 сентября текущего года в оклад (должностной оклад) научно-педагогических работников надбавок за ученые степени и по должностям, а также ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
Обращаем ваше внимание на то, что размеры дополнительных бюджетных средств для каждого учреждения, находящегося в ведении министерства, зафиксированы в дополнениях к соглашениям о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2013 год, заключенных учредителем с вузами.
Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, в среднем по РФ по итогам 1‑го полугодия 2013 года составила 24,8 тыс. рублей, или 86,3% от средней заработной платы в целом по экономике Российской Федерации.
При этом среднемесячная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения превысила установленное Программой на 2013 год целевое значение (75%) соотношения со средней зарплатой по экономике региона в 82 субъектах РФ, из них в 23 субъектах РФ сравнялась или даже превысила среднюю заработную плату по соответствующему региону (Брянская, Владимирская, Ивановская, Московская, Ярославская, Мурманская, Ростовская, Нижегородская, Саратовская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Магаданская области, Чукотский, Ханты-Мансийский, Ненецкий автономные округа, Ставропольский, Пермский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, республики Хакасия, Чувашия).
Этот показатель не достиг целевого значения (75%) в 1 субъекте РФ - в Республике Северная Осетия - Алания.
Обращаем ваше внимание на то, что дополнительные бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№597 и 599 для повышения оплаты труда преподавателей федеральных образовательных учреждений, в 2013 году составляют 29 млрд руб., в 2014 году - 48,3 млрд руб., в 2015 году - 72,3 млрд руб., в 2016 году (проект) - 93,8 млрд руб.
На основании статистических данных об уровне заработной платы педагогических работников всех категорий за 1‑е полугодие 2013 года Минобрнауки и Минфином России будет сделано заключение об уровнях достижения установленных Программой на 2013 год целевых значений, а также приняты решения в установленном порядке о корректировке (сокращении) размеров второго транша определенной на 2013 год федеральной субсидии некоторому количеству субъектов РФ.
Одновременно с учетом требований Генеральной прокуратуры РФ будут приняты решения о принятии мер по устранению нарушений законодательства в субъектах РФ в рамках реализации проекта модернизации региональных систем общего образования, выявленных в ходе совместной проверки Генпрокуратуры и прокуроров субъектов РФ.


III. О состоянии консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и изменении их расходных обязательств
(с учетом Основных направлений бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных на заседании Правительства РФ 04.07.2013 года)

Исходя из действующих сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации оцениваются в 2013 году в сумме 7199,2 млрд рублей или с ростом на 12,8% к уровню 2012 года, в 2014 году - в сумме 8023,3 млрд рублей или с ростом на 11,4% к оценке 2013 года, в 2015 году - 8929,2 млрд рублей (с ростом на 11,3% к уровню 2014 года), в 2016 году - в сумме 10 033,1 млрд рублей (с ростом на 12,4% к уровню 2015 года).
Общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составит в 2013 году 8592,7 млрд рублей или с ростом на 6,6% к уровню 2012 года, в 2014 году - порядка 9,4 трлн рублей с последующим ростом к оценке 2013 г. на 7,4%, в 2015‑м - на 9% к уровню 2014 года, в 2016‑м - с ростом на 10,5% к уровню 2015 года.
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оцениваются в 2013 году в сумме 8786,7 млрд руб., с ростом к оценке 2012 года на 5,4%, в 2014 году - в сумме 9438,9 млрд рублей, с ростом к оценке 2013 года на 7,4%, в 2015 году - 10285 млрд рублей (с ростом на 9% к уровню 2014 года), в 2016 году - 11363,6 млрд рублей (с ростом на 10,5% к уровню 2015 года).
Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2013 году в сумме 194 млрд руб., в 2014 году - в сумме 106,8 млрд рублей, в 2015 году - 51,9 млрд рублей, в 2016 году - 21,5 млрд рублей. (Для сравнения: в 2012 году - 278 млрд руб.).
При этом, по данным правительственных экспертов, общий долг бюджетов субъектов РФ составляет около 1 трлн рублей, по другим оценкам - уже более.
Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Для обеспечения выполнения принятых расходных обязательств субъектов Российской Федерации сформирована система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Общий объем межбюджетных трансфертов на 2013 год предусмотрен в объеме 1393,5 млрд руб., на 2014 год - в объеме 1308,8 млрд рублей, из них: дотации - 603,3 млрд рублей (46,1% от общего объема трансфертов), субсидии - 300,4 млрд рублей (23%), субвенции - 318,1 млрд рублей (23,8%), иные межбюджетные трансферты - 87 млрд рублей (6,6%).
Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, которые предусмотрены на 2014 год в объеме 603,3 млрд рублей.
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности региональных и местных бюджетов в 2014-2015 годах будет предусматриваться индексация данного вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год.
В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов, необходимых для реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе в 2014-2015 годах - в размере 100 млрд рублей ежегодно, в 2016 году - 150 млрд рублей.
Указанные средства будут предоставляться на осуществление социально значимых расходов субъектов Российской Федерации, в том числе на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы.
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2014 году предусмотрены в объеме 300,4 млрд рублей.
Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов РФ, будет производиться за счет субвенций из федерального бюджета, общий объем которых предусмотрен на 2014 год в объеме 318,1 млрд рублей.
Начиная с 2014 года в федеральном бюджете предполагается предусмотреть единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, которая будет включать в себя отдельные субвенции по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации, и направляться на финансирование соответствующих полномочий.
