Вот уже три недели по решению властей начальные и средние школы в Дании закрыты. 69 тысяч педагогов не работают. 900 тысяч детей не ходят в школу. Правительство продолжает настаивать на необходимости реформы образования, которая предполагает изменения в системе распределения нагрузки. Чиновники решили преподавательский лимит в 25 учебных часов в неделю снять и дать школам возможность самим решать, как использовать рабочее время учителей. Педагоги уверены, что директора найдут простое решение и будут ставить учителям все больше уроков, не учитывая время на их подготовку, внеклассные занятия или проведение родительских собраний.
Переговоры властей и Союза датских учителей до сих пор так и не сдвинулись с мертвой точки. Под угрозой срыва оказались переходные экзамены в старшую школу для учеников девятых классов. Уже сейчас преподаватели говорят, что наверстать упущенные три недели занятий до конца года они не успеют. А если конфликт затянется еще дольше, то и сами экзамены будет некому проводить. Чтобы присматривать за младшими школьниками, которые сидят дома, родителям приходится брать дополнительные отгулы на работе или просить помощи у родственников и друзей.
Ситуацию в Дании прокомментировала Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования, вице-президент Европейского комитета профсоюзов образования:
- На учительском профсоюзе лежит огромная ответственность. Он должен взвесить свои возможности, чтобы быть уверенным, что власть придет к какому-то компромиссу. Иначе пострадают учителя. Поэтому надо обязательно просчитывать все последствия.
В свое время, когда мы готовились к забастовке, мне приходилось обращаться к другим профсоюзам, понимая, что родители не могут остаться дома со своими детьми, которые не пошли в школу. Я просила коллег из других профсоюзов направить письма в организации с просьбой, чтобы родители во время забастовки профсоюза образования могли получить отгул или даже материальную помощь.
Ситуация в Дании показала, как жестко учителя проявили негативное отношение к свободам, которые власти решили предоставить образовательным учреждениям. Они не хотят, чтобы в коллективе решали, какую нагрузку какому учителю давать. Ведь у них нет первичных профсоюзных организаций на уровне школы, которые существуют у нас. В Дании коллективные договоры заключаются на государственном уровне. Договариваться на государственном уровне о нагрузке каждого отдельно взятого учителя в каждой отдельно взятой школе очень сложно, практически невозможно.