Школа без мела
В этом году финалистов конкурса принимала гимназия №1518 города Москвы, базовая школа Финансовой академии при Правительстве РФ, в которой экономика преподается с первого класса. Команда школы создала все условия, чтобы конкурсанты чувствовали себя комфортно и могли достойно продемонстрировать свои знания и таланты.
Директор гимназии народный учитель России Марина Михайловна Фирсова на открытии очного тура «Педагогического дебюта-2013» ознакомила участников конкурса со своим образовательным учреждением.
Гимназия первой в России в 2011 году стала образцовой школой Smart, практически в каждом кабинете есть оборудование этой компании - Smart-доска, документ-камера. В школе даже мела не найти, при такой технике он просто не нужен!
Малая академия наук (МАН), работающая в гимназии, объединяет 5 учебных исследовательских центров, в том числе центр энерго- и ресурсосбережения. Благодаря его деятельности только в прошлом году гимназия сэкономила 2 миллиона рублей, которые пошли на материальное стимулирование педагогов. В этом году гимназия №1518 вошла в десятку лучших школ Москвы.
О деятельности Общероссийского профсоюза образования на открытии конкурса рассказал секретарь аппарата профсоюза, начальник правового отдела ЦС Михаил Авдеенко. Он напомнил, что с 1 сентября этого года вступает в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором целая глава посвящена педагогическим работникам. Государство впервые признало особый статус педагогов в обществе, причем благодаря активным действиям профсоюза этот статус удалось наполнить конкретным содержанием, сохранить все права и гарантии, которые были в предыдущем законе.
Предусмотрено развитие принципов государственно-общественного управления в образовании. В управлении образовательными учреждениями будут участвовать действующие в них профсоюзные организации, в аттестационную комиссию тоже должен будет входить представитель профкома, то есть влияние профсоюза в системе образования продолжает возрастать.
Участник конкурса Аркадий Муниев, учитель информатики школы №15 Элисты, рассказал о клубе молодых педагогов Калмыкии «Постижение», председателем которого он является, и о форуме молодых педагогов в Марий Эл, организованном профсоюзом.

Проекты реалистичные и не очень
В этом году на заочном этапе конкурса его участникам нужно было представить проект на патриотическую или экологическую тему. Очные испытания для учителей остались прежними: презентация педагогического проекта «Моя инициатива в образовании», учебное занятие по предмету, публичное выступление. Для педагогов дополнительного образования они были схожими. Молодые управленцы должны были представить на конкурсе управленческий проект, а вместо учебного занятия для них был предусмотрен конкурс-сюрприз.
Заместитель директора Центра дополнительного образования «Планета взросления» Хабаровска Виктория Тимохина, представляя на суд жюри свой проект, заметила, что подростки мало интересуются историей своей страны, не знают проживающих рядом ветеранов войны и труда. Поэтому в 2011 году она вместе с ребятами из кружка журналистики разработала проект «История Великой Отечественной войны живет и в моем дворе». Юнкоры собрали материалы о ветеранах из Южного микрорайона Хабаровска и передали их в музей центра, где появилась экспозиция «Солдаты Победы живут на моей улице». Всю собранную информацию записали на компьютерные диски, которые были распространены в образовательных учреждениях Хабаровска. Еще одним значимым итогом проекта стал выпуск к 9 Мая тематического номера районной газеты «Школьный курьер», в котором опубликованы материалы о ветеранах, героях Великой Отечественной войны.
Алексей Турчин, заместитель директора петербургской гимназии №24 имени И.А.Крылова, представил проект создания образовательного кластера на Васильевском острове. Выбор профильных предметов в гимназии ограничен, поэтому многие ребята в старших классах, решив в дальнейшем получить технические, медицинские специальности, были вынуждены переходить в другие образовательные учреждения. Образовательный кластер - это объединение образовательных учреждений различной направленности: гуманитарной, технической, спортивной. Проект предусматривает, что каждый ученик сможет составить свой образовательный маршрут, выбирая углубленное изучение дисциплин в любом образовательном учреждении кластера. Нормативно создать такой кластер пока невозможно. Поэтому сотрудники гимназии обратились к губернатору Санкт-Петербурга с просьбой содействовать в решении этого вопроса.
Наталья Седина, директор Генераловской основной школы Одесского района Омской области, рассказала о планах создания казачьего спортивно-патриотического школьного клуба: «Деревня Генераловка основана в начале прошлого века казаками из Украины. Уже в наше время жители деревни решили возродить казачьи традиции, и деревня стала станицей. Школа тоже решила воспитывать детей на основе традиций яркой, самобытной казачьей культуры. Моей идеей стала организация деятельности казачьего клуба. У проекта есть подпрограммы, две патриотические, краеведческая и две спортивные: для ребят с 6 до 11 лет и с 11 до 15. Мы планируем принять участие в конкурсе грантов правительства Омской области и надеемся получить деньги на создание базы для реализации нашего проекта, казачество тоже обещает нам спонсорскую поддержку».
Надежда Ооржак, педагог дополнительного образования Кызылского центра образования «Аныяк» Республики Тыва, решила создать в городе детскую газету на русском языке, и несколько месяцев назад в Кызыле появилась школа юного журналиста. Пока она работает только во время каникул, в этот период идет интенсивное обучение, а в начале четверти выходит новый выпуск газеты. Дети с таким трепетом ищут свою статью в свежем номере, который еще пахнет типографской краской…
Учитель столичной гимназии №1518 Екатерина Серякова, взяв за основу квест, разработала серию обучающих игр, которые комплексно воспитывают экологическую культуру, развивают интеллектуальные способности школьников. Дмитрий Петренко, педагог дополнительного образования по гандболу из Ростова, в своем проекте предложил с помощью спортивной игры заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Проект Владимира Обласова, директора многопрофильного лицея №11 им. В.Г.Мен­дель­сона города Ульяновска, был посвящен здоровому образу жизни. Вся воспитательная работа в образовательном учреждении пронизана спортивными мероприятиями, часто проводятся патриотические турниры, посвященные героям-выпускникам, учителю физкультуры Владимиру Мендельсону, именем которого назван лицей.
«В моем проекте предусмотрено межведомственное объединение различных учреждений, которые занимаются спортом, - физкультурных, медицинских, учреждений культуры. Из своего лицея я хочу сделать центр здоровьесозидания. Есть понятие «здоровьесбережение», а я хочу именно созидать здоровье, то есть не просто поддерживать уровень здоровья детей, а взращивать его», - заключил Владимир Викторович.

О горячем питании и толерантности
В конкурсе «Публичное выступление» требовалось проявить свои ораторские способности, обоснованно и интересно представить идею, которую участник считает важным вынести на общественное обсуждение. Конкурсанты выбрали самые разные темы: от горячего питания школьников до работы детских общественных организаций. Многие участники, приехавшие из села, горячо и убедительно говорили о необходимости сохранения сельских школ. Несколько педагогов рассуждали о плюсах и минусах электронных дневников. Оказалось, что для крупных городских школ в них много достоинств, а для сельских, где у большинства населения нет компьютеров, это обуза.
Учитель из Санкт-Петербурга Олег Николаевич Катренко поднял проблему обучения детей мигрантов в российских школах. Их число растет, особенно в крупных городах, но их языковой и культурной адаптацией государство занимается недостаточно. Олег Николаевич считает, что школы должны адаптироваться к таким детям, чтобы они не становились изгоями в школьном пространстве.
Аркадий Михайлович Муниев, учитель из Калмыкии, обратил внимание на то, что еще в феврале на сайте Минобрнауки РФ был опубликован проект профессионального стандарта педагога, но почему-то он мало интересует коллег. К началу конкурса комментарии к нему оставили несколько человек, а у нас в стране более миллиона учителей...
Педагог из Рязани Вадим Юрьевич Мишин обратился к острой теме экологического просвещения: «Человечество платит высокую цену за убийство природы, общество это признает, об экологическом образовании заговорили на самом высоком уровне, а в Википедии, где можно найти информацию даже о самом незначительном событии или явлении, нет ни одной статьи об экологическом образовании». Учитель предложил разработать стратегию развития экологического образования на основе предмета «география».
В один из вечеров конкурса его участники встретились с представителем Министерства образования, заместителем директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Олегом Вадимовичем Роскиным. Он рассказал о некоторых реформах, которые планирует провести министерство в обозримом будущем. Среди них отмена золотых медалей и введение аттестата с отличием, изменение порядка экспертизы школьных учебников и включения их в федеральный перечень. Обсуждается вопрос об отмене типовых положений об образовательных учреждениях.
Участники встречи могли задать вопросы представителю Минобрнауки РФ, а он в свою очередь отметил, что многие проекты министерства нуждаются в экспертной оценке практиков, в том числе и молодых специалистов.

Что обещали министры?