В таких достаточно жестких и непростых условиях субъектам РФ необходимо будет при формировании бюджетов на 2014 год изыскивать финансовые средства на решение следующих задач:
- поддержание заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений на уровне средней заработной платы по субъекту РФ;
- доведение заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы работников общеобразовательных учреждений по субъекту РФ;
- повышение заработной платы работников учреждений дополнительного образования детей, СПО и НПО в соответствии с целевыми показателями, установленными на 2014 год;
- осуществление ежемесячной выплаты в размере 1 тыс. рублей за классное руководство (финансирование этой выплаты из федерального бюджета с 2014 года прекращается);
- увеличение заработной платы работников на 100 рублей за счет включения в ее состав ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
- финансовое обеспечение права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения;
- обеспечение финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в муниципальных дошкольных, общеобразовательных организациях, а также в частных дошкольных и общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
В указанный перечень вошли расходные обязательства субъектов РФ, которые они обязаны будут профинансировать в силу действующего законодательства, и здесь важно, чтобы наши профсоюзные организации не стояли в стороне от этого процесса, а наладили системный профсоюзный контроль за ходом выполнения требования действующего законодательства и указов Президента РФ.
Вместе с тем, по нашему мнению, никто не снимал с органов власти всех уровней задачи по решению проблем индексации и повышения заработной платы тем категориям работников образования, которые не вошли в указы Президента РФ.
В этой связи для нас становится чрезвычайно важным и актуальным вопрос о дальнейшем повышении минимального размера оплаты труда. Проект федерального закона о повышении МРОТ с 1 января 2014 года до 5554 рублей, или на 6,7% (индекс потребительских цен за 2013 год), предложенный Минтрудом России, одобрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 26 июля 2013 года.
По мнению Минтруда России, эта мера позволит сохранить достигнутое соотношение МРОТ и прожиточного минимума (прогноз 2014 г. - 67,9%, 2013 г. - 67%, 2012 г. - 65,4%). Этот закон затрагивает 1,3 млн человек, в том числе 360 тыс. совместителей и занятых неполное рабочее время.
Обращаем ваше внимание на то, что в июле 2013 года на заседании рабочей группы, сформированной при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации для подготовки предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников) (далее - законопроект), разработанный Минтруда России и согласованный с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ, которым предлагается установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года в сумме 5848 руб. С 1 октября 2015 года предлагается устанавливать минимальный размер оплаты труда в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации на 1 октября предыдущего года, а именно:
с 1 октября 2015 года - 91%;
с 1 октября 2016 года - 95%;
с 1 октября 2017 года - 98%;
с 1 октября 2018 года - 100%.
При этом предлагается объединить составные части заработной платы: вознаграждение за труд, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты (в том числе районные коэффициенты), в настоящее время представляющие собой, как известно, три самостоятельные группы выплат работнику, существенно различающиеся по их целевому назначению и правовому механизму начисления.
Таким образом, в результате реализации предлагаемого законопроекта минимальные гарантии по оплате труда будут существенно снижены, что может во многих случаях повлечь за собой общее сокращение размеров оплаты труда работников.
В принятом РТК 26 июля 2013 года решении по этому вопросу Минтруду России предложено продолжить работу по обсуждению вариантов приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения.
Одновременно в решении РТК отмечена позиция профсоюзной стороны о необходимости:
    определения минимального размера оплаты труда как нижнего предела вознаграждения за труд без учета компенсационных и стимулирующих выплат;
    установления минимального размера оплаты труда (без учета компенсационных и стимулирующих выплат) на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения до 2016 года;
    использования минимального потребительского (восстановительного) бюджета при формировании перспективной социально-экономической политики.
Как мы видим, на сегодня государством принимаются меры по повышению размеров оплаты труда отдельным категориям работников в бюджетной сфере и, в частности, в образовании. Но все эти меры не носят комплексного, системного характера и, с нашей точки зрения, не смогут обеспечить необходимого повышения престижа педагогической профессии, а значит, и притока талантливой молодежи в сферу образования без введения системы базовых ставок и окладов, как это предусмотрено в Трудовом кодексе РФ.
Для всех нас становится очевидной задача по выдвижению требований по ускорению процесса разработки, согласования и принятия Правительством РФ на федеральном уровне базовых ставок и окладов по профессиональным квалификационным группам работников как федеральных минимальных гарантий по оплате труда в бюджетной сфере.
IV. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»
Мы хорошо помним, каким непростым и сложным был процесс двухлетнего обсуждения и принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Нам пришлось участвовать в напряженных и ответственных переговорах с Правительством РФ и Государственной Думой по отстаиванию требований профсоюза, которые были обозначены в Обращении к депутатам Государственной Думы. Более того, нам пришлось подкрепить наши требования проведением коллективных действий: путем сбора более 1 млн подписей и 40 тыс. телеграмм, а также проведением всероссийского пикета в Москве.
Основным результатом этой работы стало то, что на федеральном уровне в новом законе практически полностью сохранены все социально значимые права и гарантии для педагогических работников и обучающихся.
Не будем останавливаться на перечислении конкретных положений закона, по которым были учтены требования профсоюза, поскольку они уже неоднократно публиковались на разных этапах рассмотрения и принятия федерального закона и в различных средствах массовой информации, в том числе в газете «Мой профсоюз», и на официальном сайте профсоюза.
В этой связи считаем необходимым особо отметить, что на сегодняшний день приоритетной задачей наших профсоюзных организаций должно стать широкое информирование членов профсоюза и профсоюзного актива об основных положениях нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и роли профсоюза в законодательном закреплении социально-правового статуса педагогических работников и обучающихся.
Кроме того, уже сегодня можно обозначить некоторые риски и «узкие места», которые могут возникнуть в процессе применения нового Федерального закона «Об образовании в РФ».
1) Наметился дисбаланс между количеством установленных полномочий субъектов РФ в сфере образования и возможностями региональных бюджетов их финансировать. Для примера напомним, что регионам переданы 90% учреждений НПО и СПО, полномочия по финансированию заработной платы всех работников муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений, осуществление контроля и надзора в сфере образования и ряд других новых полномочий.
2) Начинается процесс пересмотра межбюджетных отношений по линии субъект РФ - муниципальное образование в сторону изъятия соответствующих финансовых средств из муниципальных бюджетов в бюджеты субъектов РФ. Об этом, в частности, говорится и в Бюджетом послании Президента РФ.
