«Дем» - значит помощь

Сегодня мы радуемся тому, что дошкольному образованию уделяется большое внимание, восстанавливаются детские сады, но в середине 2000-х годов именно Татьяна Ильинична выступила на Всероссийском совещании работников образования, на котором впервые благодаря профсоюзам  подняли эту тему. И она рассказала о том, что такое дошкольное образование в Калмыкии. Считаю, это было вкладом в те изменения, которые произошли позже. Госдума стала по-другому смотреть на систему дошкольного образования, Минобрнауки РФ переориентировалось. И в кулуарах совещания мы активно обсуждали проблемы детских садов, которых на самом деле множество.
Труд моих коллег, лидеров первичек, поверьте, дорогого стоит. Он незаметен, часто не оценен по достоинству многими учителями, за которых  наши лидеры бьются. Но работа есть, она дает реальные плоды.
- Калмыцкий реском профсоюза одним из первых в России создал потребительский кооператив, который успешно работает в течение пяти лет. Расскажите о нем.
- Для того чтобы помочь нашим педагогам, которым требуются кредиты на лечение, обучение детей, мы организовали потребительский кооператив «Дем». Сейчас, спустя годы, мы поняли, что это было правильное решение. Люди, которые оказались в очень сложной жизненной ситуации, могут взять без хлопот, под самые низкие проценты, сумму до 30 тысяч рублей. Ставка потребительского кредита составляет два процента кредита на лечение и обучение - всего 1,2%. Ими пользуются педагоги из Элисты и разных районов.
В Федерации профсоюзов Калмыкии выдают профсоюзные путевки с 20-процентной скидкой, экономия семейного бюджета для тех, кто ими пользуется, составляет примерно 7-8 тысяч. Сейчас, в сезон отпусков, многие приобретают эти путевки, оформляя кредит в нашем кооперативе. И люди уже поняли, что это настоящая касса взаимопомощи, работающая в установленном законом порядке. «Дем» зарегистрирован, все его действия открыты, прозрачны, но, к сожалению, некоторые учителя не знают, что могут получить и такую помощь.

Народная избранница
- Вы много лет отстаивали интересы избирателей, будучи депутатом сельского, поселкового, районного, городского советов, Верховного Совета Калмыцкой АССР. В 1979 году были избраны депутатом Верховного совета СССР десятого созыва. Что вам удалось сделать на этом ответственном посту?
- В Приютненском районе были построены школа в поселке Нарта, совхозе «Володарский» (ныне поселок Песчаный), небольшой мост, соединяющий село Приютное и поселок Октябрьский, дорога с твердым покрытием из Элисты в Песчаный и  другие объекты.
Однажды первый секретарь Приютненского райкома партии Вера Никулина поделилась проблемой: согласно постановлению Правительства СССР ввиду очень сложной финансовой ситуации приостановлено строительство всех социальных объектов, в том числе Дворца культуры в Приютном. И в правительстве нашей республики тогда решили, что к моему голосу - голосу рядовой сельской учительницы - в коридорах государственной власти  обязательно прислушаются. И я поехала в Госплан СССР, рассказала, почему жителям села крайне необходим этот объект. Через неделю все-таки получила визу на продолжение строительства, оно было завершено, и Дом культуры в Приютном действует по сей день.
Обращались и руководители колхозов, совхозов с проблемами, связанными с выделением машин, обеспечением животноводческих стоянок комбикормами. Но, самое главное, мне удавалось решать вопросы рядовых избирателей.
Очень многим вернувшимся из депортации помогла в поиске документов в Сибири.
А больше всего мне запомнилось общение со светлыми, красивыми душой людьми. Кайсын Кулиев, с которым я сидела рядом на одном из  торжественных мероприятий, на обложке журнала «Новый мир», где было опубликовано его стихотворение, оставил свою подпись со словами  «Антонине Коокуевой, воспетой Пушкиным и Кугультиновым». Он обратился ко мне как к дочери нашего народа, напомнив известные стихи великого русского и калмыцкого поэтов.
Общалась с писателем Чингизом Айтматовым, академиком Чазовым, представителями других республик. Это были открытые люди. Чем выше пост они занимали, тем доступнее, ближе они были тем, кто к ним обращался.
Не раз беседовала и со специалистами Министерства образования СССР. Это случалось всякий раз, когда готовились новые документы, обсуждался бюджет системы образования страны.
Иногда приходилось слышать: мол, что сложного в работе депутата? Вам сказали «одобрить», вы подняли руки и проголосовали. Да, это было так. Но перед составлением каждого документа шла длительная работа. Мы за две-три недели приезжали в Москву, обсуждали каждую букву, строчку. В Министерстве образования СССР объясняли: вот это нам удалось, а здесь не получается, нужна ваша помощь. Меня вводили в курс дела, и я ходила на заседания комитетов, выступала, старалась убедить, вместе мы добивались чего-то значимого для отрасли. И это была очень важная работа, не заметная избирателям.
- Умение убеждать, конечно, помогает вам в нынешней работе. Но вы ведь еще учились в Академии общественных наук при ЦК КПСС.
- Это было уникальное образовательное учреждение, где не только наши учились, но и болгары, венгры, поляки, немцы - партийная элита тех времен. Помню выступления Леонида Ивановича Абалкина, ведущего экономиста на рубеже перестройки, когда к власти пришел Михаил Горбачев. Его идеи звучали на всю страну, он был нашим преподавателем. Лучшие умы преподавали в этой академии. Я окончила ее с отличием. Знания, возможно, устарели, но каждого из тех, кто учился, обогатило общение с людьми, которые были действительно преданы своему делу. Прежде думай о Родине, а потом о себе - это как раз о них. Это была элита нашего общества,  которая двигала его вперед. Она всегда существовала и существует при любом строе, это лучшие люди, без которых невозможно дальнейшее развитие.

