Конфликт в школе начался после введения в 2007 году новой системы оплаты труда (НСОТ): некогда дружный коллектив, в котором все были готовы прийти на помощь друг другу, разобщился, прекратились праздники и другие совместные мероприятия. Причина - в резком контрасте, образовавшемся в зарплатах между администрацией и учителями. Марина Егоровна, правда, уже тогда была в составе профсоюзного комитета. Но, как пояснила профлидер, отношения с администрацией строились исключительно на доверии, поэтому поначалу члены профкома не подвергали сомнению, что разработкой школьного положения об оплате труда должны заниматься директор и его заместители. Это воспринималось как спущенная сверху норма. А когда сомнения возникли, директор заболела, год была на больничном, после чего уволилась…
Нового директора, по словам профлидера, в коллективе ждали как глотка свежего воздуха, надеясь на то, что с его приходом все станет на свои места. Но назначенный летом 2011 года директор ничего не изменила. Педагоги были в отчаянии…
В такой, казалось бы, безвыходной ситуации в учителе начальных классов Марине Власовой вдруг проснулись лидерские качества. Свою борьбу за права коллег она начала еще до того, как в ноябре 2011 года была избрана председателем профкома: добилась перевода начальной школы с шестидневки на пятидневку, за что ратовали родители и учителя, но против чего категорически возражала директор. Затем, уже став председателем, решила разобраться, почему зарплата педагога Панинской средней школы самая низкая в районе. В ответ на отказ администрации сотрудничать получила необходимые сведения из других источников. И эта информация привела коллектив в состояние ступора: как выяснилось, зарплата одного из заместителей директора, имеющего 14 часов учительской нагрузки в неделю, - 70 тысяч рублей в месяц, зарплата только что приступившего к исполнению своих обязанностей директора, за плечами которого ни дня работы в качестве управленца, - 50 тысяч рублей, а зарплата рядового учителя с большим стажем работы и нагрузкой 1,5 ставки недотягивает до 10 тысяч. Сама Марина Егоровна, проработавшая в школе 23 года, на тот момент получала 7 тысяч в месяц при нагрузке 24 часа в неделю…
Предательство, унижения и хамство - эту чашу Марине Власовой пришлось испить до дна, после того как профком вышел на директора с предложением изменить положение об оплате труда, урезать зарплату заместителей директора и повысить ставку учителя.
Сначала в Панинский райком профсоюза поступило заявление от одного из работников школы о том, что Власова была избрана председателем профсоюзной организации не по уставу: надо было на общем собрании, а за нее проголосовал профком. Но по такому сценарию выборы председателя профкома в Панинской школе проходили всегда! Тем не менее устав есть устав: на последовавшем вскоре президиуме райкома профсоюза было принято решение о проведении в Панинской школе повторных выборов…
«Если бы не поддержка профкома в тот момент, если бы обком профсоюза не подключился, мы бы не справились», - признается Марина Власова.
Поездка в обком профсоюза инициативной группы профкома в составе самой Марины Егоровны, учителя начальных классов Татьяны Тимофеевой и учителя русского языка и литературы Галины Куценковой действительно принесла свои плоды.
Во-первых, профсоюзное собрание в Панинской школе на этот раз было проведено по уставу. И хотя директор, по словам Власовой, в ходе собрания не раз заявляла, что не хочет, чтобы Марина Егоровна была председателем профкома, коллектив преобладающим большинством голосов проголосовал за нее (против были двое - директор и один из его заместителей, воздержался один человек).
Во-вторых, после того как председатель Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова проинформировала о ситуации в Панинской школе руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олега Мосолова, последний сам связался с Мариной Власовой по телефону. Как рассказала Марина Егоровна, это было 2 марта 2012 года, накануне выборов президента страны. Профлидер практически дословно помнит сказанное ею тогда Олегу Николаевичу: «Если ничего не изменится, я вам обещаю, что наша школа выйдет на забастовку. А инициативная группа, человек десять, отправится в Москву. Сядем на Красной площади, как шахтеры когда-то с касками, а мы с указками - и будем стучать, пока нас не увидят и не услышат!»
Уже через четыре дня после разговора, 6 марта 2012 года, в Панинскую школу прибыла комиссия, в состав которой вошли представители управления экспертной и контрольной работы правительства области, областного Департамента образования, науки и молодежной политики, обкома профсоюза.
Побывала на проверке и ваша покорная слуга. Врезался в память диссонанс. Директор стелила мягко: тихим, приятным голосом рассказывала, почему у нее не получается так быстро выполнить требования профсоюза. А вот сидящая рядом худенькая профлидер ставила вопросы очень жестко.
Итог проверки: по окончанию учебного года в Панинской школе произошла смена директора.
«Когда я вышла из отпуска в августе 2012 года, то первым делом познакомилась с новым директором - Виктором Митрофановичем Подшибякиным, - рассказывает Марина Власова. - Сказала, что профком хочет, чтобы с самого начала у нас наладился диалог.
Первое, на что обратила внимание, - это то, что очень сильно поднялась оплата за медосмотры, которые мы обязаны проходить перед каждым учебным годом. Мы всегда это делали за свои деньги. Но тысячу с лишним из своего кармана работнику выложить не под силу. Поэтому сразу поставила условие: не будут выделены средства на медосмотры - школа 1 сентября не откроется. Я была услышана: работники нашей школы (по-моему, единственные в районе) прошли медосмотр бесплатно.
Когда в сентябре профком завел разговор о новом положении об оплате труда, я попросила Виктора Митрофановича предоставить сведения о том, какой объем финансирования остался у школы до конца учебного года. Через 2-3 дня директор дал полную выкладку. Сидели и считали мы долго. Потом пришли к такому выводу: если урезать ставку заместителя директора с 90 до 60% от директорской, сократить количество ставок заместителей с четырех до трех (4 ставки на 722 учеников - много), привлечь средства, выделенные на учебные расходы, то можно увеличить оклад учителя с 5280 до 8000 рублей. Что в результате и было сделано.
И когда в сентябре учителя получили первую зарплату, это был шок! Потом всплеск эмоций. Все шли и говорили «спасибо». Иногда звучала фраза: «Хочется идти на работу впервые за многие годы!» А когда День учителя подошел, гуляли на ура. Как будто проснулись после долгой спячки…»

Воронежская область