3) Мы должны по-новому осмысливать роль и значение региональных отраслевых соглашений. Несомненно, что уже сегодня региональные отраслевые соглашения должны быть пересмотрены в той их части, которая касается регулирования вопросов заработной платы, стипендиального обеспечения, аттестации, повышения квалификации педагогических работников раз в три года и др.
4) Руководством Минобрнауки России на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием 19 июня 2013 года был озвучен тезис о необходимости оптимизации существующей системы управления образованием на муниципальном уровне, с возможным отказом от наличия соответствующего управления в каждом муниципальном образовании.
Здесь также необходимо отдавать себе отчет, что муниципалитеты в соответствии с новым законом об образовании практически лишаются ответственности за финансирование заработной платы работников общеобразовательных и дошкольных муниципальных учреждений.
В этой связи перед нашим профсоюзом встает задача по переосмыслению места и роли наших районных, городских профсоюзных организаций, приоритетов в их деятельности, а также содержания местных отраслевых соглашений в новом правовом поле в сфере образования.
Более подробно считаем необходимым остановиться на правовых коллизиях, возникших из-за замены в новом законе об образовании понятия «образовательного учреждения» на «образовательную организацию».
Мы, как профсоюз, сразу после приятия нового закона об образовании обратили внимание руководства Министерства образования и науки РФ на те риски и возможные негативные последствия, которые несет в себе подобная замена терминов для сохранения существующих прав педагогических работников на досрочную пенсию по старости.
Сегодня можно сказать, что Министерством образования и науки РФ сделан ряд шагов по исправлению сложившейся ситуации.
В регионы были направлены разъяснения о наименовании образовательных учреждений (письмо Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. №ДЛ-151/17), в которых указывается, что Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено включение в наименование образовательных организаций общеродового названия всех юридических лиц - «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
Кроме того, ведется совместная работа Минобрнауки России, Минтруда России, Пенсионного Фонда России (ПФР) и Общероссийского профсоюза образования по подготовке ведомственного нормативного правового акта по установлению тождественности наименований должностей и учреждений в целях сохранения существующих пенсионных прав педагогических работников на досрочную пенсию по старости.
Также на федеральном уровне идет не менее важная и ответственная работа по согласованию нормативных правовых актов по реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В целом к принятию планируется 141 нормативный правовой акт, в том числе 2 нормативных акта Президента РФ, 36 - Правительства РФ и 103 - Минобрнауки России. Из 141 нормативного правового акта практически треть затрагивает в той или иной степени социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования и обучающихся.
Сегодня на разных стадиях согласования с профсоюзом находятся проекты нормативных правовых актов по аттестации педагогических и научно-педагогических работников, о номенклатуре должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций, по видам отпусков педагогических работников, об установлении нормативов по формированию стипендиального фонда, об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, об установлении порядка принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации и ряд других.
По всем указанным проектам специалистами аппарата профсоюза неоднократно проводилась профессиональная экспертиза и были даны замечания и предложения, носящие значимый характер. Важно, что замечания и предложения профсоюза, как правило, принимаются во внимание разработчиками указанных нормативных правовых актов.
В период после принятия в декабре 2012 года нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в субъектах РФ началась работа по подготовке, общественному обсуждению и принятию региональных законов «Об образовании». Региональные (межрегиональные) профсоюзные организации принимают активное участие в этом процессе.
По информации, поступившей в ЦС профсоюза из 70 региональных профсоюзных организаций:
- в 23 субъектах РФ базовые законы, регулирующие отношения в сфере образования, приняты и вступают в силу с 1 сентября 2013 года;
- в 19 субъектах РФ базовые законы, регулирующие отношения в сфере образования, находятся в процессе разработки и обсуждения;
- в 23 субъектах РФ базовые законы, регулирующие отношения в сфере образования, находятся в процессе рассмотрения и принятия;
- в 5 субъектах РФ внесение изменений в действующие законы и нормативные правовые акты по вопросам образования планируется в сентябре-декабре 2013 года.
В целях методической и практической помощи субъектам РФ в подготовке региональной нормативной правовой базы во исполнение принятого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки РФ были направлены Рекомендации с приложением модельного закона субъекта РФ об образовании (письмо Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. №ИР-170/17).
Кроме того, Комитетом по образованию Государственной Думы в июне текущего года был проведен двухдневный Всероссийский семинар-совещание с руководителями профильных комитетов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ с участием представителей Минобрнауки России, Счетной палаты РФ, Общероссийского профсоюза образования, на котором обсуждался процесс подготовки региональной нормативной правовой базы во исполнение принятого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Учитывая складывающуюся ситуацию, обращаем внимание региональных организаций профсоюза на необходимость более активного участия в обсуждении и принятии региональных законов «Об образовании» и нормативных правовых актов по их реализации.
Хотелось бы подчеркнуть, что именно от того, насколько полно в указанных выше документах будет учтена социальная составляющая, включающая трудовые права и социальные гарантии работников и обучающихся, во многом будет зависеть реальное наполнение заявленного в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особого статуса педагогического работника в обществе.
2 июля этого года был принят Федеральный закон №185‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Профсоюз активно принимал участие в его обсуждении, обращая внимание разработчиков законопроекта на вопрос сохранения принципа финансирования заработной платы работников через механизм субвенций, а также сохранения на федеральном уровне правового регулирования особенностей труда педагогических работников, связанных с продолжительностью рабочего времени, порядком определения учебной нагрузки. Предложения профсоюза нашли свое отражение в принятом законе.
Обращаем особое внимание на редакцию подпунктов 13 и 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункт 11 части 1 статьи 15, а также пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Практически аналогичный порядок установлен принятым законом для частных дошкольных и общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
В итоге, как следует из положений указанных статей, с 1 января 2014 года финансирование оплаты труда всех без исключения работников перечисленных учреждений должно будет производиться из бюджетов субъектов РФ, а не местных бюджетов. Эту новую схему финансирования, заложенную в Федеральный закон №185‑ФЗ, необходимо будет закладывать уже при обсуждении и принятии региональных бюджетов на 2014 год и трехлетнюю перспективу.