Президент Ассоциации лучших школ России, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор шко­лы-2010», руководитель школы №97 города Ижевска Ахтам Чугалаев провел «круглый стол» для молодых управленцев - участников конкурса. Получив передышку между состязаниями, финалисты смогли поговорить в спокойной обстановке, вспомнить о начале своей деятельности на посту управленцев, обменяться впечатлениями, и оказалось, что в разных регионах, селах и городах директора сталкиваются с одними и теми же проблемами. Например, в подавляющем большинстве образовательных учреждений нет юристов, а школе теперь нередко приходится отстаивать свои интересы в судебных органах. Те руководители, кому уже приходилось выступать в суде, выразили готовность поделиться опытом с коллегами.
После круглого стола последовало настоящее испытание для молодых управленцев: каждому нужно было представить себя в роли руководителя только что созданного Министерства школьного образования и за 30 минут подготовить краткую инаугурационную речь. Выстроить ее предлагалось на основе ключевых фраз: «первым делом я сделаю…», «я никогда не буду…», «люди обо мне будут вспоминать, как о…», «я уйду с должности, если…» Оценивались реалистичность озвученных планов, глобальность поднятых проблем, убедительность приведенных аргументов и харизматичность.
Директор санкт-петербургского лицея №214 Ирина Витте заявила, что в начале своей деятельности соберет рабочую группу лучших практиков и даст им задание - определить цели и смысл школьного образования. Она пообещала, что никогда не будет подписывать стратегические документы, не содержащие педагогическую составляющую, а свою задачу на посту министра Ирина Яковлевна видит в том, чтобы убрать бухгалтерский подход и ввести в школьное образование новую парадигму: деньги за идеи.
Алексей Атапин, заместитель директора по безопасности и охране труда средней школы №175 Самары, считает необходимым упростить путь талантливой молодежи к получению научных степеней, званий и должностей. Кроме того, Алексей Александрович поклялся никогда не принимать спонтанных решений о нововведениях без серьезного анализа, и выразил надежду, что люди будут вспоминать о нем, как о человеке, освободившем образовательные учреждения от огромного объема запрашиваемой информации.
Дмитрий Викторович Орловский, директор Любомировской средней школы Таврического района Омской области, пообещал в первую очередь сделать образование доступным и открытым. Для этого он собирается использовать современные технологии, привлечь внебюджетные средства, а также издать приказы и постановления, чтобы защитить образовательные учреждения от излишних проверок надзорных органов.
Алексей Павлович Турчин начал бы с изменения системы подготовки учителей, чтобы она соответствовала современным требованиям. Программа подготовки магистров должна включать обязательную стажировку студентов в школах. Также, по его мнению, необходимо изменить существующую аттестацию педагогических работников, включив в этот процесс старшеклассников, родителей и общественность. Он пообещал, что прежде чем приступит к исполнению обязанностей министра, пригласит членов жюри на свой открытый урок.
Владимир Викторович Обласов отметил, что основная проблема школы заключается в том, что социальный статус учителя сильно занижен. Отсюда - нехватка в школе молодых педагогов и специалистов в целом. Поэтому первым делом он подпишет приказ о программе «Жилье молодому специалисту», при этом квартиры будут предоставляться учителям при условии обязательной отработки в школе не менее 10 лет.
Вячеслав Раднаев, директор Кункурской средней школы имени Д.Ц.Пурбуева Агинского района Забайкальского края, заявил, что первым делом внесет изменения в механизм введения новых образовательных стандартов, и пообещал никогда не содействовать тому, чтобы школьное образование стало платным.
Большинство выступающих пообещали уйти с должности в случае, если почувствуют себя бесполезными на этом посту и если появится тот человек, который сможет продолжить их начинания. А некоторые согласились покинуть пост министра только в случае ухудшения здоровья.
После выступлений большинство молодых управленцев признались в том, что пока они не готовы уйти в большую политику, потому что многое им хочется реализовать в своем образовательном учреждении. Кроме того, до должности министра нужно дорасти и получить необходимый опыт.
В заключение конкурсного испытания Ахтам Чугалаев задал управленцам пару провокационных вопросов: «Вы встретили беременную женщину, многодетную мать, из ее детей трое глухих, двое слепых, один умственно отсталый, сама женщина больна, вы бы посоветовали ей сделать аборт?
