- Юрий Александрович, конференция прошла уже в седьмой раз. Как вам показалось, не ослабло ли внимание участников к ней?
- Нет, такого впечатления у меня не сложилось. Перед конференцией мы традиционно публикуем доклады в сборнике и раздаем его участникам при встрече. В этом году в наш фолиант вошли 343 статьи; в соавторстве их написали 412 человек. И в который раз поразил диапазон проблем, требующих обсуждения на нашем форуме! В первый день форума прошло пленарное заседание, на котором были заслушаны 6 докладов по актуальным вопросам тематики конференции. Чтобы охватить все волнующие наших участников вопросы, была организована работа десяти секций. В одной обсуждали проблемы и технологии непрерывного образования, в другой - информационные и коммуникационные технологии в образовании, в третьей - современные информационные технологии в практической психологии, в четвертой - здоровьесберегающие технологии в образовании и организации процесса производства... Работали три дня, а расставались с желанием скорее встретиться снова. Кстати, у нас в этот раз были гости не только из уже постоянных стран-участниц - Украины, Белоруссии, Казахстана, - но и из Израиля, Германии, Австрии. Нет, положительно, интерес к конференции год от года только растет.
- Объединение людей разных профессий и взглядов изначально было вашей целью?
- Да, конференция получилась и оказалась столь интересной именно потому, что эта установка была задана с самого начала. Сегодня наука, образование и промышленность неразделимы. Не будет образования - не будет ученых и некому будет в промышленности работать, не будет промышленности - не будет денег, а какие без них можно вести исследования и как преподавать? Три эти составляющие неразрывно связаны логикой, но а в жизни, как правило, существуют автономно. То и дело слышатся укоры предпринимателей: «Нам не хватает специалистов!» и сетования ученых: «А где молодые умы?». Они не знают, как им найти друг друга. Так мы поняли, что назрела необходимость собраться вместе ученым, учителям и промышленникам, поделиться проблемами, найти взаимовыгодные пути их решения, подружиться, наконец. Ну а то, что все эти разные люди открыты ко всему новому и поддерживают информационно-коммуникационные технологии, стало дополнительным стимулом для подобной встречи. Ведь понять, какие перспективы сулят новые знания, важно всем, независимо от профессии. Безусловно, без современных гаджетов сегодня невозможно ни совершить открытие, ни учить, ни обеспечить работу производства. Вот эта-то платформа послужила нашему объединению.
- Неужели воспитателю детского сада может быть интересен доклад по экономическим тенденциям развития машиностроения или обсуждение методов технического и фрактального анализов?
- Ваша ирония понятна, и вопрос абсолютно закономерен: программа мероприятия действительно очень обширна и разнообразна. Вот поэтому мы разводим докладчиков по секциям, чтобы каждый выбирал себе обсуждения по душе и по профессиональным интересам. Но были и универсальные темы, привлекшие внимание большинства аудитории, - например, современное исследование о том, как складывается карьера женщины в современном обществе, или спич, какие угрозы и какие открытия сулят социальные сети. Хочу отметить, что именно на такой конференции упомянутая вами  воспитатель детского сада приходит к четкому пониманию, как важно, чтобы образование не останавливалось на каком-то определенном уровне, а непрерывно перетекало из одного состояния в другое, знаменующее более высокий уровень. Доклады побуждают к размышлениям, и на основе услышанного рождаются собственные уникальные идеи. В свою очередь витающим в своих эмпириях ученым весьма полезно послушать земные слова педагога о существующих реалиях, это тоже способно подстегнуть их на новые поиски истины.
- И все-таки генеральная линия конференции - инновации в образовании?
- Безусловно, мы живем этим! У нас изначально сложились хорошие отношения с Российской академией образования и с Институтом информатизации образования, поэтому все новейшие передовые идеи в этой области мы видим, знаем и пытаемся у себя в муниципалитете применить. Первое, что мы сделали, - выстроили единое информационное пространство. На сегодняшний день все наши образовательные учреждения, включая дошкольные, подключены к Интернету, но мы не остановились на этом. Сейчас благодаря взаимодействию с компанией НПП «ФинПромМаркет-XXI» Группы компаний АВЕРС создаем единую целостную систему по информационно-образовательному пространству от детского сада до высшего учебного заведения. Успешно реализовали программы «Заведующий дошкольным образовательным учреждением», «Руководитель образовательного учреждения», а на уровне муниципалитета запустили программу «РОНО». Итогом проведенной модернизации очень довольны, ведь теперь благодаря этим программным продуктам мы постоянно взаимодействуем с нашими учреждениями на уровне органа управления образованием и имеем всю необходимую информацию для оперативного принятия эффективных управленческих решений.
