остеприимный регион
По многим показателям Тюменский регион сегодня в лидерах. Например, по темпам роста экономики, которые существенно превышают среднероссийские. За пять лет промышленность выросла почти вдвое. По этому параметру область входит в ведущую тройку субъектов РФ. Регион гордится своими новыми отраслями по нефтепереработке, металлургии, стеклу, собственной нефтедобычей (Уватский проект). Ощутимы успехи и в социальной сфере. Размер средней заработной платы вырос в 2,5 раза, и есть тенденция роста. По мнению губернатора Владимира Якушева, Тюменская область, один из лидирующих, динамично развивающихся субъектов Федерации, объективно выступает ускорителем, «драйвером» вывода страны на новые рубежи социально-экономического развития.
Нельзя не заметить явные успехи тюменских учителей, приезжающих на финал Всероссийского конкурса «Учитель года». Неоднократно на протяжении ряда лет они входят в почетную «пятнашку», а трое из них стали обладателями Малых хрустальных пеликанов. И здесь тюменское образование входит в первую десятку регионов по показателям успешности на российском финале. И хотя Большой хрустальный пеликан пока еще не поселился на этой сибирской земле, шансы есть, ведь система образования, по словам губернатора, стала другой, «ориентированной на качество, вариативность, поощряющей творческое начало» - параметры, прямо скажем, необходимые для победы на конкурсе. Что особенно бросается в глаза в модели организации областного тюменского конкурса? Серьезная доконкурсная работа с педагогами со стороны ТОГИРРО (Тюменского областного государственного института развития регионального образования). Здесь не забывают о послеконкурсном этапе, активно включают учителей в творческие мастерские, тренинги, педагогические марафоны, приглашают ярких учителей из других регионов. Свой подход у тюменцев и к принципам формирования жюри - в него входят не только свои, тюменские, специалисты, но и приглашенные эксперты. Автор идеи - Ольга Ройтблат, ректор ТОГИРРО, народный учитель России, когда-то прошедшая через международный конкурс учителей английского языка и страноведения США и ставшая его победителем. Опыт подсказал, что оценивать мастерство учителей может только мастер высокого уровня. Не все с восторгом приняли тогда ее решение сделать председателем областного жюри человека со стороны, да еще и не чиновника. И все-таки им стал нездешний словесник Олег Парамонов из Брянска, одержавший абсолютную победу на Всероссийском конкурсе еще в 1993 году. Организаторы не ошиблись, незаурядный педагогический талант, поэтический дар, наконец, профессиональное чутье помогали ему и коллегам по жюри принимать в целом правильные решения при выборе регионального победителя. Сегодня известный педагог - желанный гость многих областных учительских конкурсов, где он сам демонстрирует свое мастерство как уникальный учитель-филолог, как одаренный поэт, владеющий к тому же и актерским искусством. Но тюменцы первыми оценили его способность вдохновлять педагогов, умение работать с большой аудиторией, при этом умудряться, как он пишет в своих стихах, «звучать не для всех, а для каждого».

Место встречи изменить... можно!
В этом году организаторы конкурса удивили местом его проведения. Площадкой стала Тюменская областная библиотека имени Дмитрия Менделеева, выдающегося, разностороннего ученого-энциклопедиста, автора известной всему миру таблицы - Периодического закона химических элементов. Будучи физиком, химиком, этнографом, общественным деятелем, Дмитрий Иванович прославился еще и как педагог. Он родился в семье директора Тобольской классической гимназии, высшее образование получил на физико-математическом факультете Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, долгие годы преподавал в различных учебных заведениях. Среди многих его высказываний о школе цитата «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности» вполне соответствовала тому, что происходило на конкурсе. Тюменские педагоги не подвели своего великого земляка - демонстрировали высокий уровень предметных знаний, владения новыми технологиями. Возможно, и сама атмосфера крупнейшего регионального культурного и информационного центра, универсальные фонды которого насчитывают около 2,6 млн единиц различного вида документов на 22 языках народов мира, помогла им лучше раскрыться. Все под рукой - уникальные книги, справочная литература, работа в интерактивных зонах с ноутбуком на основе технологий wi-fi, просмотр и прослушивание мультимедийных материалов в специализированных креслах и холлах. Вот где возможность показать себя и широту взгляда на мир, эрудицию и общую культуру! В аудиториях менделеевской библиотеки и первого в России Тюменского регионального филиала Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, который расположен в этом же здании (директор Олег Шор), выступают ведущие экономисты, политологи, социологи. Здесь реализуется проект «Губернские чтения» как дискуссионная площадка для управленцев и научного сообщества. Теперь и учителя вместе с учениками ощутили себя причастными к большой науке и общественной жизни. Уроки вне стен школы, в непривычном формате нисколько не смущали ребят. Столь необычное, статусное место, напротив, интриговало и придавало детям больше уверенности. В этом новом «взрослом» мире они чувствовали себя комфортно, происходящее явно поднимало их самооценку и внутреннее самоуважение. Такое, пожалуй, останется в памяти навсегда.
История областной библиотеки берет свое начало еще в конце XIX века. Новый ультрасовременный ее облик - результат серьезной реконструкции. Ольга Адамович, директор менделеевской библиотеки, показала нам уникальные фонды и коллекции, как работает система заказа и доставки с использованием новейших технологий, как переводятся древние книги в цифровой формат. Рассказала и о социально значимых программах, среди которых проект, пришедший из Америки и популярный сегодня в Европе, - «Буккроссинг» («Bookcrossing»), что означает «книговорот». Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал - отдай другому». Для этого в библиотеке организована «безопасная полка», где любой посетитель может оставить свои книги или взять интересующие. Вот ведь, подумала я, такова и сверхзадача учительского конкурса: знаешь - научи другого, умеешь - покажи. Владеешь мастерством - поделись с коллегой. Чем не педагогический буккроссинг?

