Прежде чем перейти к разговору о задачах, которые ставит перед собой эта организация, коротко представлю своего собеседника: Иван Кайнов начинал как сельский педагог. Совмещая новаторство и традиции, он в своем окружении являлся источником не только знаний, но и культуры, отвечая исконному статусу носителя этой профессии. Благодаря профессиональным успехам был замечен и приглашен в одно из, пожалуй, самых интересных и по-хорошему нестандартных учебных заведений Тюмени - лингво-эстетическую гимназию №83. Там мы и познакомились с молодым заместителем директора, когда страна проводила Год учителя. Прошло несколько лет, и вот очередная встреча с Иваном Васильевичем уже в его новом качестве. Любопытствую: а как зародилась идея объединить свежую педагогическую поросль? Узнаю, что инициатива создания совета принадлежит двум замечательным женщинам, много лет отдавшим развитию отрасли - Валентине Тимофеевне Худяковой, председателю Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки, и Аде Борисовне Китайгородской, возглавляющей Совет ветеранов педагогического труда.
- Знаете, как работают наши ветераны: что ни год, то новая книга! О заслуженных учителях, о династиях педагогов, о комсомоле… Причем каждая - масштабный и ответственный труд, материал для которого собирался по всем районам юга области. А сколько еще задумок! Сколько сил надо, чтобы их воплотить? Особенно если приходится рассчитывать только на себя... Неудивительно, что когда завершался Год учителя, Ада Борисовна заговорила о преемственности. Ее мысль была подхвачена, и уже в 2011 году мы создали Клуб молодых педагогов. Под свое крыло нас взяла Тюменская межрегиональная организация Профсоюза работников образования и науки. Позднее сеть клубов во главе с избранными председателями сформировалась в районах, а общим единым органом стал областной совет, в который вошли активисты - представители разных территорий юга области и города Тюмени. Общим составом мы собираемся два раза в год - такая периодичность обусловлена подготовкой и проведением семинаров, но связь держим постоянно. Сейчас это легко осуществить с помощью Интернета. Кстати, собственный сайт делать не стали: нас опять же пригласила к себе Тюменская организация профсоюза. На ее сетевом ресурсе мы завели рубрику «Знакомьтесь!», где рассказываем о молодых педагогических талантах, которых в Тюменской области, надо сказать, немало.
- Иван Васильевич, я слышала, что ваши семинары не просто интересны по своему содержанию, можно уже говорить и о том, что сложились определенные традиции их проведения.
- Да, мы организуем их весной и осенью, и так повелось, что весеннее мероприятие проходит в Тобольске на территории Кремля. Нас принимают семинаристы, мы общаемся, знакомимся с их жизнью, но самой долгожданной бывает, конечно, встреча с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием. Как известно, он ректор духовной семинарии, и его взгляды на развитие образования для нас чрезвычайно интересны. Помню, первый раз мы очень волновались: смогут ли молодые педагоги и владыка понять друг друга, найти общий язык? Задали вопрос о том, как ему видится введение в образовательную программу предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Он ответил, что здесь для него в первую очередь важна культурологическая составляющая, что же касается вопроса веры, то человек должен прийти к ней сам. У каждого здесь собственный путь, и открывается он в свое время. Вот тогда-то мы и поняли, что владыка Димитрий - наш большой союзник.
- Когда молодые учителя из разных территорий юга области собираются за одним столом, какие вопросы они обсуждают, что пытаются донести до тех, кто их слышит?
- Давайте я сперва скажу о тех, кто не слышит… Почему-то многие уверены, что молодежь на своих встречах говорит в основном о квартирах и зарплатах… На самом деле мы о таких вещах даже не заикаемся. У нас множество других тем для обсуждения - важных и интересных. Например, моральная поддержка молодых учителей со стороны руководства и педагогического коллектива школ. Судите сами: кто интересен для учеников, за кем они охотнее всего пойдут? Естественно, за человеком инициативным. Но, как мы знаем, инициатива, как правило, наказуема, и многие руководители ее боятся, любыми способами стараются пригасить. Так как же быть тем молодым педагогам, которые только-только пришли в школу и рвутся что-то сделать, а их стремление воспринимается почти как дерзость? Одновременно с этим встает другой вопрос: зачем молодежь подталкивают к участию в конкурсах такого уровня, как «Учитель года»? Ведь это площадка для демонстрации профессионального мастерства, педагогического опыта, который не приобрести, проработав в школе в течение всего двух-трех лет, и педагогического таланта, который тоже вряд ли раскроешь за это время. Естественно, по сравнению со старшими коллегами молодые учителя часто оказываются в проигрыше… Однако на Всероссийском уровне уже несколько лет подряд проводится отдельный конкурс для молодых специалистов «Педагогический дебют», городской этап которого проводится и в городе Тюмени. Но на областном уровне такого конкурса пока не проводилось. В этом году впервые такой конкурс для молодых специалистов провели в Уватском районе под девизом: «Зажги свою звезду!» Абсолютным победителем стала учительница начальных классов Туртасской школы Екатерина Николаевна Сенцова. Этой победе предшествовало первое место Екатерины во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок», где она завоевала золотую медаль. Здесь хотелось бы отметить уровень работы с молодыми специалистами в районе, а особенно поддержку молодых специалистов районным Советом ветеранов педагогического труда, который возглавляет мудрая Зинаида Даниловна Корчемкина, представитель одной из крупных педагогических династий области.
