Есть руководители, которые считают нормальной ситуацию, когда педагог много работает, а об оплате труда не говорит. Некоторые директора даже настаивают, что учителя не должны думать о заработках, так как разговор об этом якобы неэтичен.
Когда руководитель искренне уверен, что педагоги не имеют права говорить о справедливом материальном вознаграждении, в его сознании происходит подмена ценностей, труд педагога обесценивается. В другом случае это обычная манипуляция, чтобы под видом взывания к совести («как вы можете говорить о деньгах, вы же педагог!») просто не платить больше.
Для диалога с работодателем можно использовать знания из экономической психологии. В мире действуют экономические и психологические законы. К примеру, вряд ли найдется психически здоровый человек, который желал бы работать больше, а получать меньше. Исключение может составлять работа в экстремальных условиях, но мы сейчас не говорим об исключении из правил.
Даже если в окружении педагога не принято говорить о деньгах, подсознательно он всегда будет за сохранение равновесия: вложил (силы, ум, знания, духовные ценности) - получил (пищу, кров, материальные ценности).  
Согласно теории обмена взаимодействие продолжается, если отдача примерно пропорциональна вкладу. Соблюдение этой психологической закономерности исключает конфликты из-за оплаты труда.

Как привлечь внимание вечно занятого учителя к профсоюзным делам?

Бывает, что идеи, в которые вы верите, почему-то не принимаются другим человеком. Вы пытаетесь что-то сказать, но все время как будто стучитесь в закрытую дверь: вас не слышат или не желают открыть. Между тем вы точно знаете, что есть проблемы, на которые нужно обращать внимание. Причем это должны сделать те, у кого эти проблемы не решены.
Чтобы понять, что происходит, полезно взглянуть на ситуацию под иным углом зрения. Почему бы не использовать удачные идеи из областей жизни, не связанных или мало связанных с преподаванием и обучением?
Например, из сферы торговли. Подумайте, что всегда покупают? Продукты питания. Почему? Они жизненно необходимы. Значит, стоит так подать идеи, дела и задачи профсоюза, чтобы они стали жизненно важными для коллег. То есть без их решения нельзя было бы обойтись. Как без пищи, воды, воздуха. Базовые физиологические потребности, описанные еще в прошлом столетии американским психологом А. Маслоу, для человека всегда будут иметь значение. Исключением является, к примеру, угроза жизни, когда не до еды, либо человек бывает так увлечен, что забывает про еду и сон.
Постарайтесь донести до сознания учителя, как важно объединяться, ведь общение с себе подобными создает условия для выживания, а заставлять преподавателя работать до изнеможения, чтобы обогнать школу-конкурента, не только неэтично, но и опасно для его здоровья и жизни. Конкурировать можно и нужно, но без угрозы для жизни людей.
Тем учителям, кто часто забывает о себе, думая о других, скажите, что сохранение здоровья - не только их личное дело. Здоровый учитель - это здоровая школа, психически здоровый коллектив. А конкурировать можно без эмоционального выгорания. Для многих учителей такие слова психолога бывают настоящим открытием.
Такая подача информации, скорее всего, пригодится только на первых порах и для тех учителей, которые еще не осознали ценности профессионального союза. Но без привлечения на сторону профсоюза тех, кто прикрывается занятостью, дальнейшая работа невозможна.

Как остановить сотрудника, который все время пытается «поймать» профсоюзных лидеров на ошибках и недочетах?

Психологами описана последовательность подобных манипуляций, которая подчиняется конкретным правилам. Действующие лица - Агрессор (тот, кто пытается «подловить» и, как часто бывает, сам провоцирует на негативные действия), Жертва (в данной ситуации - члены профкома) и Доверенное лицо (все те, к кому обращались за сочувствием и кто пытался остановить Агрессора). Эти действия проходят под девизом: «Несчастье нуждается в сочувствии».
Что дает эта манипуляция всем участникам? Внешнее психологическое вознаграждение игрока (как Жертвы, так и Агрессора) - возможность избежать осознания собственных недостатков. Агрессор сообщает о недостатках, Жертва вынуждена защищаться от нападок. Нужна не защита или нападение, а работа над собственными ошибками, как ни странно это прозвучит.
Постарайтесь договориться о правилах поведения. Если во многих случаях профсоюзному лидеру рекомендуют настаивать на своем, то здесь скрупулезное соблюдение условий договора (действия по правилам) - оптимальный способ управлять ситуацией, держать ее под контролем.
Подробнейшим образом обсудите детали взаимоотношений с вашим коллегой и в дальнейшем строго придерживайтесь данных правил. Лучше сразу договориться, к примеру, о цене пропущенной встречи, которая будет выражаться не в финансовых, а в моральных категориях. Это необходимо для того, чтобы человек осознал значение цены, которая станет ему невыгодна - лучше соблюсти контракт.

Как лучше общаться с разными типами педагогов начинающему профсоюзному лидеру?

