Закон «Об образовании в Свердловской области» определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, но до сих пор по некоторым позициям нет четкого понимания, на ком лежит ответственность за решение тех или иных вопросов. Профсоюзные активисты считают, что главная задача - привлечь внимание власти к существующим проблемам и содействовать их решению.
Несмотря на то что администрация города заявила о значительном повышении с 1 июня 2013 года заработной платы младшим воспитателям и поварам дошкольных учреждений, профсоюзные активисты напомнили Вячеславу Погудину о многочисленных требованиях профсоюза по увеличению минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума.
Сегодня самым актуальным вопросом становится повышение зарплаты педагогов дополнительного образования. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта, который предусматривает внеурочную занятость учеников начальной школы до 10 часов в неделю, резко выросло количество детей, посещающих учреждения дополнительного образования, а фонды оплаты труда остаются практически на том же уровне, штатные расписания не расширяются. Профсоюзные активисты считают, что создание условий для реализации этой части ФГОС - прерогатива регионального бюджета, который обязан в областной субвенции школам отдельной статьей планировать оплату труда педагогов на реализацию стандарта. Необходимо принять нормативный акт на уровне области, определяющий правила расходования этих средств, в том числе и путем заключения договоров с учреждениями дополнительного образования, где есть все условия для организации внеурочной деятельности школьников.
В законе «Об образовании в Свердловской области», по мнению профсоюзных активистов, нечетко определено понятие малокомплектной школы. В отдаленных районах Нижнего Тагила есть несколько школ, имеющих классы с низкой наполняемостью, оптимизировать или закрывать которые нецелесообразно. И руководители учреждений, и профсоюзные активисты считают, что для таких школ областным бюджетом должны быть установлены свои нормативы. Пока же, к сожалению, принцип нормативно-подушевого финансирования не позволяет этим учреждениям создать все необходимые условия для реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе обеспечить зарплату педагогов на уровне не ниже средней по экономике региона, как было заявлено президентом. Поэтому необходимо при расчете фондов оплаты труда ввести такие повышающие коэффициенты, которые бы позволяли этим школам работать в более благоприятном режиме.
Еще одной проблемой, которую озвучили руководители образовательных учреждений, является обучение детей на дому. При формировании фондов оплаты труда по нормативно-подушевому принципу на таких учеников закладывается недостаточно средств. Приходится использовать для оплаты труда педагогов стимулирующий фонд, что вряд ли правомерно. А ведь таких ребят, находящихся на постоянном домашнем обучении, в городе 90 человек. Кроме того, в течение года некоторые дети болеют, получают травмы, а на них закладываются средства только как на ученика в составе класса.
К Нижнему Тагилу присоединены несколько сельских территорий, где есть общеобразовательные учреждения. В них очень сложно решаются кадровые вопросы, так как некоторые удалены от города на расстояние более 50 километров. Найти учителей нужной специальности в сельском поселении удается далеко не всегда, приходится доплачивать из стимулирующего фонда педагогам, которые приезжают на работу из города. Оплата проезда, к сожалению, не предусмотрена ни полномочиями муниципалитета, ни области. По-видимому, нужен дополнительный нормативный акт для решения этой проблемы.
Президиум городского комитета профсоюза обратил внимание Вячеслава Погудина на необходимость проведения мониторинга средней зарплаты учителя именно за ставку, потому что в ряде учреждений уровень зарплаты, заявленный президентом, достигается за счет работы педагогов на 1,5 и даже 2 ставки.
На встрече также были заданы вопросы о мерах социальной поддержки работников образования, улучшении жилищных условий педагогов, повышении зарплаты воспитателей детских домов и школ-интернатов, оздоровлении работников образования и их детей, низкой оплате труда педагогов, работающих в загородных оздоровительных лагерях и лагерях дневного пребывания.
Встреча продлилась более двух часов. И Вячеслав Викторович Погудин, и профсоюзные активисты, и руководители образовательных учреждений были удовлетворены конструктивным разговором.
С 1 сентября 2013 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и областной закон «Об образовании в Свердловской области» вступают в силу. Вместе с тем очевидно, что необходимо подготовить и принять целую серию нормативных актов, направленных на решение проблем, которые касаются педагогов, учащихся и родителей.

Людмила КУЗНЕЦОВА, председатель Нижнетагильской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Свердловская область