«Молодые не идут в школу, если школа не ждет и не зовет их, - считает Юрий Абдуллаев. - И у школы есть на то причины. Чаще всего - нет вакансий. Новое место зачастую появляется, только если уходит пожилой специалист. Кроме того, директора школ воспринимают прием на работу молодого педагога как риск.
Зарплата молодого учителя сопоставима с МРОТ. Низкие доходы становятся главной жизненной проблемой. Существенное значение имеет отсутствие жилья. Его молодым специалистам предлагают лишь некоторые районы. Многие выпускники, реальную потребность в которых испытывают дошкольные учреждения и сельские школы, пошли бы учить детей, если бы удалось решить жилищные проблемы.
Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому. С начала реализации национального проекта «Образование» в образовательных учреждениях произошли серьезные системные изменения: обновились оборудование, учебники и учебно-методические комплекты, больше внимания уделяется индивидуальным особенностям учащихся, новым технологиям, формирующим инициативу школьников».
Вполне очевидно, как бы ни совершенствовался учебно-воспитательный процесс в вузе, его выпускника нельзя рассматривать как готового, сложившегося учителя. Вуз не может вооружить его знаниями и навыками на все случаи жизни. Первые же самостоятельные шаги обнаруживают, что реальная практика профессиональной деятельности сложнее практики студенческой.
«Начинающие учителя нуждаются в помощи при разработке урока, внедрении новых технологий, предупреждении конфликтных ситуаций, организации работы с родителями, - поделился собственным опытом Юрий Абдуллаев, не один год проработавший в школе сначала учителем, потом директором. - Иногда у молодых специалистов возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная, либо большая для начинающего учителя - преподавание предмета сразу в трех параллелях, классах коррекции. Некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей не всегда эффективна».
В ходе разговора выяснилось, что студентов в первую очередь беспокоят вопросы трудоустройства, оплаты труда, отстаивания своих интересов и прав. Им непонятно, почему при устройстве на работу на вопрос «сколько буду получать?» ни один директор школы не сможет дать конкретный ответ. Поэтому особенно подробно Юрий Абдуллаев рассказал о тонкостях новой системы оплаты труда, роли профсоюза в распределении стимулирующего фонда и контроле правильности начисления заработной платы.
«В одиночку, не имея жизненного и профессионального опыта, эти и многие другие вопросы решать будет трудно, - подчеркнул Юрий Геннадьевич. - Поэтому надо вступать в профсоюзную организацию, обращаться за помощью к председателю первички, специалистам аппарата краевого комитета профсоюза».
Какими льготами обладает член профсоюза, как заключить трудовой договор, какие компенсации, заложенные в коллективном договоре, распространяются на молодых специалистов, какие программы обеспечения жильем действуют в крае, какие локальные акты необходимо изучить в первую очередь при устройстве на работу - об этом рассказала Наталья Лысикова, подчеркнув, что «молодой учитель особенно уязвим, испытывая трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса». Это осложняет его работу и профессиональное становление. Но все же нельзя отрицать, что молодой педагог вносит в жизнь школы новый ритм, использует современные подходы. Плюсы становятся видны, когда администрация школы и профсоюзный комитет помогают молодому специалисту освоиться.

Алтайский край