Начинающим профсоюзным лидерам, конечно, нужна информация о типах людей и особенностях общения с ними. На первых порах это позволит более четко организовать свою работу и сделать ее более понятной.
Опишем два типа педагогов, с которыми часто имеет дело профсоюзный лидер.
Педагог все знающий и доверяющий только себе. Человек этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Интеллект на высоте, но проблема в характере. К тому же он запускает свои проблемы, оставляя их решение «на потом». Таким людям, в силу их склонности к резонерству, нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка найти собеседника, который выслушает и посочувствует, зачастую приводит их и в профсоюз.
Теперь о том, как можно эффективнее с ними работать. Доброжелательное участие по отношению к людям этого типа и игнорирование тех черт характера, которые обычно отталкивают окружающих, создают благоприятные возможности для их смягчения. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Это создает предпосылки для дальнейшей эффективной работы.
Педагог с потребностью выговориться, ищущий сочувствия. В отличие от предыдущего типа педагогов проблема здесь уже не в характере. Очень часто это люди с непростой судьбой, одинокие, тонко чувствующие, добрые, переживающие из-за своей доброты. Советы по отношению к таким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают оказывать помощь. Переходить к оказанию помощи можно, если вас специально об этом попросили.
Главное, в чем нуждаются люди подобного типа, - любовь, принятие, сочувствие. Просто выслушайте их. Если хочется вставить свое слово, поделиться и своим мнением, профсоюзному работнику важно осознать, где заканчивается профессиональный разговор и начинается житейское обсуждение проблем. Это не значит, что просто так разговаривать нельзя. Но надо следить, чтобы больше рассказывал педагог. Если он активно выражает свое мнение, лучше его не перебивать.
При консультировании по профсоюзным проблемам в группу людей с потребностью выговориться, как правило, попадают пенсионеры, бывшие члены вашей профсоюзной организации с богатым жизненным опытом. Общение с ними может быть очень интересным и повысить компетентность профсоюзного работника. Они имеют уникальную возможность много читать, следить за различного рода информацией, поступающей из СМИ, и скорее всего, с готовностью откликнутся на вашу просьбу отслеживать для вас необходимую информацию.

Почему некоторые коллеги предпочитают общаться с председателем профкома не в кабинете, а в коридоре, на улице?

Взгляните на свой кабинет со стороны. Стол и все вокруг завалено бумагами? Подсознательно человек чувствует, что для него у вас не осталось места. Если есть свободное кресло для посетителя, он захочет его занять, прийти к вам.
В кабинете должно быть уютно, но не по-домашнему (иначе речь будет заходить не о профсоюзных делах, а, к примеру, о ценах на петрушку на рынке). Лучше, если деловая обстановка соответствует предпочтениям коллег. Скажем, один человек чувствует себя уютнее в кресле, а другой на стуле.
Но есть закономерности, влияющие на психические процессы каждого человека. Так, работоспособность и внимание будут поддерживаться длительное время, если в помещении свежий воздух, чистота (гигиенические факторы), деловая обстановка, хороший микроклимат (психологические факторы). На это часто не обращают внимания, а между тем это одно из важнейших условий предупреждения утомления и поддержания разговора в одном помещении без смены обстановки.

Если у педагога кризисная ситуация, чем может помочь профсоюзный лидер?

Чем профсоюзный лидер может помочь человеку, попавшему в беду? Как правило, к нему обращаются за финансовой поддержкой, а когда начинают рассказывать, нередко оказывается, что нужна и психологическая помощь.
Человек ищет возможности, как избавиться от угнетающего его состояния. Важно помочь ему пройти через этот сложный период, дать надежду, обеспечить доступ к ресурсам.
Создавайте системы, которые поддержат человека. Если социальная поддержка ограничена, человеку труднее справиться.
Не уходите глубоко в переживания, то есть не углубляйтесь в проблему, если вы не психолог, можете не справиться. Не задавайте много вопросов, вы не следователь.
Нельзя искать в травмирующей ситуации плюсы и говорить: «Вас обокрали, но у вас же еще остались деньги». Дело не только в деньгах: человек теряет опору под ногами и чувство безопасности.
Нельзя говорить: «Вы попали в аварию, скажите спасибо, что вас не убили». Лучше как-то обозначить словами переживания человека и сказать: «Да, это ужасно». Травма - опыт, который нельзя пересказать словами, но если человек пересказывает, это начало лечения.
Не говорите, что его проблема незначительна, она такой может казаться вам, а человек через нее прошел и испытал сильнейшие эмоции.
За один разговор можно ослабить болезненные симптомы, но работа обязательно должна продолжаться со специалистом, иначе человеку станет хуже.
Профессиональные психологи также занимаются профилактикой - обучают людей, каких реакций можно ожидать от себя и окружающих в кризисной ситуации, проигрывают возможные сценарии. Это не совпадет с тем, что в реальности, но будет хоть какой-то вариант, как действовать.
Люди, которые пережили травмирующую ситуацию, помогают другим, их тренируют психологи. Для бывалых тоже существуют группы поддержки. Чем больше профилактики, тем меньше работы. Это бесплатные группы, когда коллеги помогают коллегам.
Если человек продуктивно справляется с травмирующей ситуацией, это вызывает рост личности, он уже никогда не будет прежним.

Вопросы к психологу присылайте по адресу: psycholog-irina@yandex.ru

Ведущая рубрики - Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук