Свое первое республиканское соглашение реском профсоюза образования подписал в ноябре 1991 года, буквально через несколько дней после выхода указа Президента России, позволяющего оформлять в образовании акты социального партнерства. До этого все трудовые правоотношения в отрасли регулировались только государством.

К слову сказать, наше первое соглашение, заключенное с правительством республики и министерством образования на волне протестных акций учительства в те неспокойные 90‑е, состояло всего из нескольких страниц, но несло в себе такой объем защитных моментов, которого мы сегодня, живя в более благополучной стране, вряд ли можем достичь.
За эти годы коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в отрасли прочно вошло в практику работы профсоюзных органов всех уровней и показало свою эффективность.
В системе образования республики достигнуто стопроцентное заключение территориальных соглашений, они действуют во всех 62 муниципальных образованиях. Соглашения, как правило, трехсторонние. Стороны - это профсоюз, отдел образования и глава администрации. Во всех учреждениях образования, где созданы профсоюзные организации, заключаются коллективные договоры. Здесь показатель тоже 100 процентов. Этот результат можно считать своеобразным историческим достижением, потому что в относительно короткий период времени, в довольно непростое время в отрасли сложились цивилизованные партнерские отношения. Сегодня и органы управления образованием, и работодатели понимают, что наличие эффективного колдоговора в организации является важнейшим залогом социальной стабильности. Для работников это более высокие по сравнению с трудовым законодательством гарантии, основное средство повышения уровня и качества жизни. Для работодателя - ключевой фактор повышения качества труда и формирования в коллективе единого понимания целей и путей развития организации.
Вопросы реализации соглашения ежегодно рассматриваются на коллегии Министерства образования совместно с президиумом рескома профсоюза. Регулярные взаимные консультации, представительство профсоюзной стороны во всех рабочих структурах министерства, совместное проведение ряда профессиональных мероприятий и многое другое сводит к минимуму вероятность открытых конфликтов в учреждениях образования и отрасли в целом.
Это при том, что система образования именно в последние 20 лет подвергалась перманентным реформам, социальные последствия которых без партнерского взаимодействия сторон, скорее всего, были бы более негативными. Полагаю, это интересная тема для научного, социологического анализа.
Несмотря на то, что соглашения мы подписываем с органами управления образованием, переговорный процесс, согласование позиций проводится и с иными ведомствами. В первую очередь с Министерством финансов и с Министерством труда и социальной защиты населения РБ. Кроме того, мы сотрудничаем с прокуратурой, Государственной инспекцией труда, Управлением по контролю и надзору в сфере образования, Госкоммолодежи, Управлением образования и администрацией Уфы. Нужно сказать, что в целом отношения со всеми этими структурами складываются достаточно деловые и конструктивные. Путем взаимных компромиссов нам удается прийти к определенным позитивным результатам. Так, совместно с министерствами образования, финансов и Минтруда нам удалось сделать отраслевую систему оплаты труда одной из лучших в стране. Сейчас мы совместно работаем над реализацией указа Президента РФ №597.
Очень действенна помощь со стороны правительства при создании рабочих групп из представителей Минобразования, Минфина, Минтруда РБ и рескома профсоюза для изучения вопросов на местах.
Аналогичные отношения складываются и в муниципальных образованиях. Например, во всех городах и районах республики председатели территориальных организаций профсоюза входят в состав трехсторонних комиссий, что позволяет им более профессионально и мобильно решать социальные проблемы работников.
Стопроцентное заключение соглашений и коллективных договоров подвигает нас к достижению более сложной цели - повышению их результативности. Я думаю, все социальные отрасли находятся в одинаковой ситуации с точки зрения возможностей бюджета. Как в условиях проводимой государством политики повышения эффективности бюджетных расходов добиваться дополнительных мер социальной поддержки? Как добиться того, чтобы прописанные договоренности работали и безусловно выполнялись?
Очевидно, что в условиях все еще присутствующего в обществе правового нигилизма, когда нередко даже нормы закона не работают, достичь этого в отношении актов социального партнерства трудно, порой невозможно. Например, в общей сложности в коллективных договорах и территориальных соглашениях предусмотрено более 50 (а совсем недавно было более 70) дополнительных льгот и гарантий для работников образования, в колдоговорах вузов их около 80. Вместе с тем нередки случаи, когда, к примеру, учителей обязывают пройти медосмотр за счет собственных средств, хотя это противоречит закону.
Поэтому реском профсоюза ставит очередной задачей повышение эффективности колдоговоров и соглашений, просчет этой эффективности в рублях, и желательно - в миллионах рублей. Полагаю, что, просчитав цену каждого пункта соглашения и в целом цену вопроса, мы сможем усиливать социальную защищенность работников.
Повышение эффективности колдоговоров и соглашений зависит и от ряда других факторов. Так, действующий с 2005 года региональный закон «Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан» предусматривает создание во всех отраслях республиканских комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В целях реализации этого закона разработан и утвержден регламент отраслевой комиссии в образовании, определен ее состав. Однако в связи с частой сменяемостью координаторов комиссии в правительстве республики, а также кадровыми изменениями в аппарате Министерства образования, несмотря на наши усилия, регулярную работу отраслевой комиссии организовать не удается. Каждый раз при назначении нового координатора комиссии ему направляется весь необходимый комплект документов, проект плана работы, однако ответ мы ни разу не получили, и никаких действий со стороны координаторов не было предпринято. В связи с этим реском профсоюза и Министерство образования решили организовать работу комиссии в режиме двухсторонних отношений.
Не удается нам также на регулярной основе наладить сотрудничество с профильным комитетом Госсобрания-Курултая РБ.
Препятствием в развитии эффективного социального диалога также является, на наш взгляд, несовершенство структуры социального партнерства, формирования его легитимных представительных органов. До сих пор в республике не определены представители объединений работодателей для бюджетных отраслей, как это предусмотрено республиканским законом «Об органах социального партнерства», так что правовая основа наших соглашений весьма относительная. Наверное, надо признать, что фактического равноправия сторон мы пока так и не достигли. Профсоюз по-прежнему выглядит назойливым просителем, добивающимся снисходительного великодушия другой стороны. Этому способствует и тот факт, что работники и работодатели еще не осознали до конца свое право самим устанавливать правовые нормы, регулирующие их трудовую деятельность. Соглашения, коллективные договоры не стали в полной мере инструментом формирования государственно-общественного управления образовательными учреждениями, что не позволяет в полной мере обеспечивать включение работников в процесс принятия решений. Здесь огромное пространство для деятельности профсоюзных организаций.
Хочется надеяться, что к следующему, 25‑летнему юбилею социального партнерства в республике мы преодолеем эти проблемы.