V. Модернизация образования
В мае 2012 года в указах Президента РФ наряду с другими задачами поставлены задачи по дальнейшей модернизации региональных систем общего образования, по развитию высшего, профессионального, дошкольного образования, дополнительного образования детей.

Дошкольное образование
Указами Президента Российской Федерации по реализации государственной политики в области дошкольного образования наряду с задачей повышения заработной платы его работников поставлена задача по обеспечению к 2016 году полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Субъекты Российской Федерации совместно с Минобрнауки России до 1 мая 2013 года должны были разработать региональные комплексы мер по модернизации дошкольного образования и «дорожные карты» по ликвидации очередности в дошкольные учреждения (далее - «дорожные карты»).
Общий объем средств на модернизацию региональных систем дошкольного образования в региональных бюджетах составляет 760 млрд рублей.
Средства федерального бюджета на модернизацию дошкольного образования будут направлены в субъекты Российской Федерации в виде субсидий.
Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 года №459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году» утверждены Правила предоставления и распределения этих субсидий. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие потребности в обеспечении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Субсидии будут предоставляться бюджетам субъектов Российской Федерации на основании соответствующего соглашения между Минобрнауки России и субъектами РФ.
Государственной Думой 24 мая 2013 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», которым на модернизацию региональных систем дошкольного образования в 2013 году предусмотрены средства в размере 50 млрд рублей. Размер субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования предлагается определять с учетом прироста численности детей дошкольного возраста, проживающих на территории определенного субъекта, учитывая показатель нормативного охвата детей в возрасте от трех до семи лет дошкольным образованием, позволяющий полностью ликвидировать очередность, существующую на 1 января 2013 года, а также с учетом уровня бюджетной обеспеченности и индекса бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.
29 мая 2013 года Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым было дано поручение Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить заключение таких соглашений и доложить до 1 сентября 2013 года, а руководителям высших органов власти субъектов РФ взять под личный контроль ход реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.
Ключевыми условиями предоставления субсидии являются:
- наличие в субъекте Федерации утвержденного комплекса мер региональной программы (дорожной карты) по модернизации региональной системы дошкольного образования;
- выполнение субъектом Федерации плана-графика повышения оплаты труда работников дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, соотнесенного с этапами перехода к эффективному контракту;
- наличие в субъекте Российской Федерации планов по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих опережающую подготовку педагогических кадров для работы на создаваемых местах в дошкольных образовательных организациях, а также повышение квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и их реализации.
Таким образом, получая субсидию из федерального бюджета, субъекты Российской Федерации, помимо обеспечения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, должны взять на себя обязательства по повышению заработной платы работников системы дошкольного образования, повышению их квалификации для качественного внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Учитывая опыт участия профсоюза в реализации комплексов мер по модернизации систем общего образования субъектов РФ в 2011-2013 годах, региональным (межрегиональным) организациям профсоюза предстоит в текущем году аналогичным образом осуществить целенаправленную работу по участию в реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.
В частности, предстоит активизировать деятельность организаций профсоюза всех уровней в части принятия дополнительных мер:
- в области кадровой политики сферы дошкольного образования, включая обеспечение реализации права педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций на повышение квалификации или профессиональную подготовку в связи с предстоящим введением ФГОС, привлечение и закрепление в дошкольных образовательных организациях молодых педагогов с высшим образованием и др.;
- в области социальной поддержки работников дошкольного образования: льготы по оплате, взимаемой с родителей-работников образования за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях; предоставление права на первоочередной прием в дошкольные образовательные организации детей, чьи родители или один родитель являются работниками образования; установление полной или частичной компенсации оплаты питания работников ДОУ, обеспечение жильем и др.
О проекте ФГОС дошкольного образования
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вынесенный этим летом на широкое общественное обсуждение, был опубликован на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.
Специалистами аппарата профсоюза проведена экспертиза проекта ФГОС дошкольного образования с учетом предложений 14 региональных организаций, приславших их в предложенный срок (до 26.07.2013 г.). Экспертное заключение профсоюза с необходимыми комментариями были направлены в Минобрнауки РФ 26.07.2013 года.
Основные предложения и замечания профсоюза по проекту ФГОС дошкольного образования.
«В представленном проекте ФГОС ДО предусмотрена реализация задачи поддержки разнообразия детства, обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, организации дошкольных практик на основе содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и дошкольного образования вместе с семьей, определен круг лиц и организаций, которые будут иметь право и возможность реализовывать стандарт, получая соответствующую государственную поддержку.
Представленный для обсуждения стандарт, как и все современные федеральные документы об образовании, подчеркивает приоритетность дошкольного образования для государства, ориентирован на принципы фундаментальности, системности, доступности и преемственности системы дошкольного образования.
Предложенный стандарт написан понятным профессиональным языком, имеет четкую и аргументированную структуру, по своей понятийной базе и терминологии должен быть понятен всем субъектам образовательного процесса.
В то же время участники экспертизы считают важным внести изменения и дополнения в проект ФГОС дошкольного образования.
1. По разделу «Основные понятия, используемые в стандарте».
    Необходимо исключить не отражающие специфичные для данного уровня образования понятия или представить термины, употребляемые в 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом специфики дошкольных практик. Это замечание относится в первую очередь к таким понятиям, как «педагогическая диагностика», «преемственность», «психологическая диагностика».
    Дополнить содержащийся в этом разделе перечень понятиями, употребляемыми в тексте рассматриваемого стандарта, с учетом специфики данного уровня образования, такими как: «институты социализации» (стр. 9), «специфика детства», «образовательный процесс» (стр. 12), «позитивная социализация» (стр. 13); «адаптированная программа» (стр. 22).
    Термин «ранняя помощь» распространить на всех детей младенческого и раннего возраста, а не только на детей с ОВЗ с момента выявления нарушений развития различных функций или отклонений от них и находящихся в кризисных ситуациях семей, воспитывающих таких детей.
    Определение государственного (муниципального) задания не в полной мере соответствует определению из Бюджетного кодекса РФ (ст. 6). По Бюджетному кодексу РФ качество не является обязательным параметром, а в проекте стандарта он вводится как обязательное условие задания.
2. По разделу «Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
В пункте 8 предлагается создание служб ранней помощи только в целях оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в младенческом и детском возрасте. Необходимо сохранить раннюю помощь, организуемую в настоящее время дошкольными учреждениями, для всех детей дошкольного возраста, а не только для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
3. По разделу «Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
Считаем, что в числе важнейших проблем реализации ФГОС дошкольного образования может стать недостаточность представленных в нем требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы.
Реализация поставленных рассматриваемым стандартом задач обеспечения индивидуального внимания к каждому ребенку, создания позитивных социальных ситуаций развития требует увеличения фактической численности дошкольных педагогов, обеспечения дополнительных сопровождающих педагогов для инклюзивного образования. Эти установочные положения в тексте отсутствуют. Преимущество в кадровом обеспечении получают только индивидуальные предприниматели, для которых установлено число детей в группе не более пяти на одного воспитателя.
Предлагаемые в стандарте «рекомендуемые» (а не устанавливаемые требования к численности персонала) могут привести к уменьшению даже имеющейся численности педагогического персонала в дошкольных образовательных учреждениях во всех субъектах Российской Федерации.
Рекомендуемый порядок обеспечения дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) иными педагогическими работниками (не менее одного работника на каждые 50 воспитанников) и отсутствие даже примерного перечня необходимых в ДОУ «иных педагогических работников», по мнению профсоюза, может значительно ухудшить условия реализации образовательной программы в ДОУ.
Справочно. В настоящее время согласно рекомендациям, представленным в Постановлении Минтруда России от 21.04.1993 г. №88, численность персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, определяется по должностям на каждую группу, с учетом предельной наполняемости групп детьми, продолжительности пребывания детей в группе, режима работы учреждения (пять и шесть дней в неделю), которые устанавливаются учредителем, а не самостоятельно учреждением.
4. По разделу «Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
В целях обеспечения реализации статьи 13 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требуется дальнейшая доработка раздела для определения требований по реализации образовательных программ в различных организационных формах уровня дошкольного образования, так как в стандарте они не конкретизированы, кроме образовательных организаций индивидуальных предпринимателей.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации «государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг…». В рассматриваемом стандарте требования к составу услуг по реализации Программы также не определены.
По нашему мнению, необходимо проработать вопрос о включении в состав требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования требований к осуществлению присмотра и ухода, сопровождающего реализацию этой программы.
Одновременно профсоюз полагает необходимым отметить, что в разделе проекта ФГОС «Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» содержится описание общего порядка финансирования государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Вместе с тем крайне важной и требующей срочного разрешения остается задача включения в базовый (отраслевой) перечень государственных (муниципальных) услуг (работ), утверждаемый Министерством образования и науки РФ, таких услуг, как «создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях» и «организация предоставления дошкольного образования», в целях упорядочения финансирования расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг в рамках полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, а также упорядочения за счет родительской платы и средств муниципального бюджета финансирования расходов на присмотр и уход за детьми. В новом Федеральном законе №273‑ФЗ (ст. 2 п. 34) присмотр и уход за детьми определяется как комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня».
Центральный совет профсоюза, высказывая общее экспертное мнение, счел, что представленный проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования может быть принят с учетом замечаний и предложений.
После доработки проекта Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Дополнительное образование детей
В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определены меры по развитию системы дополнительного образования детей.
В настоящее время, как известно, потенциальные возможности системы дополнительного образования детей не были в должной мере задействованы при планировании и осуществлении реформ в российском образовании и используются далеко не в полной мере.
Это привело к тому, что развитию учреждений дополнительного образования детей мешает целый комплекс накопившихся проблем, таких как:
- остаточный принцип финансирования этих учреждений;
- недостаточный уровень заработной платы работников;
- отсутствие современной нормативной правовой базы их деятельности;
- медленное обновление учебной и материально-технической базы учреждений;
- медленное формирование программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности учреждений дополнительного образования, на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья и др.
Учреждения дополнительного образования, как правило, страдают дефицитом высокопрофессиональных педагогов и менеджеров в этой сфере, отсутствием планомерного повышения квалификации работающих в них педагогических кадров.
Введение нового ФГОС для начальной школы делает обязательными внеурочные занятия, при реализации которых в малой степени используются материально-техническая база и кадровые ресурсы сохранившихся учреждений системы ДОД.
Правительству РФ поручено обеспечить увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению ДОД, предусмотрев при необходимости софинансирование названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В настоящее время в педагогическом сообществе обсуждаются проекты федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» и «Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», разработанных Минобрнауки России.
Вместе с тем вопрос о финансовом обеспечении реализации этих программ до настоящего времени не решен.
Сегодня только Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента России от 1.06.2012 г. №761, предусматривает некоторые меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, среди которых - утверждение органами государственной власти субъектов РФ региональных стратегий (программ) действий в интересах детей.
В этих условиях Общероссийский профсоюз образования выступил с инициативой провести в декабре 2013 года Всероссийскую конференцию работников дополнительного образования детей, что, по нашему мнению, является крайне актуальным и своевременным. Всероссийскую конференцию планируется провести в Москве 1-4 декабря 2013 года.
Участниками конференции наряду с педагогическими работниками и руководителями учреждений дополнительного образования детей будут представители родительской общественности, научно-педагогического сообщества, заинтересованных федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.
Конференция станет открытой площадкой для обсуждения наиболее эффективных путей развития дополнительного образования детей в России на основе президентских инициатив и роли профсоюза в этих преобразованиях.
Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки России провел 30 июля 2013 года совещание с целью решения организационных вопросов по проведению форумов (семинаров, конференций) по вопросам дополнительного образования в федеральных округах. В этом совещании приняли участие представители Общероссийского профсоюза образования, а также регионов, в которых предусмотрено провести окружные совещания в сентябре-ноябре 2013 года.
