Как это выглядит
На днях в центральном офисе Polymedia в Москве прошло весьма необычное мероприятие. Победитель конкурса «Учитель года Дагестана-2010» преподаватель информатики и ИКТ многопрофильного лицея №3 Махачкалы Магомедшапи Дибиров провел дистанционный урок географии с учениками сразу двух школ Краснодарского края - №40 Новороссийска и №16 станицы Кущевская.
Благодаря системам видео-конференц-связи BKC LifeSize подаваемое на LCD-монитор изображение позволяло в мельчайших деталях увидеть каждого из детей, сидящих за полторы тысячи километров от Москвы. Особенность урока состояла в том, что помимо видео- и аудиосигнала можно было в режиме реального времени следить за ходом выполнения задания на интерактивных досках, установленных в классах и офисе. Учитель фактически работал вместе с ребятами, демонстрируя карту России и герб города Красноярска, а также помогая ученикам определить расстояние от Москвы до этого населенного пункта с помощью инструмента «Линейка».
Эффект присутствия был настолько полным, что вызванные к доске дети прекрасно справились и с устными вопросами, и с практическими заданиями, словно педагог находился с ними рядом. Преподаватель мог одновременно общаться с двумя классами, сами же они также видели друг друга и могли задавать вопросы. При желании можно было организовать работу не только в малых группах, но и между классами разных школ.
- Все это делает возможным наряду с обычными уроками проводить телемосты, устраивать видеоконференции, интеллектуальные игры, теледебаты и организовывать другие формы общения между учениками и учителями, - говорит Магомедшапи Дибиргаджиевич. - Благодаря высококачественному сигналу и широкому каналу связи можно реализовать полноценную работу как с группами детей, так и с отдельными категориями школьников, например с инвалидами, одаренными и так далее.

Из чего состоит
Система построена по иерархической схеме. На базе Кубанского госуниверситета основан ресурсный центр, где установлено серверное оборудование. К нему, в свою очередь, подключена 51 базовая школа, от которых каналы связи идут к 73 малокомплектным школам-спутникам. Это дает возможность осуществлять централизованную трансляцию по всей сети, проводить занятия для тех или иных школ, а также выходить на связь с каждым образовательным учреждением индивидуально.
В каждой базовой школе, входящей в эту структуру, организован кабинет видео-конференц-связи, оснащенный дисплеем Flame диагональю 46'’ с LED-подсветкой, высокого разрешения 1920х1080.
Помимо этого в каждой базовой и малокомплектной школе установлены интерактивные доски Smart c ультракороткофокусным проектором и документ-камерой. Важно отметить, что Дибиров работал в Москве на доске ActivBoard компании Promethean, однако благодаря программе ActivInspire проблем  с использованием ПО SmartNotebook не возникло, и сразу три населенных пункта одновременно участвовали в интерактивном уроке. Идеальное решение, позволяющее учителю и ученику взаимодействовать максимально эффективно! Понятно, что проект был бы обречен без хорошего Интернета. 2 мегабита в секунду по выделенному каналу связи  обеспечила каждой школе компания «Ростелеком».
- Для координации всех сервисов, предлагаемых системой, был создан Портал поддержки дистанционного обучения (portal.do.kubannet.ru), - рассказывает Магомедшапи Дибиров. - Любой зарегистрированный пользователь может здесь найти информацию о расписании дистанционных занятий, форумов, ознакомиться с последними новостями, задать вопрос технической службе и так далее. А главное - с помощью системы LifeSize VideoCenter 2200 можно отыскать видеозапись любого из проведенных ранее уроков, что позволяет фактически организовать процесс самообразования, а также полноценное повторение любой из пройденных тем.

Как это создавалось
По словам генерального директора Polymedia Елены Новиковой, это был самый первый масштабный проект создания системы дистанционного образования, причем стартовать приходилось в весьма сложных условиях. Ведь территория Краснодарского края составляет 75485 квадратных километров, на ней проживают 5248500 человек. То есть по численности населения регион находится на третьем месте после Москвы и Московской области, при этом в сельской местности проживает практически половина граждан. Что характерно, здесь довольно большое количество малокомплектных школ, но поскольку закрывать их власти не планируют, возникла идея поднять качество образования с помощью современных информационно-коммуникационных и аудиовизуальных технологий.
- Нам пришлось в сжатые сроки, буквально на ходу, разрабатывать сложную управленческую схему, чтобы определить правила взаимодействия всех элементов системы, - говорит Елена Новикова. - Чтобы гарантировать высокое качество решения, мы сначала создали макет базовой школы, затем протестировали на его основе оборудование, проверили качество связи, затем разработали четкую логистическую схему, оценили риски, спрогнозировали различные варианты непредвиденных ситуаций и лишь затем начали отбор субподрядных организаций и монтаж оборудования. Чтобы созданная в рамках проекта система функционировала с полной отдачей, потребовалось наладить процесс обучения кадров. Для этого были организованы курсы трех уровней сложности: для технического персонала ресурсного центра, для опытных пользователей и для новичков, не имевших никакого опыта работы с интерактивными и мультимедиатехнологиями. На базе Кубанского госуниверситета мы развернули Центр технической поддержки с «горячей линией», так что любые проблемы, возникающие у педагогов и администраторов, решались максимально оперативно.
К слову, по завершении работ по проекту в Краснодарском крае Polymedia реализовала аналогичные проекты в Курской, Архангельской, Липецкой, Кемеровской и Ульяновской областях.  Это говорит о том, что положительный опыт организации дистанционного образования на Кубани уже замечен руководителями целого ряда других субъектов РФ.

