Задачи:
 1. Обеспечить материальную поддержку молодого специалиста в интересах привлечения и закрепления кадров на селе.
 2. Поднять привлекательность учительской профессии.
 3. Обеспечить методическую поддержку, создать условия для профессиональной адаптации специалистов в коллективе.
 4. Создать предпосылки сохранения и развития инфраструктуры муниципального образования в сфере бытового обслуживания и организации досуга.
Заказчики: учредитель и школа.
Участники проекта: школа, муниципальное бюджетное учреждение «Образование Карасукского района» (МБУ «Образование»), районная администрация, администрация муниципального образования.

Обоснование актуальности проекта
В настоящее время принят и действует ряд программ, направленных на развитие села. Однако ни одна из них в полном объеме не работает. Основной задачей данного проекта является консолидация различных мер поддержки в интересах кадрового обеспечения сельской школы.
Актуальность данного проекта связана с тем, что в сельских образовательных учреждениях остро стоит проблема привлечения, закрепления специалистов и «омоложения» педагогических кадров.
За последние пять лет педагогическое образование (среднее и высшее) получили 12 выпускников нашей школы. Из них лишь двое пошли работать по специальности (17%). Большинство учителей уже предпенсионного возраста, заменить их попросту некем.
В Морозовской СОШ 18 педагогических работников и один внешний совместитель, двое из них имеют неполную занятость (учитель технологии и музыки). Средняя нагрузка учителя по школе - 1,4 ставки. На начало прошлого учебного года в школе были вакансии: учитель иностранного языка, русского языка, математики, психолог, логопед. В школе необходимы медицинские работники, хореографы.
Реализация проекта предполагает разработку и внедрение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение сельской школы кадрами, в том числе привлечение молодых квалифицированных кадров.
Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и обеспечение жильем, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (например, проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения, это вопросы многих образовательных реформ. Часть мероприятий, связанных с закреплением специалистов на селе, входит в компетенцию районной администрации. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста вполне можно решить в стенах учебного заведения.

Проектное решение
Комплекс мероприятий, связанных с реализацией цели и задач проекта, определен в контексте круга его участников  (см. таблицу 1).
    
I. Внутришкольные мероприятия:
1) установление стимулирующих выплат молодым специалистам в размере 25% от базового оклада в течение 3 лет.
Привлекательность работы в школе для молодежи, повышение престижа профессии педагога связаны с размером заработной платы;
2) создание благоприятного психологического климата (конкурсы, мероприятия, традиционные праздники).
Самое главное - это воспитание чувства уважения, любви к профессии учителя со школьной скамьи. И конечно же, к своему второму дому - школе, к своему родному селу, к родному краю. Очень многое зависит от отношения к школе самих учителей, ведь дети, наблюдая за ними, берут с них пример.
Очень важны мероприятия, проводимые в школе и направленные на воспитание уважения к профессии учителя: День самоуправления (День дублера), «Учитель года», «Самый классный классный», «Портфолио учителя», «Капитаны счастливого детства» и другие традиционные праздники;
3) создание комфортных условий труда. Образовательное учреждение обеспечивает принятых специалистов качественно оборудованным рабочим местом, укомплектованным компьютером и мультимедийным проектором, интерактивной доской, копировальной техникой;
4) методическая поддержка (закрепление наставников, обеспечение методической литературой, стажировки и повышение квалификации).
Важным шагом на пути привлечения молодых учителей в школу является, конечно, оказание методической помощи начинающим специалистам, проведение тренингов для молодых педагогов, которые пришли в школу после института и сразу не могут переключиться с мысли о том, что они уже не ученики, а самые настоящие педагоги!
5) Публикация в СМИ материалов, поднимающих престиж работы в школе.
Систематические публикации о результатах деятельности образовательных учреждений, профессиональных конкурсах, о лучших людях педагогической профессии, отзывов родителей и учащихся об учителях.