Площадками для проведения форумов определены:
Центральный федеральный округ (Воронеж) - октябрь 2013 г.
Северо-Западный федеральный округ (Вологда) - октябрь 2013 г.
Южный федеральный округ (Краснодарский край, ВДЦ «Орленок») - сентябрь 2013 г.
Северо-Кавказский федеральный округ (Владикавказ ) - сентябрь 2013 г.
Приволжский и Уральский ФО (Пермь) - ноябрь 2013 г.
Дальневосточный федеральный округ (Приморский край, ВДЦ «Океан») - сентябрь 2013 г.
Уральский федеральный округ (Челябинск) - сентябрь 2013 г.
Сибирский федеральный округ (Томск) - октябрь 2013 г.
Совместная работа Минобрнауки России и Общероссийского профсоюза образования по подготовке Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей будет проводиться по отдельному плану.
Справочно
1. По данным сводного статистического отчета профсоюза за 2012 год, в субъектах РФ функционируют 7368 учреждений дополнительного образования детей (7,2% от общего количества учреждений в сфере образования), в которых работают 5828 первичных профсоюзных организаций (79% от общего количества УДОД). Из 223936 работающих в учреждениях дополнительного образования 147771 человек - члены профсоюза (охват - 66%).
2. По состоянию на 2012 год в 94,5% учреждений дополнительного образования детей, имеющих первичные профсоюзные организации, заключены коллективные договоры, 21% учреждений не имеют первичных профсоюзных организаций. Фактически не охвачены коллективно-договорным регулированием 25,5% учреждений дополнительного образования детей (в 2011 году данный показатель составлял 26,3%).
За период с 2011 по 2012 год в учреждениях дополнительного образования детей произошли следующие изменения:
    доля учреждений, имеющих первичные профсоюзные организации, сократилась с 79,9% до 79%;
    удельный вес заключенных коллективных договоров увеличился на 0,7% (с 93,8 до 94,5%).
Современные подходы к реформированию высшего профессионального образования
В предстоящем учебном году Министерство образования и науки РФ продолжит работу по формированию нового облика системы профессионального образования в России, которая будет включать в себя учреждения и организации с различными миссиями и задачами, тесно связанными с развитием экономики и общества. Эти задачи будут решаться в первую очередь путем активной реализации утвержденной 11 октября 2012 года Правительством РФ Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Основной акцент сделан на видоизменение структуры образовательных учреждений, усиление их условной и явной дифференциации, кроме того, будет продолжена серьезная работа по оптимизации сети учреждений профобразования.
Реализация Государственной программы позволит системе профессионального образования приобрести вид структуры, соответствующей реалиям экономики знаний. Она будет включать:
    ведущие исследовательские университеты (40-60 вузов), являющиеся двигателями развития инновационной экономики;
    опорные вузы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку;
    вузы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров.
Подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в исследовательских университетах. В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.
Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы СПО и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации СПО в конкретных отраслях.
Модернизация системы профессионального образования предполагает решение следующих основных задач:
- формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты;
- модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности;
- внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования;
- модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;
- формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний.
Таким образом, принципиальные изменения в системе профессионального образования будут происходить в следующих направлениях:
- обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;
- интеграция начального и среднего профессионального образования в рамках развития региональных социально-экономических систем;
- внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций;
- реструктуризация сети вузов, в том числе в рамках развития региональных социально-экономических систем;
- улучшение кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности;
- формирование сети ведущих вузов, в том числе университетов - международных лидеров;
- формирование современной системы непрерывного образования, включая дополнительное профессиональное и открытое образование;
- внедрение нормативного подушевого финансирования, использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания;
- совершенствование моделей уп­рав­ле­ния организациями профессионального образования, формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва.
Приоритетом является и решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, в том числе посредством реализации программ прикладного бакалавриата, обеспечивающего наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацию для работы со сложными технологиями.
Вместе с тем сохранится преемственность бюджетной политики в развитии профессионального образования.
Будет продолжена поддержка ведущих университетов, включая поддержку программ развития 9 федеральных и 27 национальных исследовательских университетов, господдержку развития кооперации вузов и организаций, господдержку научных исследований в ведущих вузах. На эти цели за счет средств федерального бюджета предполагается выделить в 2014 году 17,4 миллиарда рублей, в 2015 году - 17,7 млрд.
Предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№597 и 599 в части повышения оплаты труда педагогических работников федеральных образовательных учреждений: в 2013 году - 29 млрд руб., в 2014 году - 48,3 млрд руб., в 2015 году - 72,3 млрд руб.
Наиболее резонансными шагами Минобрнауки в последний год стали, конечно, усилия по сокращению числа бюджетополучателей, а именно федеральных государственных образовательных организаций.
Оптимизация сети осуществляется, прежде всего, на основании результатов мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. Причем в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №2620‑р от 30 декабря 2012 года, утверждающего план мероприятий «дорожной карты», мониторинг становится ежегодным.
По итогам мониторинга 2012 года подлежат реорганизации 22 вуза и 111 филиалов вузов, подведомственных Минобрнауки.
В апреле этого года после многочисленных консультаций с РСПП, РСР, представителями ведущих вузов, а также силовых министерств Межведомственной комиссией по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений была подготовлена концепция мониторинга в 2013 году, которая утверждена приказом Минобрнауки России №637 от 1 августа 2013 года.
Основным новшеством при проведении мониторинга эффективности вузов в 2013 году является выделение 6 групп образовательных учреждений, имеющих особую специфику деятельности. В том числе выделены образовательные организации: военной и силовой направленности; медицинской направленности; сельскохозяйственной направленности; творческой направленности; спортивной направленности; транспортной направленности.
Для нашего профсоюза на этом этапе остается важной задача выделения в отдельную специфическую группу вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
Для проведения мониторинга вводится показатель, характеризующий трудоустройство выпускников. Имеется в виду количество выпускников вуза, не обратившихся в службу занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения. Этот показатель не будет применяться для оценки эффективности деятельности филиалов вузов, а его пороговое значение будет соответствовать медиане ранжированной совокупности образовательных организаций и рассчитываться для каждого федерального округа отдельно.