Как я была врагом народа
- Каким было начало вашей работы в рескоме профсоюза?
- Мы участвовали в пикетах и митингах, и разные политические партии обращались к нам, пользуясь ситуацией, связанной с задержкой зарплаты учителям, но мы четко стояли на своей позиции. А она выражается в том, что мы действуем в рамках закона о профсоюзах, защищаем прежде всего социально-экономические интересы работников и сотрудничаем с властью, которая есть, потому что только от нее и можно добиться решения проблем. Но когда стол переговоров не помогал и зарплату задерживали более полугода, люди выходили на площадь.
Председатель правительства делал все возможное, но легче от этого не становилось, и я хорошо помню ситуацию во время одной из встреч учителей с членами Кабинета министров. Заседание не началось, пока не пришли мы, представители рескома профсоюза. Правительство, глядя на педагогов, молчало не потому, что нечего было сказать, а потому, что чувствовало настроение людей. Нужен был посредник, и я выступила в этом качестве. Сделала то, что мне казалось самым верным в той ситуации, - говорила правду, не опускаясь до оскорблений.
Мы тогда показали организационные возможности профсоюза, умение вести переговоры. Реском отражал настроение людей, но не допускал перехлеста эмоций. А он мог случиться в любую минуту, когда, например, уставшие от безденежья учителя перекрывали трассу в Приютном и Малых Дербетах. И мы с главами районных администраций беседовали с людьми, убеждали их, уводили с дороги.
Против нас одна влиятельная в то время газета опубликовала серию материалов. Анекдотичный случай: на страницах этого издания появилось письмо некой учительницы, сообщавшей, что выдали долги по зарплате за несколько месяцев, и она на них купила долгожданный холодильник. Мол, спасибо руководству, а то пришлось бы и дальше без необходимой техники жить. Меня же эта газета чуть ли не врагом калмыцкого народа назвала. И все потому, что я во время одного из пикетов в ответ на слова представителей власти, умасливавших народ, спокойно, без эмоций, сказала правду.
То было трудное, тяжелое для всей страны время - середина девяностых годов. Сейчас государство становится более социально ориентированным. Мы уже не выходим на баррикады, но это не значит, что работы у профсоюза стало меньше. Руководители, председатели первичек должны все знать о локальных актах, развивать социальное партнерство, следить за тем, чтобы ничьи права не ущемлялись. Эта работа идет в рамках изменений, происходящих в стране, и роль профсоюза в этом плане на самом деле велика.
Радует, что первые подвижки в лучшую сторону есть. Глава республики подписал указ о единовременных выплатах молодым педагогам, начинающим учителям дают бесплатные земельные участки.
Появляются новые имена в директорском корпусе. В Гашун-Бургусте школу возглавляет вчерашний студент Калмыцкого университета, он уже получил жилье, его всячески поддерживает администрация района. И в коллективе трудятся молодые учителя, которые скоро получат по 50 тысяч рублей.
В Элисте принято положение о механизме предоставления бесплатного земельного участка педагогам до 35 лет. Об этом говорят в коллективах во время встреч.
Школам активно помогает бизнес-сообщество. В той же Гашун-Бургусте местные предприниматели помогли сделать ремонт в школе.