- Но ведь есть и другие конкурсы, дающие молодежи шанс заявить о себе, работающие на имидж учительской профессии?
- Любой конкурс, на мой взгляд, - это большой труд, эмоциональная нагрузка и в конечном итоге два-три победителя. Имидж, престиж профессии надо поднимать конкретными делами. В прошлом году тюменская делегация побывала на слете молодых педагогов в Республике Марий Эл. Мероприятие оказалось грандиозным: на нем присутствовали представители Министерства образования, из всех регионов страны съехались участники. Мы пообщались, подружились, почувствовали, что постепенно начинает формироваться и крепнуть наше сообщество. Но вместе с тем было ощущение, что далеко не все собравшиеся хорошо ориентируются в проблематике, в векторах молодежной политики внутри образовательной отрасли. Ребята начинали рассказывать о своей работе: «Мы создали группу в Интернете», «Мы провели флеш-моб», «Мы в праздник дарили прохожим «смайлики»… Когда слово предоставили Тюмени, мы поинтересовались: «А за этим ли мы объединяемся? Какова наша цель? Можем ли мы сообща выработать стратегию решения тех или иных проблем, если захотим увидеть что-то дальше родного школьного порога?» Хотя в большей степени нас сейчас заботят именно проблемы на местах, которые необходимо решать, как говорится, здесь и сейчас. Стратегии пусть пишут специальные ведомства, но попытаться повлиять на их принятие мы должны. В силах молодежного объединения вернуть российской школе традицию, профессиональную этику, пропаганду позитивного педагогического опыта, разобраться в нашумевшем законе и стандартах, формировать и проявлять активную гражданскую позицию. Кстати, вопросы, над которыми мы предложили задуматься, не местного уровня. Откровенно говоря, Тюмень недаром считается регионом-лидером в образовании: у нас много начинаний и достижений, в том числе в реформировании всей образовательной системы. Достаточно сказать, что тюменцы первыми перешли на отраслевой принцип оплаты труда и что в области активно работают все программы поддержки молодых семей, молодых специалистов, чего нет в других регионах. Но есть моменты, одинаково важные для учителей, независимо от того, в какой части страны они живут и сколько лет работают в школе. И на одном из первых мест стоит престиж нашего труда и статус учителя как носителя культуры прежде всего.
- Который измеряется, как я понимаю, не только уровнем заработной платы…
- Не только, хотя и по этому поводу мне найдется что сказать… Сколько стоит в нашем городе билет на хороший концерт? В среднем три тысячи рублей, если речь об удобном месте, если человек не захочет ютиться где-нибудь на задних рядах... Много ли найдется учителей, которые позволят себе регулярно посещать культурные мероприятия? В то же время я знаю, что в некоторых обеспеченных организациях билеты раздаются сотрудникам бесплатно. Вероятно, когда недостаток средств мешает развитию личности - это та ситуация, с которой мириться не так-то просто. Помню, как рассказывал на уроке про Меньшиковский дворец: я прочитал все, что нашел о его строительстве, о предметах интерьера, о событиях, связанных с его историей. Мог, наверное, объяснить, откуда взялось каждое пятнышко на паркете… Ребята слушали, затаив дыхание, потом спросили: «А вы там были?» К сожалению, я там побывал гораздо позднее, в отличие, как оказалось, от моих учеников. Сегодняшние школьники бывают и в Греции, и в Италии, и во Франции, и в Испании, посещают исторические места, прославленные музеи, а учитель, который рассказывает им о шедеврах этих музеев, зачастую осознает, что никогда не сможет туда поехать. Разве это правильно? В нашей практике это очень значимый момент: недаром по инициативе Валентины Тимофеевны Худяковой Тюменская межрегиональная организация профсоюза поощряет активистов совета и нынешним летом отправляет в культурно-образовательный тур на Черное море, в Крым. Ребятам предстоит посетить места, связанные с именами Волошина, Чехова, Айвазовского, многих других известных людей, проникнуться духом традиции и творчества. Мы договорились, что не будем полагаться на услуги профессиональных гидов - каждый сам подготовит экскурсионный рассказ об особенностях какого-либо города.
- Общаясь с учителями, я чувствую, что не все они воспринимают себя как часть образовательной модели, укоренившейся сегодня в нашем обществе.