По заветам Менделеева
Областной конкурс «Педагог года Тюменской области-2013» проходит по трем номинациям, победителями которых в этом году стали тюменцы Анастасия Гелеханова, воспитатель детского сада №18, Андрей Федоров, мастер производственного обучения техникума строительной индустрии и городского хозяйства, и Дмитрий Новиков, учитель информатики 64-й школы. Все участники конкурса традиционно получили денежные премии от губернатора. Их поздравили Наталья Шевчик, первый заместитель губернатора, Алексей Райдер, директор Департамента образования и науки Тюменской области, Валентина Худякова, председатель Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, которая вручила финалистам путевки для оздоровления. В номинации «Учитель года» третье место завоевала учитель английского языка из школы №13 города Тобольска, увлеченная и энергичная Оксана Корикова, второе получил молодой, артистичный и перспективный учитель английского и немецкого языков из 17-й гимназии Тюмени Петр Агеев. И наконец, лидером признан Дмитрий Новиков, учитель информатики школы №64 города Тюмени. Именно он и будет представлять область на Всероссийском финале. Учитель крепко стоит «на высоте современных знаний в своей специальности», то самое, о чем писал Дмитрий Менделеев. Тезка ученого, Дмитрий Новиков, как и знаменитый земляк, тоже получил высшее образование в Санкт-Петербурге. Педагог разносторонний и эрудированный: информатик, философ, филолог, учитель начальных классов. Преподавал в школе и гимназии немецкий, английский и латынь, знает древнегреческий язык. Не стану раскрывать секреты и детали его мастерства, рассказывать о необычных педагогических приемах, глубоких по смыслу конкурсных выступлениях. Подождем финала в Москве. Поделюсь лишь некоторыми ответами на вопросы, которые задала педагогу о его послеконкурсных планах, о любимых книгах, музыке, увлечениях...
- Летом хочу организовать разработку учебных материалов для интерактивной доски, создать то, что поможет сберечь время моих коллег, а для ребят сделает уроки еще интереснее. Вдохновил рассказ моего выпускника, который сейчас учится в Кембриджском колледже, об использовании там интерактивного оборудования не только как экрана для проекции картинок, а для превращения урока в живое, умное и творческое действие.
Моему сыну летом исполняется шесть лет. Хочу создать детский досуговый центр для него и детей своих друзей. Надеюсь, у нас получится открыть его в сентябре. Планы вынашивались давно, проведена подготовительная работа, в их осуществлении уверен.
Есть мечтательные планы о развитии школьного образования, о появлении гражданских инициатив, частных предприятий. Школа - это дело не только государственное, это дело каждого из нас. Мы все разные. Создавать разнообразие - моя мечта. Мне кажется, что дети хотят именно этого.
Люблю читать хорошую литературу. Например, открыв книгу своего учителя философии Александра Куприяновича Секацкого «Дезертиры с острова сокровищ», я не сразу догадался, что читаю хорошую современную литературу. Во время конкурса пришлось обратиться к «Божественной комедии» Данте и «Гадким лебедям» Стругацких. Иногда рассказываю детям о книге Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения», а иногда прямо наоборот - рекомендую прочесть Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
Музыку люблю живую, особенно в исполнении своих друзей, знакомых. Из классиков чаще слушаю Моцарта и Баха. А перечитывая Данте, не мог пройти мимо симфонической фантазии Чайковского «Франческа да Римини». Слушать люблю Вертинского и Гребенщикова. Последняя моя находка в современной эстраде - это французская песня «Je veux» в исполнении Изабель Жеффруа.
Сфера профессиональных интересов Дмитрия Новикова - языки, философия, литература. Компьютеры и информационные технологии, которыми он владеет виртуозно, были поначалу увлечением, а стали основной профессией. То, чему педагог учился в университете и аспирантуре, перешло в увлечение. Но Дмитрий Михайлович не без гордости говорит о том, что главное его увлечение и призвание остались неизменными: он работает в школе, и эта работа ему нравится.

Тюмень