Еще вопрос: вам нужно выбрать из трех кандидатов президента страны. Первый кандидат общается с нечистыми на руку политиками, курит без остановки, выпивает 8-10 бокалов спиртного в день, у него две жены. Второй кандидат спит до полудня, баловался опиумом, выпивает по литру виски каждый день. Третий имеет воинские награды, вегетарианец, не курит, изредка пьет пиво и никогда не изменял жене». Первым кандидатом оказался Франклин Рузвельт, вторым сэр Уинстон Черчилль, кандидат номер три - Адольф Гитлер…
«А если вы мысленно посоветовали той женщине сделать аборт, вы только что убили Бетховена», - продолжил Ахтам Чугалаев. Он рекомендовал молодым коллегам не торопиться с выводами и оценками. Очень часто работники образования сталкиваются с ситуациями, в которых нужно принимать нестандартные решения, а пост руководителя обязывает к еще большей ответственности.

Медали - финалистам,
цветы - актерам…
5 апреля на торжественном закрытии «Педагогического дебюта» все участники финала были провозглашены лауреатами конкурса и в подтверждение этого получили увесистые медали. Силами гимназистов и конкурсантов был организован веселый концерт с русскими частушками, песнями на татарском и калмыцком языках, а один из участников даже показал свой мультфильм, сопроводив его стихами собственного сочинения.
Победителей оказалось десять: шестеро в номинации «Молодые учителя», самой многочисленной, трое в номинации «Молодые управленцы», и один в номинации «Молодые педагоги дополнительного образования», где было всего пять участников.
В номинации «Молодые учителя» победили:
Илья ДЕМАКОВ, учитель истории и обществознания гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга;
Олег КАТРЕНКО, учитель истории и обществознания средней школы №340 Невского района Санкт-Петербурга;
Алина МАГОМЕДОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1 Белгорода;
Александр МЕЛЬНИКОВ, учитель математики средней школы №73 Челябинска;
Екатерина СЕРЯКОВА, учитель английского языка гимназии №1518 Москвы;
Олег ФЕДОРОВ, учитель истории и обществознания гимназии №63 Калининского района Санкт- Петербурга.
В номинации «Молодые управленцы» лучшими признаны:
Алексей АТАПИН, заместитель директора по безопасности и охране труда средней школы №175 Самары;
Ирина ВИТТЕ, директор лицея №214 Центрального района Санкт-Петербурга;
Владимир ОБЛАСОВ, директор мно­гопрофильного лицея №11 им. В.Г.Мен­дельсона города Ульяновска.
В номинации «Молодые педагоги дополнительного образования» победу одержала Надежда ООРЖАК, педагог Кызылского центра образования «Аныяк» Республики Тыва.
«Конкурс замечательный, - поделилась Наталья Юрьевна. - Особенно приятно, что обратили внимание на педагогов дополнительного образования, создали для нас отдельную номинацию. Очень хочется, чтобы педагогов дополнительного образования приравняли к учителям, ведь сейчас у них нет льготной пенсии, немножко другая ставка. Теперь я приеду в город и смогу поднять эту проблему, конкурс меня на это вдохновил».
Руководитель отдела по связям с общественностью ЦС профсоюза Елена Елшина вручила пятерым участникам номинации «Молодой педагог дополнительного образования» памятные подарки и пригласила их на форум педагогов дополнительного образования, который пройдет в Москве в октябре этого года.
На закрытии «Педагогического дебюта» было объявлено о рождении нового конкурсного детища - межрегионального клуба молодого педагога. Один из инициаторов его создания - победитель конкурса в номинации «Молодой учитель» Олег Дмитриевич Федоров: «Все коллеги признались, что испытывают потребность в продолжении профессионального общения, поэтому мы и решили создать межрегиональный клуб. Вступить в него может не только участник конкурса, но и любой молодой педагог, который имеет стаж работы до пяти лет. Клуб создан при Ассоциации лучших школ России, уже сейчас вырисовываются контуры первых мероприятий - это образовательный форум и педагогический десант, который мы надеемся провести в августе».
Олег Федоров участвовал в конкурсе дважды, в этом году ему удалось победить. По словам учителя, на этот раз поездка на финал в Москву во многом состоялась благодаря отраслевому профсоюзу. Именно территориальный комитет профсоюза Калининского района Санкт-Петербурга во главе с Александром Николаевичем Афанасьевым воодушевил его на участие в конкурсе и даже финансово поддержал, оплатив оргвзнос.
После завершения конкурса все финалисты отправились на спектакль в один из столичных театров, захватив с собой подаренные розы, чтобы преподнести их актерам.