У сельских учителей и впредь будут льготы
- С какими проблемами в профсоюз обращаются чаще всего?
- Когда людям нужно отстоять свое право на досрочное назначение пенсии, когда в коллективах напряженная ситуация в связи с распределением стимулирующих выплат в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ). Замечу, что часто директор школы, распределяя средства, бывает прав, но не может просто, доступно объяснить работнику, почему ему положена именно такая сумма.
Много работаем не только с председателями первичек, но и с директорами школ, заведующими детскими садами. Очень приятно, когда руководители заботятся о своих подчиненных. Недавно директор одной из школ Лаганского района сама приехала в Элисту, обратилась к предпринимателям за помощью. Речь шла не о ремонте школы, а о поддержке учительницы, которой нужны деньги на операцию. Мы тоже не остались в стороне.
- Есть ли успехи, которыми реском профсоюза может гордиться?
- В республиканском отраслевом соглашении прописаны льготы и гарантии для педагогов во время прохождения аттестации, которые отсутствуют в федеральных документах. Они касаются победителей профессиональных конкурсов, учителей, имеющих отраслевые награды, и других.
Более того, вместе с коллегами из других регионов мы отстояли льготы по оплате коммунальных услуг сельским педагогам. В Федеральном законе «Об образовании в РФ», который вступит в силу 1 сентября, эта норма сохранена благодаря массовым действиям со стороны профсоюза. Вместе с представителями других регионов делегация из Калмыкии принимала участие в пикете в Москве, на территории республики мы собрали более 8 тысяч подписей под обращением к депутатам Госдумы.
Сегодня мы работаем над тем, чтобы вернуть льготы по оплате коммунальных услуг пенсионерам, более 10 лет проработавшим в селе. В ныне действующем Федеральном законе «Об образовании» эта норма есть, в новом - нет. Но парламентарии в регионах могут принять законодательные акты на региональном уровне, для того чтобы льгота была сохранена. Мы сейчас как раз бьемся за это.
Думаю, депутаты Народного Хурала предстоящего созыва в первую очередь должны обсудить поправки в республиканский закон об образовании. Предварительные переговоры ведутся, в профильном министерстве мы находим поддержку, и я надеюсь, что эту норму для ветеранов педагогического труда мы сохраним.

Отвечая на вызовы времени
- Как вы сотрудничаете с Министерством образования, культуры и науки Калмыкии?
- Приведу в пример одну из сторон деятельности профсоюза - общественный контроль. Как председатель рескома профсоюза, я вхожу в состав Государственной экзаменационной комиссии, и наша задача состоит в том, чтобы не допустить нарушений законодательства во время проведения ЕГЭ. Считаю, что в этом году ГЭК работала системно и последовательно.
Впервые по предложению главы Калмыкии была создана и общественная комиссия по контролю за проведением ЕГЭ. От нашей организации в нее вошла правовой инспектор Ирина Мололкина. Она же работала в составе конфликтной комиссии.
Особенность проведения ЕГЭ в этом году заключается в том, что были задействованы многие общественные структуры. Мы делали все, чтобы защитить права ребенка.
Другая сторона нашего сотрудничества касается защиты прав педагогов, а именно разработки программы по ипотеке для работников образования.
- Как вы думаете, почему профсоюз образования привлекателен для рядовых педагогов?
- Российскому профсоюзу образования более ста лет, и он еще долго будет работать, защищая педагогов, выступая посредником между ними и органами государственной власти, руководителями, занимаясь правовым обучением, воспитывая молодежь, взращивая новые кадры. В этом и состоят его главные задачи. Наверное, поэтому наиболее мудрые, дальновидные руководители образовательных учреждений сотрудничают с нашей организацией, и наши ряды ежегодно пополняются активной, думающей молодежью.