Работа форума началась еще до официального открытия, 14 августа. Утром Елабужский институт Казанского федерального университета принимал педагогов из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, днем проходили мастер-классы, а вечером гости, впервые прибывшие в замечательный город на Каме, знакомились с его многочисленными достопримечательностями. 15 августа состоялось торжественное открытие, на котором присутствовали первые лица образования Татарстана - министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшат Гафуров, председатель республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки Юрий Прохоров и другие почетные гости.
В четвертый раз Елабуга организует масштабный учительский форум. Нужно отметить, что начинался фестиваль в 2010 году как республиканский, но уже в 2011 году приобрел статус межрегионального, а в нынешнем - международного. Среди модераторов фестиваля педагоги из Германии, Испании, Сингапура, Турции, Украины.
Марианна Фризе, профессор из германского города Гиссен, исполнительный директор Института педагогики Университета имени Юстуса Либиха, рассказывала о немецкой реформе профессионального образования. Учитель технологии и директор школы Осман Язар из турецкого города Ризе посвятил свое выступление школьной системе Турции, ее сегодняшнему дню и перспективам, а также методам обучения, используемым на уроках технологии. Эмоциональная и артистичная миссис Джая Дас, директор департамента профессионального развития Сингапура, провела для российских коллег мастер-класс «Стратегии активного обучения: Обучающие структуры XXI века». Для многих участников фестиваля показанные ею технологии стали подлинным открытием. Все, кто выходил с мастер-класса Джаи Дас, признавались, что обязательно будут использовать ее методы в своей работе. Преподаватель русского языка, литературы и традиционной культуры в русской школе дополнительного образования «Истоки» Татьяна Смолякова, приехавшая на фестиваль из испанской Севильи, представила свой проект «Мамина школа», включающий обучение старинным народным играм и песням, знакомство детей с национальными обычаями. Биолог из Харькова Дмитрий Шабанов анализировал издающиеся в Украине и России учебники биологии. Екатерина Кудрявцева, научный сотрудник Института иностранных языков и медиатехнологий Университета Грайфсвальда, эксперт научно-технической сферы Министерства образования и науки РФ и проверяющая проектов Национального агентства Федеративной Республики Германии, рассказала об использовании на уроках художественных фильмов и анимации.
Конечно же, были среди модераторов известные отечественные специалисты: академик РАО, заведующий кафедрой педагогики Алтайского государственного университета Юрий Сенько и профессор той же кафедры Марина Фроловская, Светлана Тахтарова, заведующая кафедрой сравнительного изучения национальных культур и межкультурной коммуникации Института истории и Владислав Виноградов, заместитель директора по научной деятельности Института педагогики и психологии Казанского федерального университета. Большой интерес вызвали мастер-классы для учителей физики и математики. Модераторами в этой секции были Александр Кавтерев, ведущий сотрудник Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры» (он знакомил предметников с ТРИЗ-технологиями и онлайн-олимпиадами по физике на основе виртуальных лабораторий) и Алексей Максютин, заведующий кафедрой физико-математического образования Самарского ИПКРО (его мастер-класс был посвящен проектированию и решению многоуровневых математических задач). Были мастер-классы для историков и обществоведов, биологов, словесников, учителей иностранного языка и начальной школы. Педагог любого предмета нашел на фестивале много новых решений и интересных разработок.
Кроме того, каждый участник смог выступить со своими идеями и мыслями на заседании тематических круглых столов (они прошли в заключительный день). Педагоги, наделенные творческими дарованиями, проявили свои таланты в одном из шести конкурсов, объявленных организаторами перед фестивалем. Конкурс на лучший дневник фестиваля никого не оставил равнодушным, практически каждый участник в ходе форума делал свои записи, некоторые делились своими впечатлениями в стихах. Победителем конкурса на лучший дневник признана Анастасия Миннигалеева из Камско-Устьинского района Татарстана. В конкурсе «Наш дом - земля», который был объявлен республиканским общественным движением «Татарстан - новый век», приняли участие 32 педагога, а победителями стали учителя из Татарстана Резеда Волкова и Лариса Капитонова и коллектив преподавателей Чистопольского педагогического колледжа. В конкурсе на лучший мастер-класс для учителей истории, объявленном Елабужским государственным музеем-заповедником, призерами стали педагоги Ирина Ткаченко и Анна Васильева. В фотоконкурсе «Один день из жизни учителя» победил Сергей Климов, а мужчиной - лидером в образовании объявлен Венедикт Красильников.
Самым активным участником IV Международного фестиваля школьных учителей признана Наталья Марчук из города Чайковский Пермского края, а абсолютным победителем стала Гульшат Вахитова из Мензелинска (Татарстан). Были награждены педагоги, проявившие себя в конкурсе талантов. Творческий концерт участников (на нем можно было выступить со стихами, песнями, танцами и репризами) прошел в последний вечер фестиваля.