- Да, и это продолжение разговора о престиже профессии. В конце последнего десятилетия двадцатого века у нас в стране стала, например, активно внедряться личностно ориентированная модель образования. С первого взгляда совсем неплохо, что личность ученика оказалась в центре внимания, поднялась на новый уровень. Согласно этой модели учитель выступает скорее как коллега ребенка, ставится с ним практически на равных, а поскольку сегодняшние школьники могут быть значительно грамотнее нас, например, в техническом отношении, надо этот факт наконец-то признать и принять… Но кроме плюсов здесь сразу же проявились и очевидные минусы. В привычной нам цепочке: учитель - учебник - ученик - местами поменяли два главных звена. Теперь она выглядит так: ученик - учебник - учитель. Модель, заимствованная на Западе, там, возможно, и работает, но у нас-то уклад жизни немного другой, хоть он и активно европеизируется. И как нам ставить ученика выше учителя, если целое тысячелетие на Руси за старшими людьми признавалась мудрость, молодежь шла к ним за советом? И здесь дело не только в ментальности, но и многонацио­нальном своеобразии, географии, традициях, образе мысли и жизни. Есть ощущение, что мы в последнее время мечемся от одной крайности к другой, не знаем, на чем остановиться, в то время, как советская система образования была признана всем миром, знаменитые ученые ломали голову над ее феноменом, а многие успешные и самодостаточные страны взяли за основу и начали развивать применительно к своей почве.
- Значит, молодые педагоги не отказываются вернуться к системе, которую мы привычно называем «старой советской»?
- Думаю, это поле для споров и размышлений, после которых можно наконец решить: это мы берем, это - нет. Я, например, считаю, что нам необходима более гибкая система оценки успеваемости. Форма подачи знаний тоже может меняться. Стандартный урок длится сорок пять минут, потому что на протяжении этого времени, как говорили психологи, максимально работает логика. Допускаю, но такие предметы, как, например, мировая художественная культура, опираются не на логику, а на эмоцио­нально-чувственное восприятие, на что сорока пяти минут не всегда хватает. С другой стороны, хорошая школа не изолирует ребенка от реальной жизни, не рисует мир только радужными красками. Как-то мы с учениками посмотрели и обсудили отрывки из фильма «Список Шиндлера». Потом ко мне пришли родители с вопросом: «Зачем вы рассказываете детям о жестокости? Школа должна быть островком доброты и оберегать ребенка от таких потрясений». Я возразил: «А почему постоянно оберегать? Почему ребенок должен быть уверен, что на его пути будут встречаться только добрые дяди и тети? Ведь однажды он может выйти из-под своего «хрустального колпака» и столкнуться с агрессией и жестокостью. Не лучше ли вовремя научить его противостоять им?» Это все, конечно, отдельные аспекты системы образования, не основополагающие, но в целом скажу честно: мне наш советский опыт достаточно близок.
- Иван Васильевич, и все-таки молодой учитель - это понятие возрастное или ваши единомышленники вкладывают в него что-то большее?
- Когда смотришь на юных девочек, которые приходят в профессию, думаешь: им бы пока с классом совладать… Проходит всего год-другой, налаживается контакт с детьми, появляется уверенность в своих силах, рождаются интересные идеи, и вот уже видишь в них своих единомышленников, со временем способных вырасти в настоящих педагогов. Вместе с тем в нашем совете есть люди с очень интересной биографией, такие как, например, Жаслан Омаров, историк, несколько лет проработавший за границей, хорошо владеющий английским языком, а теперь переехавший в Сорокинский район. При этом он тоже молодой педагог. Мне очень приятно, что организация объединила самых разных людей, что все они помогают друг другу, как советом, так и конкретными делами. Наша общая радость - это возможность общаться с учеными, преподавателями ведущих вузов. На очередной семинар, например, мы приглашаем потрясающего педагога, ученого из Ульяновского института Раиса Загидуллина. Замечательные мастер-классы и творческие вечера с нами проводит Ирина Гендлер из Тюменского госуниверситета. Думаете, почему мы только попутно обсуждаем проблемы с жильем? Потому что хорошо знаем свои права и готовы объяснить их всем молодым коллегам. Как я уже говорил, меры социальной поддержки в Тюменской области достаточно продуманны: только с момента создания совета семь его членов получили жилье, остальные являются участниками различных программ. Если нужны профессиональные рекомендации, ребята без труда связываются между собой через Интернет, так как уже хорошо знают друг друга, дружат. Надеемся и дальше укреплять отношения с ветеранскими педагогическими организациями в районах - от более тесного общения, думаю, все останутся в выигрыше. Конечно, мы понимаем, что у педагогов и соответственно у школ сегодня очень много проблем, и нам их сразу не решить. Но важно уже то, что наш голос слышен, а наше мнение интересно. Наверное, именно поэтому мы все-таки продолжаем искать свой путь, и очень может быть, что однажды его найдем. Не могу обещать, что он будет абсолютно правильным, но в одном уверен: образованность, доброта, великодушие и нравственная чистота навсегда останутся нашими ориентирами.