Большие перемены
- Сегодня можно констатировать, что основные положения, которые были в программе развития российского образования на последнее десятилетие, выполнены, - отметила председатель рескома Светлана Пронина. - Если начало модернизации касалось в большей степени общеобразовательных учреждений, то сегодняшние новации предполагают серьезные изменения в профессиональной школе. Например, самой горячей темой в начале нынешнего учебного года стала реорганизация сети учреждений профессионального образования. Процессы реорганизации достаточно болезненны и затрагивают интересы большого числа работников, включая руководителей, а также обучающихся и их родителей. Понятно, что главнейшей задачей профсоюзных организаций в этих условиях становится усиление защиты прав интересов членов профсоюза.
Изменения в профессиональном образовании идут уже не первый год. Процессы реструктуризации затронули среди высших учебных заведений республики Стерлитамакскую и Бирскую педакадемии. Эти вузы присоединены к Башкирскому государственному университету в качестве филиалов. Заочный финансово-экономический институт преобразован в Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ с присоединением к нему Финансово-экономического колледжа.
В ведение регионов переданы учреждения среднего и начального профессионального образования. Так, республика получила 21 федеральный ссуз. Понятно, что передача этих учреждений в регионы ускоряет и делает неотвратимыми процессы оптимизации их сети.
Сегодняшняя система профессионального образования республики включает в себя 15 вузов, 25 филиалов высших учебных заведений, 85 ссузов, 89 учреждений НПО. В профсоюз образования входят 65 первичек учреждений профессионального образования, объединяющих более 60 тысяч человек, что составляет 35,3 процента от общей численности республиканской организации.
По данным профсоюзных организаций, по итогам 2012 года средняя зарплата в вузах и их филиалах в республике колеблется от 13470 рублей в Сибайском филиале БГУ до 27760 рублей в Уфимском авиационном техническом университете. Зарплата профессорско-преподавательского состава - от 21200 рублей в Башкирском институте социальных технологий до 49564 рублей в УГАТУ. Средняя зарплата работников учреждений среднего профобразования - от 7883 рублей в Акъярском горном колледже до 21440 рублей в Уфимском профессионально-педагогическом колледже. Зарплата преподавателей ссузов - от 10159 рублей в Акъярском горном колледже до 23550 рублей в Кумертауском педагогическом колледже.
По мнению профсоюза, повышение заработной платы должно осуществляться не только за счет и без того ограниченных внутренних ресурсов образовательных учреждений, а, прежде всего, посредством значительного увеличения бюджетных ассигнований, направленных на формирование фондов оплаты труда, установления на государственном уровне базовых окладов по профессионально-квалификационным группам.
Профсоюзным организациям необходимо более обстоятельно и дифференцированно заниматься вопросами условий и оплаты труда профессорско-преподавательского состава, искать новые подходы к решению социальных проблем. Нужно активно включиться в разработку нормативов и стандартов работы преподавателей, предлагать конкретные меры поддержки, в том числе, участие в «Кредитном союзе», программах медицинского страхования, то есть более точечно работать с целевой группой.