II. МБУ «Образование»
1. Сотрудничество с вузами:
1) информационный обмен по вопросам вакансий;
2) совместная организация дней открытых дверей на базе вуза, педагогических колледжей или школы. Два раза в год по договоренности с вузами образовательные учреждения организуют поездки выпускников и их родителей на традиционные дни открытых дверей, на которых выпускники получают исчерпывающую информацию о заинтересовавших их специальностях и условиях поступления и обучения в данном учреждении;
3) заключение договоров о целевой подготовке и переподготовке специалистов. Районная администрация заключает соглашение на целевую подготовку по педагогическим специальностям и утверждает план совместных действий по подготовке педагогических кадров;
4) предоставление мест для практики студентов. На основании договоров, заключенных с вузами, образовательное учреждение предоставляет места для прохождения практики студентам, закрепляя за ними наставников;
5) оформление специализированных стендов, страниц на сайтах для профориентации. На официальных сайтах образовательных учреждений выделяется отдельная страница для профориентации выпускников, на которой размещается информация об учреждениях высшего профессионального образования, где можно получить педагогическую специальность.
2. Сотрудничество с центром занятости:
1) информационный обмен по вопросам вакансий. МБУ «Образование» формирует банк данных существующих вакансий, осуществляет единовременные выплаты при трудоустройстве. Администрация муниципального образования выделяет компенсационные выплаты при переезде, при оплате съемного жилья.

    III. Администрация Чернокурьинского сельского совета:
1) ходатайство перед органами власти о выделении земельного участка,  жилья молодым специалистам и другом материальном обеспечении;
2) участие в финансировании культурно-массовых школьных мероприятий, конкурсов;
3) компенсация аренды жилья;
4) формирование инфраструктуры: досуг, бытовое обслуживание.
    
IV. Администрация Карасукского района Новосибирской области:
1)  включение специалистов в муниципальные программы, в рамках которых осуществляется покупка, выделение жилья или земельного участка;
2) необходимо расширить меры социальной поддержки для учителей в виде единовременной денежной выплаты при первом трудоустройстве в школу (предоставление подъемных);
3) финансирование первичного методического обеспечения.
Примерные сроки реализации программных мероприятий представлены в таблице 2.

Ресурсы и затраты
1. Кадровые. Кадровое обеспечение реализации проекта осуществляется за счет имеющихся ресурсов.
2. Методические: формирование единой внутришкольной базы методических наработок.
3. Материально-технические: целенаправленное пополнение материально-технической базы школы.
4. Информационные: актуализация базы данных вакансий, создание и размещение информационных материалов в СМИ, на сайтах образовательного учреждения, администрации и центра занятости, на стендах в вузах и школах.
5. Финансовые. Во многом проект может быть реализован за счет имеющихся ресурсов, однако требуется привлечение определенного объема дополнительных финансовых средств как со стороны школы и органа общественного самоуправления, так и со стороны администрации муниципального образования. Затраты, связанные с реализацией проекта, представлены в таблице 3.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты реализации проекта представлены в таблице 4. В данном случае они могут быть разделены на количественные и качественные. При этом к количественным результатам относятся только две позиции - процент обеспеченности сельской школы кадрами и процент освоения образовательной программы. Несмотря на то что данные показатели заложены в требования государственных образовательных стандартов, в ряде случаев в сельских школах они не выполняются как раз по причине кадрового дефицита. (См. таблицу 4.)

Риски проекта
    Смена руководства муниципального образования.
    Окончание сроков действия принятых целевых программ.
    Дефицит финансовых ресурсов на муниципальном уровне.
    Закрытие в вузах специализированных факультетов и направлений подготовки, обеспечивающих школу кадрами определенной квалификации.
    Незаинтересованность органов муниципального управления в развитии данного проекта.
    Дефицит специалистов необходимой квалификации на районном рынке труда.
Все обозначенные риски относятся к категории форс-мажорных обстоятельств и не могут регулироваться с позиции школы.

Заключение
Целью данного проекта была разработка комплекса мер, позволяющих объединить усилия всех структур муниципалитета по решению проблемы кадрового обеспечения сельской школы через включение вновь принятых специалистов в существующие программы.
Реализация данного проекта дает возможность улучшить материальное положение и повысить социальный статус учителя сельской школы, привлечь молодых специалистов на работу в общеобразовательные учреждения.
Реализация проекта позволит сохранить и улучшить социальную инфраструктуру сельских населенных пунктов. Это не только новые рабочие места, но и возможность закрепления и притока населения - реальный шанс восстановить деятельность сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств и предприятий бытового обслуживания.
В системе образования сельских школ произойдут кадровые изменения. Существенно повысится конкурентоспособность квалифицированного учителя на рынке труда. Это приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников. В то же время повышение заработной платы и социальная поддержка молодых специалистов приведут к обновлению кадрового корпуса. Будет создана система непрерывного профессионального образования педагогических работников, обеспечивающая удовлетворение потребности сельской школы в квалифицированных кадрах.

Галина ПОДЛУЖНАЯ,
директор Морозовской средней общеобразовательной школы;
Зинаида ШАПАРЕНКО,
председатель первичной
профсоюзной организации

Карасукский район,
Новосибирская область