Безусловно, лучшим подарком всем собравшимся в Елабуге было четырехчасовое выступление Евгения Ямбурга. В программе его тема была заявлена довольно сухо: «По концепции Профессионального стандарта учителя». На самом деле свою речь Евгений Александрович посвятил актуальнейшим проблемам, волнующим всех без исключения педагогов. Он говорил о вызовах эпохи: о генетической усталости и меняющемся мире, о необходимости направить все внимание взрослых на психолого-педагогическую поддержку детей. О необходимости воспитания толерантности и веротерпимости в многонациональном и многоконфессиональном государстве, о стратегии и тактике образования, невозможной без восстановления духовных ценностей. Главным тезисом Ямбурга была мысль о том, что дух первичен, что все материальные ценности в школе должны служить воспитанию ребенка и формированию его внутренней свободы, а не рабской психологии. Директор московского центра образования №109 говорил о том, что современная школа главным сделала не ребенка, а второстепенные вещи: документы, оборудование, комиссии. Фраза Ямбурга о том, что дети мешают учителям и директорам российских школ работать с документами, уже давно облетела Интернет...
О многих важных вещах сказал почетный гость фестиваля, многими проблемами честно и открыто поделился с коллегами. В заключение своего выступления он поведал о своей философии радости, показал фрагменты школьных праздников и капустников и призвал учителей не отчаиваться, не падать духом, но трезво понимая и анализируя ситуацию, продолжать работать для будущего. Кстати, шутка Ямбурга на педагогическую тему: «Что такое счастье? - Иметь жену-учительницу. - Что такое несчастье? - Иметь такое счастье» - была отмечена как самая удачная фраза фестиваля.
Но приезд знаменитого директора ЦО №109 был не единственным подарком учителям, собравшимся в Елабуге. В один из вечеров участники фестиваля встретились с заслуженным деятелем искусств РФ, композитором Григорием Гладковым.
Гладков не только сыграл свои лучшие произведения, но и успел рассказать о себе. Например, о том, как он положил на музыку таблицу умножения. Свой «образовательно-музыкальный» проект он объяснил так:
- Выступая в школах, я заметил, что детям трудно изучать новые сложные темы. Ведь за счет телевидения, рекламы и тому подобного зрительная память не только молодежи, но и взрослого населения намного ухудшилась, поэтому я предпринял попытку «учить ушами». Это намного удобнее и доступнее. Тем более, можно включать запись и параллельно заниматься другими делами, например, мыть посуду, собирать портфель, включать ее перед ужином, завтраком - не важно. Эффект колоссальный! Там соединены такие музыкальные направления, как блюз, вальс, марш, рок-н-ролл, две колыбельные и музыка в русском национальном стиле.
Во время встречи желающие смогли задать Григорию Васильевичу вопросы. Например, такие:
- Каким, по вашему мнению, должен быть учитель, чтобы ученики запомнили его?
- Продвинутым и накачанным. Если более детально, то в начальных классах учитель должен быть старшего возраста, так он будет напоминать детям родителей, а лучше дедушку, тогда они будут более послушными, ведь своих бабушек и дедушек дети любят и слушаются почти всегда. Я вот до сих пор помню, как зовут мою первую учительницу - Анна Андреевна, она замечательный педагог. Думаю, дети с большим уважением и почтением будут относиться к зрелому преподавателю. Но в старших классах учитель должен быть молодым, чтобы они могли разговаривать на одном языке, возможно, даже используя в некоторых случаях одинаковый сленг. Тогда ученики и учитель будут общаться на равных, и взаимопонимание будет достигнуто быстрее и с более хорошими результатами.
- Какие книги, на ваш взгляд, должен прочитать каждый человек?
- В первую очередь, конечно же, Библию. Нужно читать поэзию, ведь благодаря ей развиваются ум и речь. И на третье место я бы поставил сказки и классическую прозу.
- Вы приехали в Елабугу сразу после кинофестиваля «Окно в Европу», проходившего в Выборге. Какие у вас впечатления?
- Перед тем как выехать, я сообщил всем, что собираюсь на Международный фестиваль школьных учителей, и участники кинослета мне по-настоящему позавидовали. Они знают, что собой представляет Елабуга и чем знаменит этот город. Хочу пожелать каждому педагогу, который приехал на этот фестиваль, чтобы огонь в глазах, который я вижу сегодня, сохранился как можно дольше.
Много интересного было на фестивале. Наверное, каждый участник мог бы рассказать о нем по-своему, у каждого свое главное впечатление, которое он сохранит на целый год. А через год, снова в августе, Елабуга ждет гостей на 5-м Международном фестивале учителей. И попасть туда может каждый.