Варианты использования
Традиционной особенностью отечественных проектов является многофункциональность и поливариантность их применения. Вот и в нашем случае создаваемая для решения образовательных и воспитательных задач система может быть использована не только для обучения. Ее достоинства высоко оценили управленцы, руководители различных уровней системы образования, представители муниципальных органов власти, ведь с помощью этого механизма появилась возможность проводить летучки, планерки, совещания, конференции, педсоветы и другие мероприятия в режиме онлайн, экономя время, силы и средства.
Кроме того, система оказалась незаменимой для решения таких серьезных проблем, как оповещение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций и разрешение вопросов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий. В частности, с ее помощью было организовано получение информации от оперативных служб и взаимодействие с властями муниципалитетов после наводнения, которое обрушилось на Крымск в 2012 году.
Но это еще не все. Совершенно очевидно, что система способна быть задействована в ходе выборов и предвыборных кампаний, опросов, просветительских, познавательных и развлекательных мероприятий для населения, обмена опытом между педагогами и другими специалистами.
- Поскольку технический ресурс этой системы позволяет эксплуатировать ее едва ли не круглосуточно, это дает возможность задействовать кабинет видеоконференц-связи как в учебное время полный рабочий день, так и после занятий, - считает Магомедшапи Дибиров. - Правда, это требует особого подхода к организации учебного процесса, к составлению расписания, а также особой квалификации самих педагогов, ведь урок с использованием дистанционных технологий, согласитесь, отличается от традиционного занятия. Но это уже отдельная история...

Перспективы проекта
Действительно, это целое направление, границы которого при желании можно расширить, ведь по проекту речь идет пока лишь об одном кабинете, оснащенном комплектом оборудования. А согласитесь, хорошо было бы иметь в образовательном учреждении несколько таких кабинетов, чтобы каждый предметник мог вести урок одновременно для многих десятков и сотен учеников малокомплектных школ. Это помогло бы решить проблемы кадров в таких школах, где порой педагогов больше, чем учащихся, а то и вообще учатся лишь
3-4 человека. Тогда часть занятий проходила бы в стандартном режиме очного общения детей и педагогов, а часть - дистанционно. (К слову, в данный момент в Липецкой и Курской областях уже идет дооснащение школ такими кабинетами.)
Власти Краснодарского края, желая спасти сельские школы, сделали ставку на внедрение новых технологий. Это смелый шаг, который благодаря разработанной специалистами Polymedia системе имеет все шансы на успех. Однако не стоит останавливаться на достигнутом, ведь положительный эффект абсолютно очевиден, а значит, его необходимо закрепить и развить.
Позволим себе дать совет педагогическим вузам воспользоваться прекрасной возможностью на практике изучить опыт организации дистанционного образования с применением аудиовизуальных систем, чтобы молодые педагоги умели работать с тем оборудованием, которое уже есть в школах. А главное, важно обучать студентов методикам проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием современных средств ИКТ, поскольку новые подходы сильно отличаются от классических и требуют иных компетенций.

Мнение чиновника

Николай БАЙРАЧНЫЙ, заместитель министра образования и науки Краснодарского края:
    
- В рамках комплексного решения, предложенного компанией Polymedia, школы Краснодарского края получили в свое распоряжение современные мультимедиа- и интерактивные технологии, а также широкие возможности коммуникации, что благотворно сказывается на качестве образования даже в самых удаленных от центра сельских школах. Главной целью проекта было предоставление всем детям равных возможностей получения качественного образования вне зависимости от их места жительства. Как показывает первый опыт реализации новой системы дистанционного обучения, она позволяет вывести многие школы, в том числе удаленные сельские, на качественно новый уровень образования.
С ее помощью у педагогов появилась реальная возможность практиковать такие формы обучения, как видеолекции, видеосеминары, интерактивные опросы и онлайн-проверка усвоенного материала. Разумеется, вместе с тем возросли требования в части организации образовательного процесса: большинству преподавателей старшего поколения нелегко приспособиться к новым условиям труда, но общение с ними показывает, что со временем педагоги смогут полностью усвоить новые формы и технологии обучения.