Глава государства выразил недовольство тем, что большинство регионов не довели зарплату учителей до необходимого уровня. «По итогам прошлого года средняя заработная плата учителей сравнялась или превысила среднюю зарплату по экономике только в 13 субъектах РФ, еще в 34 субъектах она лишь немного уступила средней по экономике, однако в подавляющем большинстве субъектов целевые показатели достигнуты не были. Напоминаю, мы специально взяли на федеральный уровень неотложные расходы по обновлению материальной базы школ, чтобы регионы смогли направить освободившиеся средства на повышение зарплат учителей. Подчеркну, в текущем году вопрос во всех регионах страны должен быть закрыт окончательно».
В дальнейшем повышение дохода учителей из года в год, по словам президента, должно стать обязательным. При этом важно обеспечить единый подход. Глава государства обратил внимание на то, что сегодня наблюдается большой разрыв по уровню оплаты труда учителей, причем даже в сопоставимых по возможностям регионах. «Зачастую это прямой результат различных подходов к начислению заработной платы», - констатировал президент и попросил главу Минобрнауки доложить, как идет внедрение новых систем оплаты труда.
«Конечно, сами методики отличаются от региона к региону, везде своя специфика, - отметил Дмитрий Ливанов. - Мы вместе с профсоюзами ведем тщательный мониторинг того, как выплачивается зарплата, и требуем соблюдения общих принципов. Во-первых, 30 процентов должен составлять фонд премиальных выплат. Второе условие - обязательное участие общественных, управляющих советов в определении системы оплаты труда в конкретной школе. Третье - заработная плата должна зависеть от интенсивности труда педагогов. И четвертое - она должна учитывать все виды деятельности учителя, а не только уроки».
По данным министра, сегодня особенно сложная ситуация в шести регионах, где зарплата педагогов за первый квартал 2013 года составила менее 80 процентов от средней по экономике: это республики Коми и Якутия, Чеченская Республика, Забайкальский и Красноярский края, а также Чукотский автономный округ.
Зашла речь и о профессиональном стандарте учителя. «Граждане, профессиональное сообщество должно иметь исчерпывающую информацию о разработке профстандартов, - подчеркнул Владимир Путин. - Также нужно обеспечить переходный период, чтобы все учителя ознакомились с новыми требованиями и прошли необходимую переподготовку. Им должна быть предоставлена такая возможность, потому что просто требовать переподготовки и не создавать условия для этой работы - просто бессмысленно».