Когда стипендия больше зарплаты
Председатель профкома сотрудников УГАТУ Николай Середа рассказал, что закрытие филиалов вуза проходит строго в рамках правового поля:
- В настоящее время завершается процедура закрытия филиала в Белорецке, профсоюз отслеживает, чтобы все происходило строго по Трудовому кодексу. С 1 сентября мы перевели студентов в головной вуз.
Председатель Салаватской организации Профсоюза работников народного образования и науки Наталья Гончаренко привела пример, как в их городе пару лет назад происходило объединение лицея с училищем. Тогда работникам вплоть до самого ухода в отпуск не говорили о том, что с ними будет в новом учебном году. Народ, понятное дело, был на взводе, в училище даже начали готовиться к забастовке, только встреча работников с представителями Министерства образования и администрации города помогла разрядить обстановку. Профсоюзная сторона на этой встрече привела пример схожего, а главное, безболезненно прошедшего слияния двух других учебных заведений. Люди поняли, что их не бросят, не оставят без поддержки в этой некрасивой ситуации. А профсоюз буквально следил за последующей судьбой каждого работника. Сегодня в Салавате возникает аналогичная ситуация. В таких условиях, считает Наталья Гончаренко, Министерству образования необходимо принимать превентивные меры, чтобы предупреждать возникновение подобных конфликтов, а не решать их после возникновения.
В условиях модернизации образования необходимо корректировать свою работу и студенческим профкомам.
- Перед нами действительно встают новые вопросы, - рассказал на пленуме председатель профкома студентов Башкирского государственного университета Сергей Корлыханов. - Например, необходимо сохранять место в общежитии студенту-бакалавру четвертого курса, когда он вступает в магистратуру, материально поддержать магистра первого года обучения, так как зачастую его финансовое положение ухудшается.
Необходимо регулировать вопросы жизнедеятельности студентов-контрактников. С 1 сентября 2012 года Министерством образования и науки РФ была определена минимальная стоимость обучения в вузах - 60200 рублей. Сюда включены и затраты на проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами-контрактниками. Но на практике, к сожалению, средства на проведение мероприятий с ними не выделяются. В этом вопросе, считает Сергей Корлыханов, необходимо делать упор на требование министерства о проведении воспитательной работы со всеми студентами без исключения.
Председатель студенческого профкома УГНТУ Наталия Алексеева высказала мысль, что сегодня студентам нередко живется даже лучше, чем их преподавателям. Если в нефтяном университете молодой человек активно занимается научной, общественной, культурно-творческой, спортивной деятельностью, успешно учится, то может получать стипендию до двадцати тысяч рублей в месяц. Согласитесь, не каждый учитель имеет такую зарплату. Помогает профкому и полученный грант в размере 30 миллионов на два года, направленный на поддержку студенческих инициатив.
- Повышенная стипендия является отличным инструментом, который подстегнул студентов заниматься общественной деятельностью и реализовывать свои инициативы, - отметила Наталия Алексеева.

Проблемы и пути решения
Ректор УГАТУ, председатель Совета ректоров вузов Республики Башкортостан Мурат Гузаиров сделал акцент на интеграции учреждений разных уровней:
- С 2014 года Министерство образования и науки РФ планирует прекратить финансирование учреждений среднего профессионального образования. В Башкирии они уже с 2012 года финансируются из республиканского бюджета. В этом году бюджет республики дефицитный, принимался тяжело, соответственно и финансирование учреждений среднего профессионального образования будет сложным, деньги будут выделяться только на самые востребованные специальности. Поэтому данным учреждениям есть смысл работать в рамках структуры вузов. Но пока в Башкирии ни один техникум не согласился на это, хотя есть положительные примеры в Екатеринбурге и Татарстане. У нас же все хотят быть самостоятельными.
Говоря о том, в чем вузам нужна поддержка профсоюза, Мурат Гузаиров остановился на условиях проживания студентов:
- Во-первых, общежитий не хватает, а, во-вторых, они просто старые, построены исходя из норматива четыре квадратных метра на человека, теперь же нужно шесть «квадратов» на жильца.
Заместитель министра образования РБ Елена Козлова в своем выступлении остановилась на проблемах начального и среднего профессионального образования:
- Сегодня идет уже не та модернизация, когда что-то просто «лакировалось», процессы идут серьезные. Вопросы начинаются с заработной платы и заканчиваются существованием самого учебного заведения. Министерство регулярно проводит мониторинг эффективности деятельности учреждений среднего и начального профессионального образования. И вот что показывает анализ: во многих учреждениях НПО контингент учащихся сократился в два-три раза по сравнению с 2000 годом. Связано это и с сокращением выпускников школ, и с переориентацией абитуриентов на высшую школу.
Серьезнейшая проблема, по мнению зам. министра, это старение кадров. Последний анализ показал, что доля педагогических работников в учреждениях начального профессионального образования в возрасте старше 50 лет составляет 26 процентов, а в учреждениях СПО - свыше 40 процентов. При этом доля работников со стажем менее пяти лет крайне невелика, то есть новых специалистов приходит мало. Это тоже проблема сегодняшнего дня.
Разговор на пленуме получился заинтересованный. Красной нитью проходила мысль о необходимости активного участия профсоюзных комитетов в выработке решений в рамках государственно-общественного управления образованием, а также контроля за исполнением норм законодательства при происходящих изменениях.


Уфа