- Какой именно информационный ресурс вы используете в работе?
- В единой базе данных хранятся систематизированные данные о каждом педагоге: образование, квалификация, возраст, портфолио. При необходимости «в один клик» можно проследить учебный процесс каждого ребенка за локальный период и за все годы обучения, увидеть его проблемы и достижения, слабые и сильные стороны, динамику развития. Соответственно система так же прозрачна в определении состояния и качества учебного процесса в целом по школам.
- Расскажите о школах вашего города.
- В городе 37500 жителей, пять общеобразовательных учреждений, семь дошкольных и одно учреждение дополнительного образования. У нас весьма хорошие показатели уровня образования в области. Традиционно город занимает одно из ведущих мест по олимпиадникам: всегда есть победители и призеры как областных, так и федеральных олимпиад.
Кстати, в рамках модернизации мы провели большую подготовительную работу и с 1 июня запустили новую муниципальную услугу - электронную очередь в дошкольные образовательные учреждения. В местной газете заблаговременно подробно рассказали об этом с пошаговой инструкцией, и сейчас жители города знают, как система работает, заходят на сайт Управления образования и науки и регистрируются...
- И это при том, что в Московской области услуга электронной очереди заработала только с
1 июля!
- Да, верно, у нас же эта услуга в штатном режиме к тому моменту достаточно успешно работала уже месяц. Кроме того, в течение нынешнего года мы в тестовом режиме работали по введению электронного журнала во всех образовательных учреждениях. Попробовали, поучились, и с 1 сентября переходим на такую форму отчетности полностью. Это очень удобно и эффективно, потому что по всем позициям мы работаем с одной компанией - АВЕРС. Нам не пришлось с нуля начинать каждый этап и одну и ту же информацию набивать по нескольку раз, если ее нужно с одной программы перевести в другую, - все предусмотрено и сделано весьма грамотно.
Как итог: на научно-практической конференции круглые столы «МИС «АВЕРС: web-комплектование» и «Электронная школа» и дискуссионная площадка «Формирование информационной инфраструктуры ДОУ» пользовались большой популярностью. Предлагаемые нашими деловыми партнерами решения просты и технологичны. Наше сотрудничество со специалистами компании АВЕРС однозначно оцениваем как 100-процентный успех!
- А почему вы остановили свой выбор на разработках АВЕРС?
- Не скрою, немаловажным фактором сначала послужил личный мотив: многие сотрудники группы компаний АВЕРС бывшие военные, как и я. Это сближало. Я понимал: значит, там работают компетентные и порядочные люди. И я нисколько не жалею, что сделал такой выбор. Приходят специалисты, качественно выполняют работу, доводя дело до конца. На базе программного обеспечения АВЕРС мы сумели сформировать единое информационное пространство системы образования муниципалитета с выходом на предоставление муниципальных услуг в электронном виде. Создали фундаментальную площадку для перехода к современным методам управления системой образования, получив типовое решение для муниципалитетов. Все это достаточно быстро, внедрение было осуществлено в течение квартала. Кроме того, внедрение информационных и коммуникационных технологий позволяет выйти на новый уровень взаимодействия с учреждениями и с родительской общественностью. Родители стали более интегрированы в учебный процесс.
- Родительской интеграции наверняка способствовала и ваша знаменитая конференция школьников?
- Часто мы слышим: «Молодежь не та!», «Интерес к учебе потеряли», «Заниматься ничем не хотят». Мы подумали: такого быть не может! Видим же, талантливые дети есть. Решили сделать детскую конференцию. Они приезжают, регистрируются, получают такие же сборники, только уже своих трудов. Участие детей в конференции бесплатное; чтобы провести форум достойно, ищем спонсоров. Подтянули профессуру, которая оценивает выступления ребят по достоинству. Я настолько горжусь этой конференцией! В прошлом году участвовало более тысячи человек. Уже когда стали приходить заявки, признаюсь, растерялся: куда их разместить? И провели открытие мероприятия в нашем дворце спорта «Импульс». Зал был полон, география - от Владивостока до Калининграда. И что отрадно - не только учителя, но и родители начинают приобщать детей к научным исследованиям! Это здорово. Многие наши участники как приехали сюда в 8-м классе, как полюбили процесс разгадывания головоломок мироздания, так и ездят каждый год, пока не окончат школу. А наши именитые ученые всегда готовы им подсказать, в каком направлении лучше двигаться дальше. И хочу сказать: очень много талантливых детей, очень много по-настоящему интересных докладов звучит на конференциях. Мне кажется, мы делаем большое дело, дав возможность учащимся сделать первые шаги в исследовательской деятельности.

Протвино, Московская область