Впервые в мониторинг будут включены негосударственные вузы и их филиалы.
И в качестве нового, дополнительного вводится показатель по международной работе. Он подразумевает учет численности в вузе иностранных студентов, а именно удельный вес численности таких студентов, обучающихся по программам ВПО, в общем числе студентов. Пороговое значение этого показателя для вузов Москвы и Санкт-Петербурга - 3%, для других регионов - 1%.
Мониторинг-2013 стартовал 15 августа. Вуз или филиал будут считаться эффективными при достижении пороговых значений трех или более показателей.
Реструктуризация учреждений идет путем их интеграции, укрупнения по принципу создания многоуровневых комплексов для обеспечения интеграции науки, образования и производства, концентрации кадровых, финансовых и материальных ресурсов, которые, как предусматривается, возьмут на себя немалую нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики.
Мы должны хорошо себе представлять, что эффективное функционирование образовательных учреждений нового типа, их успешное поступательное развитие возможно только, если у коллективов этих учреждений будет присутствовать понимание стратегии и перспектив развития вуза, если коллектив будет заинтересован в результатах этой деятельности, если его представители будут включены в органы управления образовательным учреждением.
Правительство РФ акцентирует наше внимание и на том, что задачи модернизации не могут быть решены без серьезной перестройки механизмов финансирования, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования как для работодателей, так и для студентов.
В этом году в соответствии с решением коллегии Минобрнауки России объем контрольных цифр приема (КЦП) сохранен на уровне 2012 года - 491 тысяча бюджетных мест, несмотря на то что количество выпускников школ в 2013 году сократилось на 1,3%.
Итоги распределения КЦП свидетельствуют об увеличении набора по следующим направлениям: образование и педагогика (плюс 6,11%); медицина (плюс 5,9%); технические специальности (плюс 5,3%); естественные науки (плюс 2,5%), при этом на экономику и управление набор сокращен на 19,8%.
Таким образом, мы наблюдаем существенное снижение КЦП по основным конъюнктурным направлениям подготовки специалистов, поскольку в последние годы наблюдается их явное перевоспроизводство. Вместе с тем приоритет делается на увеличение количества бюджетных мест по направлениям подготовки специалистов, в которых остро нуждается экономика и общество.
Важнейшей частью обновления механизмов финансирования должен стать уже в этом году переход от распределения контрольных цифр приема к действительно конкурентным процедурам распределения государственного задания. Внедрение механизмов стимулирования конкуренции между организациями профессионального образования, в том числе реализация нового подхода при распределении государственного задания на подготовку кадров (с учетом негосударственных вузов), будет способствовать усилению конкуренции в сфере профессионального образования и повышению качества предоставляемых организациями образовательных услуг.
Что подразумевают новые подходы?
Новые подходы к распределению КЦП предполагают проведение единого конкурса среди вузов России, при этом будут учитываться только места по аккредитованным направлениям подготовки, будет серьезно учитываться потенциал вузов, рассчитанный на основе утвержденных показателей оценки эффективности деятельности. Не последнее место при проведении конкурса будут иметь баллы ЕГЭ 2013 года - для бакалавриата и специалитета.
Объем и структура КЦП сформированы на основе предложений субъектов РФ, крупнейших работодателей и согласованы с федеральными министерствами. В среднем конкурс составил 1,3 заявки на одно бюджетное место.
Считаем важным обратить ваше внимание на Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. №467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования», в котором основным рефреном звучит посыл о том, что затраты на реализацию программ высшего образования будут определять по специальностям и направлениям подготовки специалистов.
Указом Президента РФ о мерах по реализации госполитики в области образования и науки предусмотрен переход к нормативно-подушевому финансированию программ высшего образования.
В рамках работы по обеспечению этого перехода Минобрнауки России поручено утвердить методику определения нормативных затрат на реализацию имеющих госаккредитацию программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки. В частности, она должна учитывать необходимость применения повышающих коэффициентов к нормативным затратам в отношении инженерных, медицинских и естественно-научных специальностей и направлений подготовки. Это должно быть сделано в двухмесячный срок. Также министерству поручено до 31.12.2013 г. внести в Правительство РФ предложения о поэтапном переходе от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных для отдельных вузов, к соотношениям численности преподавателей и студентов вузов по специальностям и направлениям подготовки.
Методика будет применяться, начиная с разработки проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы. Федеральным органам власти и учреждениям, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных вузов, нужно привести свои акты в соответствие с методикой до 1 октября 2013 года.
В связи с принятием этого постановления нас не могут не тревожить возможные последствия изменения существующего соотношения численности преподавателей и студентов, в частности, вполне прогнозируемые шаги министерства по сокращению численности профессорско-преподавательского состава вузов. Мы занимаемся этой темой, просим и вас, уважаемые коллеги, со всей ответственностью подойти к осуществлению контроля за реализацией этого постановления в вузах.
В процессе модернизации учредитель среди иных приоритетных задач видит необходимость обеспечения доступности профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья. Для реализации этого подхода предполагается развивать систему образовательного кредитования, повысить размер социальных стипендий до уровня прожиточного минимума, обеспечить нуждающихся студентов местами в общежитиях, создать условия для дистанционного и инклюзивного образования для инвалидов и лиц, нуждающихся в особых условиях.
Объем бюджетного финансирования будет напрямую связан с количественными показателями государственного задания и качеством оказываемых услуг.
Одной из основных позиций государственного задания являются расходы на стипендиальное обеспечение, и на этом хотелось бы остановиться более подробно. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» №273‑ФЗ сохранил все виды стипендий, которые устанавливались обучающимся согласно Федеральному закону №125‑ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», но, к сожалению, новый закон не регламентирует величину (размер) стипендии обучающегося. Закон лишь определяет порядок формирования стипендиального фонда, предоставляемого образовательным организациям. Стипендиальный фонд будет определяться исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет ассигнований федерального бюджета и нормативов, установленных Правительством РФ по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом инфляции. Таким образом, размер любой стипендии, устанавливаемой обучающемуся, определяется образовательной организацией с учетом мнения совета обучающихся и профсоюзной организации (при ее наличии).
Справочно. До 1 сентября 2013 года, как известно, размер государственной стипендии составлял 1100 рублей для студентов высших учебных заведений и 400 рублей для учреждений начального и среднего профессионального образования. Стипендия выплачивается обучающемуся с момента зачисления в образовательное учреждение.
На формирование стипендиального фонда вузов в 2013-2016 годах Министерством финансов запланирована сумма в 37,8 млрд руб., а также дополнительные средства на индексацию, совершенствование стипендиального обеспечения и повышение стипендии для нуждающихся студентов 1‑го и 2‑го курсов, имеющих оценки «хорошо» и «отлично» (на диаграмме представлены расходы госбюджета на стипендиальное обеспечение без учета СПО).
Правильное и справедливое распределение бюджетных средств, поступающих в образовательные организации, является приоритетной задачей для студенческих профсоюзных организаций. Законодатели предоставили возможность студенческим профсоюзным организаци­ям активно вмешиваться в про­цесс распределения денежных средств, поступающих в вуз по так называемым социальным статьям. От грамотно сформулированной позиции первичной профсоюзной организации зависит адресное получение обучающимися предусмотренных денежных средств. Это касается и стипендий, и фонда материальной поддержки обучающихся, и фонда на организацию культурно-массовой, физкультурно-спортивной, оздоровительной работы со студентами.
Еще один важный момент, на котором хотелось бы заострить особое внимание. Норма, регламентирующая стоимость оплаты обучающимися проживания в общежитии (в размере 5% от стипендии), в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» не сохранилась. Аналогично размеру стипендии образовательная организация вправе внутренними локальными документами установить свой особый размер стоимости данного вида услуг. Вузы в разных регионах страны самостоятельно приступили к расчетам и определению стоимости проживания в общежитиях, причем в одном и том же городе в вузах системы Минобрнауки России могут быть абсолютно разные цифры.
9 августа Министерством образования и науки Российской Федерации было направлено письмо руководителям высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования, где говорится о недопустимости резкого повышения платы за проживание студентов в общежитии. При этом на встрече президиума Студенческого координационного совета профсоюза и министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова была достигнута договоренность о том, что затраты на мероприятия по противопожарной, антитеррористической и технической безопасности общежития будет рекомендовано осуществлять за счет средств образовательного учреждения и не включать в расчет стоимости проживания в общежитии.
Дополнительно достигнута договоренность о проведении двух мониторингов: о потребности образовательных учреждений в организации санаторно-курортного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии медицинских показаний), и о расходовании средств образовательными учреждениями высшего профессионального образования на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами. По результатам проведения этих мониторингов возможны различные подвижки в вопросах финансирования этих очень важных для студенческой молодежи вопросов.
Сегодня студенческим профсоюзным организациям в очередной раз брошен вызов. В новом законе студенческим общественным организациям дано право активно вмешиваться в процесс принятия решений руководством образовательной организации. От того, как себя проявят лидеры студенческих организаций, сами члены профсоюза, будет зависеть их материальное благосостояние в дальнейшем. Сегодня важно закрепить в договоренностях и документах основные позиции, защищающие и улучшающие социальные гарантии обучающихся. В этом заключается основная задача студенческих первичек в ближайшее время.
Перестройка всей системы профессионального образования не может не отразиться на условиях труда, уровне и степени защищенности тех или иных категорий работников. Нам предстоят очень непростые времена как с точки зрения включенности в предстоящие модернизационные процессы, так и с точки зрения нашей с вами готовности адекватно и профессионально реагировать и защищать права и интересы членов профсоюза в новых условиях.

О Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года
В 2011-2013 годах Министерством образования и науки Российской Федерации проводится модернизация системы профессионального образования: в 30 субъектах РФ на базе прог­нозирования потребностей регионального рынка труда осуществлена оптимизация региональной сети образовательных учреждений, созданы новые элементы образовательной инфраструктуры, проведено обновление содержания образования на основе требования работодателей, реализуются современные модели государственно-общественного управления.
После вступления в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» система профессионального образования и обучения претерпит изменения. Минобрнауки России подготовило проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года (размещен на официальном сайте Минобрнауки России). На коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 18 июня 2013 года данный проект Стратегии был рассмотрен и в целом по результатам обсуждения одобрен, в ноябре 2013 года он должен быть внесен в Правительство РФ.
Целью принятия этой Стратегии является создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной:
- обеспечивать качественную и эффективную подготовку в соответствии с потребностями экономики и общества;
- гибко реагировать на социально-экономические изменения и вызовы инновационной экономики;
- предоставлять широкие возможности для различных категорий граждан в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
Одним из главных критериев эффективности образовательной организации сегодня является востребованность выпускников на рынке труда. Этот критерий войдет в мониторинг высших учебных заведений в этом году, об этом мы уже говорили выше. Но стоит отметить, что данный критерий не менее важен и для учреждений среднего профессионального образования. Основным постулатом, который закладывает Минобрнауки России в Стратегию, является обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики. Потребности работодателей в трудовых ресурсах должны реализовываться в определенной связке с образовательными организациями. Для этой цели планируется провести ряд мероприятий, направленных на консолидацию ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций, обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, непрерывность обучения, а также на оптимизацию сети: создание новых моделей образовательных организаций, открытие центров прикладных квалификаций.
Проект Стратегии предусматривает актуализацию региональных программ развития профессионального образования с учетом введения в действие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В процессе реструктуризации региональной системы профессионального образования нам важно не потерять ни одного члена профсоюза, а в случае принятия коллективами учебных заведений решения о переходе из других отраслевых профсоюзов на профобслуживание в Общероссийский профсоюз образования обратить особое внимание на мотивационную работу с обучающимися и работниками данных образовательных учреждений.

Продолжение следует